Школы Башкирии оказались не готовы к добровольности изучения языков
Закон заработал с нового учебного годаЛетом президент подписал закон о добровольном изучении национальных языков. Поправки в закон об образовании гарантируют учащимся школ национальных республик право выбора языка изучения, а в отдельных случаях и языка обучения: это зависит от возможностей региона. Переход на добровольность стал настоящим испытанием для Республики Башкортостан. Одни школы смогли освободить русскоязычных детей от башкирского языка, другие – заменили его на новые предметы: краеведение, уфаведение и историю и культуру Башкортостана (ИКБ). А третьи наотрез отказываются менять сложившиеся устои и ставят ультиматумы: либо башкирский, либо за дверь. Некоторые дети так и учатся – за дверью. О том, как школы Башкирии по поручению Владимира Путина переходят на добровольное изучение национальных языков, – в материале Накануне.RU.
Суть закона
Языки обучения определяют сами учебные заведения, но поправки в закон об образовании дали родителям право выбора с нового учебного года.
"Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей несовершеннолетних", – говорится в статье 14 закона.
Главное нововведение состоит в том, что теперь ребенка не могут заставить учить тот или иной язык против его воли. Это должно было освободить русскоязычных детей в национальных республиках от уроков по татарскому, башкирскому и другим языкам, не являющихся для них родным. В новой редакции закона прописано, что язык изучения за ребенка выбирают родители перед поступлением в первый и пятый классы.
Заявления об отказе от башкирского языка родители начали писать еще в прошлом году после заявления Владимира Путина о том, что изучение языков народов России – это "гарантированное Конституцией добровольное право". Некоторым еще тогда при помощи прокуратуры удалось добиться соблюдения своих прав.
В этом учебном году многие изнуренные прокурорскими проверками и скандалами с родителями директора школ сделали вид, что никакого закона о добровольности не было, рассказали Накануне.RU члены родительского комитета. Другие и вовсе истолковали его по-своему, якобы, поправки вводят обязательность изучения национальных языков. Но чаще всего директора убеждали родителей написать заявление об изучении башкирского, ссылаясь на "указания сверху".
В официальном "указании сверху" – рекомендациях министерства образования Республики Башкортостан руководителям образовательных учреждений по организации изучения родных языков и башкирского языка как государственного – повторяются слова федерального Минобра о добровольности.
Говорится о том, что в вариативной части учебного плана, к которой относится государственный башкирский язык, школа может усилить преподавание тех или иных предметов из обязательной части, ввести новые учебные предметы с учетом интересов обучающихся и их родителей.
"Для обучающихся, не выбравших для изучения башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан, могут быть предложены предметы краеведческой направленности, учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные интересы обучающихся", – сказано в апрельском документе, подписанном министром образования Республики Гульназ Шафиковой.
Вероятно, поэтому ряд школ заменили башкирский государственный язык на краеведение, уфаведение и историю и культуру Башкортостана.
Краеведение, уфаведение и ИКБ
Родителям девяти учеников лицея №9 города Сибая еще в прошлом году удалось отстоять свое право на добровольное изучение языков. Благодаря вмешательству прокуратуры они отказались от изучения башкирского языка – государственного и родного. Вместо государственного башкирского в вариативной части теперь английский язык, вместо родного башкирского – родной русский, правда, без учебников, но это проблема всех республиканских школ. Победа стоила родителям нервов и времени, а их детям – внешкольных мероприятий с одноклассниками.
"Чего мне это стоило – просто ужас. Администрация лицея отыгралась на моем ребенке по полной, было заявление на исключение из класса, была конфликтная комиссия, ребенка не приглашают ни на одно мероприятие. Нас исключили из всех школьных чатов, после нового года они ходили в батутный центр, на день именинника, но мой ребенок нигде не участвовал. Я нигде эту информацию не вижу, педагог до меня эту информацию не доводит", – рассказала Накануне.RU Светлана Арбузова.
С наступлением нового учебного года появилась другая проблема – введенное "сверх плана" краеведение.
"Классный руководитель сказала, что это "указание сверху", и предмет обязателен для посещения. Потом она перезвонила и объяснила, что это "внеурочка", и мой ребенок может ее не посещать, но остальные дети обязаны", – отметила Светлана.
Получить комментарий директора девятого лицея о введении краеведения не удалось.
О такой же проблеме рассказали родители учеников еще нескольких школ Уфы на условиях анонимности. Они признаются, что эти часы можно было бы потратить продуктивнее – на математику, русский язык и другие основные предметы.
"В учебных планах уже не осталось места для биологии, химии, физики, все по одному часу. Зато куча мертворожденных предметов, дублирующих друг друга (ИКБ, уфаведение), родной язык, башкирский государственный. Как итог: Башкортостан на 35 месте по количеству олимпиадников. Согласна, надо хранить национальную культуру, но не за счет отказа от изучения научных предметов", – поделилась с Накануне.RU мама школьницы.
Родителей настораживает и содержание уроков, например, по ИКБ.
"Даже песни заставляют учить, где противопоставление. Мол, Башкортостан - не Россия", – рассказала одна из родительниц на условиях анонимности и прислала слова песни, которую задали выучить ее ребенку:
"Башкортостан-родина моя,
Башкортостан-дивные края:
Это леса и тысячи рек.
Дорог Отчизне здесь каждый человек.
Припев:
Башкортостан, Башкортостан,
Цвети, моя республика Башкортостан.
Башкортостан, Башкортостан,
Навеки с тобою я, Башкортостан.
Славлю я батыров Родины моей,
И стрелой летящей сказочных коней,
Золото недр золото середец,
Землю эту славят поэт и певец.
Припев:
Гостеприимный край наш родной
Всех приглашает в свой дом большой.
Будем с Россией крепко дружить
В мире, согласии будем мы жить".
"Когда в прошлом году нам пытались вместо государственного башкирского языка навязать ИКБ, я прямым текстом объяснила, что мой ребенок не нуждается в предмете, который взращивает чувство вины перед башкирами, и я считаю подачу материала в учебниках ИКБ однобокой и националистической. Теперь прячут учебник от меня", – добавила мама пятиклассника.
Где песни, а где "коридорное" обучение. Не все школы оказались готовы придумать занятие для детей, которые отказались изучать башкирский. Так, например, по данным родительского комитета, в 158-й гимназии Уфы из восьми таких ребят осталось только трое: двое покорно ходят на уроки башкирского, а один ребенок представлен в эти часы самому себе.
"Башкирская гимназия"
В прошлом году гимназия №158 им. М. Карима в Уфе примерно поровну поделилась на тех, кто выбрал родной русский, и тех, кто выбрал родной башкирский. Однако после беседы с директором большинство родителей изменили решение, согласившись на башкирский язык. Лишь родители восьмерых учеников настояли на своем и при помощи обрнадзора получили индивидуальные учебные планы.
В этом учебном году из восьмерых учеников осталось трое – пятерым родителям пришлось перевести детей в соседние школы из-за якобы "давления директора".
"На всех собраниях нам говорили: "Не хотите учить башкирский – идите в другую школу". Часть родителей под этим давлением ушли в другие школы. А тем родителям, которые проигнорировали эти заявления, стали говорить, что они бедную учительницу подставляют. Создалась нездоровая атмосфера в классе", – рассказал Накануне.RU отец бывшего ученика 158-й школы Максим Загайко.
"Нездоровая атмосфера" отразилась и на ребенке. Однажды в разгар споров родителей с администрацией школы сын Максима Загайко пришел домой в слезах. Второклассник рассказал, что якобы его не пускали с урока в туалет, пока он не попросится по-башкирски.
"Только после того, как он произнес то, что учитель ему сказала, его выпустили. Это произвело большое впечатление на него и на других детей", – поделился отец бывшего ученика гимназии.
По словам родителей, в этом году трое оставшихся учеников "индивидуальных решений" не получили. Двое стали ходить на башкирский, один "держит оборону" и занимается в эти часы своими делами. А это, стоит заметить, шесть часов в неделю – три урока родного башкирского языка и три урока родной литературы на башкирском языке.
"Школа позиционирует себя как башкирская. Она называется "башкирская гимназия", – добавил Максим Загайко. – Администрация давит на родителей, говоря, что школа не может преподавать никакие другие языки. Школа считает, что раз она башкирская, то никакой другой родной язык, кроме башкирского, она преподавать не может. И написала себе в учредительных документах – в положении о языках – что родной язык у них только башкирский, и все".
В положении о языках, действительно, ни слова нет про родной русский. Более того, там перечислены предметы, которые должны преподаваться на башкирском. Список внушительный: родной язык, литература, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка, физкультура. Документ свежий, и для некоторых русскоязычных родителей он стал неприятным открытием.
Из "положения о языках" гимназии №158
Мама единственного отказавшегося от башкирского языка школьника написала заявление об изучении родного русского, на что получила ответ об "ограниченности финансовых ресурсов". Директор гимназии Гульназ Ахмадеева адресовала ее в управление по гуманитарным вопросам и образованию администрации Кировского района.
В разговоре с Накануне.RU руководитель гимназии отказалась комментировать ситуацию по телефону.
"Позиция родителей не всегда объективна. Мы законодательство соблюдаем, ничьи права не нарушаем", – сообщила Гульназ Ахмадеева.
Жители Южного микрорайона, в котором находится школа, в этом не уверены. Спустя 10 лет после открытия гимназии, в 2016 г., от учреждения открепили все дома в округе.
В положении о закреплении территорий за муниципальными общеобразовательными организациями гимназии №158 нет совсем. Документ размещен на сайте школы в разделе "Будущий первоклассник" с припиской: "Гимназия не имеет территориального закрепления". Почему управление образования Уфы приняло такое решение, непонятно, но родители догадываются, для чего это было сделано, – возможно, чтобы директор мог отбирать контингент учащихся.
Отметим, что, несмотря на статус гимназии, школа остается муниципальным общеобразовательным учреждением.
Красным выделены дома, закрепленные за лицеем №160, голубым – к школе №22, оранжевым – частично застроенный микрорайон, черным – микрорайоны Южный и Колгуевский. Зеленый "особнячок" – гимназия №158
Теперь в гимназию возят детей со всего города. Это ежедневно наблюдают жители микрорайона, которые из-за политики "Башкирской гимназии" и положения о территориальном закреплении вынуждены водить детей в переполненные школы, работающие в две смены.
На днях активисты попросили исполняющего обязанности главы Республики Башкортостан Радия Хабирова прикрепить дома к школе №158 и создать в ней русские классы.
"Дети должны самостоятельно добираться до других школ через несколько автодорог. При этом все школы в округе переполнены (в классах по 32-34 учащихся), учатся в две или три смены. А башкирская гимназия №158 учится в одну смену, в средних и старших классах по 22 человека, там по два класса в параллели. В то же время новый лицей №160, построенный в микрорайоне Колгуевский, рассчитан по потребности района на 550 мест, а учится в нем уже больше 1 тыс. учащихся. К нему относятся еще и жители Кузнецовского Затона, который сейчас очень активно застраивается, но о строительстве школы нет и упоминания", – говорится в обращении жителей микрорайона.
В некоторых школах пошли навстречу русскоязычным родителям
"Старший ребенок не изучает башкирский с восьмого класса, как раз после заявления Путина в Йошкар-Оле. Просто написали отказ всем классом. В параллели таких, полностью отказавшихся, оказалось два класса из семи. В остальных классах отказы написали несколько человек. Младший ребенок также не изучает башкирский язык второй год, но "отказников" было всего шестеро в классе. В обоих случаях администрация школы пошла нам навстречу: у старших просто убрали башкирский язык из расписания, у младших — башкирский язык ставили либо первым, либо последним уроком", – поделилась с Накануне.RU мама учеников 18-й школы Уфы.
Где-то замена башкирского на другой предмет по усмотрению родителей приняла причудливые формы. Так, в уфимской школе №38 родители выбрали вместо башкирского углубленный русский. И пожалели.
"Урок русского проходил прямо на уроке башкирского языка, на последней парте. Наша тамада (учитель подрабатывает ведущей мероприятий, – прим. Накануне.RU) диктовала определения прямо с интернета: за этот год мы изучили никому не нужные определения во втором классе: анархизмы, профессионализмы, омографы, омограммы", – рассказала член родительского комитета.
"Выставляют нас агрессивными шовинистами, которые ненавидят башкир"
Порой единственным источником изменений в законодательстве для родителей учеников становятся члены родительского комитета. Борьба за добровольность изучения оборачивается для них осуждением, травлей и обвинениями в шовинизме.
"Чтоб целыми классами отказались от государственного башкирского – это единицы во всем городе, руки хватит, чтобы посчитать. Почти все пугаются и пишут заявления на башкирский. Пугают неаттестацией, непоступлением в техникумы и вузы. В нашей школе одна прекрасная добрая учительница шантажировала собственным увольнением. О том, что у людей есть выбор, молчат или вовсе оспаривают", – рассказала Накануне.RU мама ученика 160-го лицея Уфы, пожелавшая остаться неназванной.
Активисты утверждают, что выступают за соблюдение законности, и не имеют ничего против национальных языков. Лишь бы их не насаждали.
"По сути наш комитет занимается тем, чем обязано заниматься Министерство просвещения: мы даем родителям полную информацию о правах детей, которые они имеют, обучаясь в школе. У нас в республике некоторые права замалчивают, а зачастую дают и неверную информацию. Конечно, в первую очередь это касается права на добровольное изучение башкирского языка и родных языков. Мы присылали в Министерство просвещения РФ и республиканское министерство образования предложение сделать на официальном сайте раздел для родителей, где в доступной форме была бы собрана вся нужная информация, что, кстати, избавило бы министерство от бесконечных однотипных вопросов родителей и необходимости им давать бесконечные однотипные официальные ответы. Но воз и ныне там", – прокомментировала Накануне.RU ситуацию председатель родительского комитета Галина Лучкина.
По всем перечисленным выше случаям Накануне.RU еще 15 ноября направило запросы в Министерство образования Республики Башкортостан и руководству гимназии №158. На момент публикации ответов не поступило, по закону о СМИ на это отводится семь дней.