Леонид Ивашов: Содействие с Японией по Курилам будет актом очередного предательства
Снова активизировались переговоры властей России и Японии по поводу спорных, с точки зрения последней стороны, островов Малой Курильской гряды. Речь идет об островах, именуемых также Хабомаи и Шикотан. Владимир Путин и Синдзо Абэ в этом заходят все дальше. Как выяснилось, обсуждается уже и возможность размещения на наших территориях военных баз США в случае передачи их Японии. И Синдзо Абэ, по его же словам, заверил Путина, что это невозможно.
Ранее, в 2016 году, Владимир Путин говорил, что эта территория принадлежит России, но в принципе власти готовы вести переговоры:
"Что касается Курильских островов – это результат Второй мировой войны, и мы считаем, что это на сегодняшний день суверенная российская территория, закрепленная в международных документах. Но мы готовы вести диалог с нашими японскими партнерами, мы говорим о том, что различные варианты возможны. Напомню, что в 1956 году был заключен соответствующий документ между Советским Союзом и Японией, где предполагалось, что Японии будут возвращены два острова – не говорилось, на какой основе, под чьим суверенитетом останутся эти два острова, на каких условиях они будут переданы…".
Спустя два года, хочется спросить – а на сегодняшний день это суверенная российская территория? Или вот-вот отойдет Стране восходящего Солнца, потому что вдруг понадобился некий мирный договор? Также следует напомнить, что возможность передачи островов рассматривалась в 1956 году после подписания совместной декларации, однако без мирного договора страны спокойно живут и сотрудничают более полувека.
Так с чего весь сыр-бор и чем может обернуться сдача островов? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, доктор исторических наук Леонид Ивашов.
– Леонид Григорьевич, не первый год эта тема всплывает, но каждый раз продвигается все дальше на шаг – как вы на это смотрите?
– Я категорически против этих манипуляций, тем более, при нынешней нашей системе государственного управления. Мы видим, что сегодня все распродается – Забайкалье, Восточная Сибирь, Дальний Восток – и как-то не верится, что все здесь будет честно. Это первое. Второй момент – нам отсутствие этого договора не мешает развивать сотрудничество с Японией во всех областях. И третий момент – если мы отдаем Японии эти острова, то другие государства, а таких немало наберется, начнут предъявлять нам претензии. Это, по сути дела, пересмотр итогов Второй мировой войны.
Поэтому дружить с японцами нужно, развивать сотрудничество нужно, но пересматривать итоги Второй мировой войны нельзя. Послевоенная сбалансированная система сегодня и так уже разрушается.
– Кто еще может предъявить претензии?
– Там и финны могут предъявить свои претензии, прибалты, понятно, уже предъявляют, с Украиной не все гладко у нас. Я полагаю, что дестабилизировать Дальний Восток нам сегодня ни в коем случае нельзя.
Ну, и почему мы думаем, что Китай не предъявит территориальные претензии к России?
– Вопрос поднимается все чаще и чаще, и наша сторона идет на обсуждение даже с охотой – в чем причина?
– Не первый раз этот вопрос бузируется в том числе российской стороной. Я помню, и господин Бурбулис, будучи государственным секретарем РФ, проговорился как-то – и японцы тут же схватились за эти слова.
Скорее всего, эта инициатива исходит из российских определенных кругов – бизнес-кругов и коррумпированного чиновничества.
– Нас теперь "успокаивают" – мол, Токио обещает на переданных островах не располагать американских военных баз, как будто только это нас волнует в вопросе передачи территории. Тем не менее, в геополитике обещания ведь ничего не значат?
– Такие обещания мы уже слышали. Япония сегодня под мощным американским давлением и, я бы даже сказал, контролем находится. Сегодня – да, не размещают. Завтра разместят – и что мы сделаем? Если территория будет в собственности Японии, они будут реализовывать свое право распоряжаться островами. Завтра придет новое правительство, скажет – это Синдзо Абэ обещал, мы не обещали. Поэтому нельзя полагаться на это.
Так мы теряем суверенитет. Во-первых, Япония не согласится на два острова – это будет как первый шаг к следующим претензиям, за остальные два острова начнется борьба. Так что этим, во-первых, не закончится, во-вторых, это приведет и к большим протестам, и к дестабилизации, по крайней мере, Дальневосточного края.
– То есть, помимо удара по суверенитету, это может спровоцировать внутреннюю "цепную реакцию"?
– Конечно, ведь сегодня мы наблюдаем, что идет отток населения из Дальневосточного региона. Люди не чувствуют защищенности – там нет войск, сопоставимых с нашими соседями. И такая перспектива тут же заставит выезжать не только с этих островов, но и вообще с Дальнего Востока.
Поэтому этого делать нельзя, учитывая внутреннюю напряженность внутри России, прежде всего социально-политическую, отношение народа, отношение властных структур – боюсь, это только усилит дестабилизацию внутри России.
В народе большое недоверие к нынешней системе власти, и эта мера будет сочтена актом очередного предательства.