"Ненастье" 90-х на Урале показали в сериале по роману Алексея Иванова
Сергей Урсуляк после "Тихого Дона" взялся за современную эпопеюНа канале "Россия" вышла заключительная серия многосерийного фильма Сергея Урсуляка "Ненастье", созданного по одноименному произведению уральского романиста Алексея Иванова. Произведение вошло в финал премии "Большая книга" (2016) и было названо "Книгой года", для Иванова это история не столько о 90-х, сколько о братстве афганцев и их сообществе, экранизацией автор остался доволен.
Место действия – Батуев, собирательный образ уральских городов, съемки велись в Нижнем Тагиле, многие события происходят и в Екатеринбурге. В центре сюжета – свердловское отделение Союза ветеранов Афганистана, упоминаются эпизоды из реальной жизни, например, самозахват квартир, обещанных интернационалистам, но властью выставленных на продажу.
Урсуляк признается, что взялся за современную книгу, чтобы не остаться в истории как главный экранизатор классики, но и здесь он "отпевает", а не воспевает эпоху 90-х, делая это с классическим размахом.
Первый кадр – призрачная Алиса Селезнева в красном галстуке, пока реальность в виде перезревшей дамы с помадой по моде 90-х пересчитывает хваткими ручищами с маникюром кэш. "Романтическая дымка" советского фильма идет фоном по телевизору. "Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко", – поет детский хор, девочка "из будущего" говорит одноклассникам, кто станет великим художником, а кто ученым, но она никому не говорит ужасной правды – ты умрешь от передозировки, ты станешь вором, а ты проституткой, потому что жить вам придется не в "прекрасном далеко", а в 90-х, после развала СССР.
Что осталось от эпохи, когда далеко было "прекрасным"? Ничего или только лишь "Коминтерн" – но теперь это инкассаторская служба, где работают бывшие афганцы, и среди них – Герман Неволин. В первых же минутах фильма он довольно складно осуществляет ограбление инкассаторской машины, на которой и работает шофером. Залечь на дно решает в поселке Ненастье и там вспомнить свое прошлое, которое и навело "ненастья" в его душе.
Сериал – это воспоминания Германа о жестоком времени, тогда на фоне всеобщего хаоса "лихих 90-х" его боевой товарищ по фамилии Лихолетов создал "Коминтерн" – союз афганских ветеранов. Организация стала основной действующей силой в городе, определяя направления денежных потоков. Но по задумке автора, уральского романиста Алексея Иванова – это не криминальная драма, если кто вдруг так подумал, а история о "пробуждении русской души". И, казалось бы, кто как не Урсуляк, особенно после триумфального "Тихого Дона", может теперь в современном "большом" сериальном формате говорить о ней?
Хотя проза Иванова неохотно укладывается в сценарные рамки, ее с завидной частотой переносят на экран (из новенького: фильм "Псоглавцы" вызвался снимать Егор Кончаловский, проект на этапе поиска финансирования, а "Сердце Пармы" Сергея Бодрова уже в работе).
Режиссер Сергей Урсуляк говорил в одном из интервью, что "неряшливая драматургия" Иванова для литературного произведения, может быть, даже и плюс, но для кино – дополнительная работа по структуризации. Потому, например, и пришлось сдвинуть временные рамки – более размытые в книге – повествование ограничено периодом, начавшимся с уходом Горбачева, а закончившимся прощальной речью Ельцина.
Некоторые же усмотрели в таком "правильном фокусе" нежелание создателей сериала "наезжать" на путинскую Россию, четко обозначив, когда "лихая" эпоха вдруг и окончательно закончилась.
Автор, как мы уже писали, экранизацией остался доволен, чего с его последней работой – романом "Тобол" – не произошло: книга про сибирский город времен Петра I вышла в этому году, писалась параллельно со сценарием для телевидения. Иванов абсолютно разошелся во мнениях с режиссером Зайцевым и даже потребовал убрать свое имя из титров сериала (рецензию на книгу читайте в новом выпуске рубрики "Книжный клуб" Накануне.RU на следующей неделе).
Такое произошло впервые, Иванов плотно сотрудничает с кинематографистами и считает, что за сериалами будущее. В интервью "Кинопоиску" он сказал, что драматический сериал в нашу эпоху можно приравнять к жанру "современного романа": "Роман мейнстрима. Когда мне хочется почувствовать дух современной литературы, ощутить новое устройство прозы, я смотрю проекты НВО, Netflix или АМС (…) В формате традиционной реалистической литературы, о проблемах общественного устройства сейчас уже не поговорить", – сказал Иванов.
Культуролог, кинокритик, автор и ведущий проекта "Про что кино?" Георгий Цеплаков согласен с Ивановым в том, что сейчас в сериалах больше художественных эффектов, чем в кино: "Здесь надо зрителей держать долго, потому и истории придумывают классно, думают над маркетингом, это честный жанр, нет цели зрителей завлечь в кинотеатр любой ценой, а как билет купили, все – можно и обмануть, в сериалах это не пройдет". В беседе с Накануне.RU он рассказал об удачах и откровенных провалах в сотрудничестве с телевидением у Иванова и отметил, что уральский прозаик как никто другой хорошо чувствует "гений места" Урала, хотя и здесь не обойтись без оговорок.
– К Алексею Иванову я отношусь, безусловно, положительно, и не только потому, что мы учились на одном факультете примерно в одно и то же время, я на курс или два младше. Во-вторых, я брал у него интервью, как уже у писателя. Мы косвенно знакомы, даже в романе "Географ глобус пропил", где Иванов использовал для персонажей фамилии людей с нашего факультета, есть герой по фамилии Цыплаков, правда, через букву "ы".
Вообще я считаю Иванова очень интересным автором, когда речь идет именно о современности. Такие романы, как "Географ глобус пропил", "Блуда и Мудо", "Общага на крови" – то, что связано с нашими днями, у него получается, на мой взгляд, очень хорошо. Он как никто понял эпоху 90-х, что это такое было. Время, когда человек оказывался вне социальных связей, когда резко все сдулось, и обычный человек, городской житель, был брошен в ситуацию, когда ему самому надо как-то решать свои проблемы, а проблемы идут и идут, и все самого разного свойства. Эта тематика была начата еще в "Общаге на крови", вот так она и идет через все большие произведения Иванова, связанные с современностью.
Мне не очень близко его историческое направление, тут ему немного отказывает чувство меры, он не все свои исторические произведения структурно выдерживает, и драматургия довольно туманная бывает. Некоторые из них, например, "Золото бунта" я просто не смог дочитать. Есть еще сценарий к фильму "Царь", он настолько небрежно написан, что, мне кажется, сам автор "левой задней" писал его на коленке. По факту это было соавторство с Лунгиным, но все же основа сценария за Ивановым, в фильм, далекий от истории, жизнь вдохнули только исполнители главных ролей, гениальные актеры. Это что касается произведений о далеком прошлом, но "Ненастье" – фильм, можно сказать, о современности, и в этом случае Иванов может раскрыть тему на новом уровне.
Что касается места действия сериала, то, конечно же, Алексей Иванов один из немногих авторов, который понимает этот уральский "гений места", конечно, он сам из Перми, долгое время прожил в Екатеринбурге, и он чувствует энергетику и нашего города, и Урала в целом. Он очень хорошо сравнивает восточный склон, на котором Екатеринбург, с западным, где Пермь, понимает, что они связаны именно Чусовой, и очень красиво рассуждает об этом. Именно потому ему удаются современные образы – он для современных героев находит мифологические истоки, и делает это одним из первых. И хотя некоторые его интерпретации, связанные с горно-уральской цивилизацией, иногда бывают поспешны, но это уже вопрос для ценителей и знатоков. А само его внимание к этому вопросу, тематике достойно уважения.
Другое дело, когда речь идет именно о криминальном Урале. Можно вспомнить явную неудачу Иванова, книгу "Ёбург" – ее холодно приняли в нашем городе. Эта книга написана им не как очевидцем событий, он в это время в Екатеринбурге не жил, а с чужих слов, потому там много фактических ошибок. Так что говорить о том, что и в сериале показан реальный Средний Урал 90-х, неверно, здесь больше места для авторского вымысла.