Власть "монархизирует" аэропорты, а народ в голосовании – "советизирует"
Мы продолжаем следить за проектом "Великие имена". Изначально многих озадачивало решение вдруг поменять название аэропортов – с чего это министр культуры озаботился тем, что "никто не может вспомнить название уральских аэропортов", и почему нужно тогда несколько десятков других воздушных гаваней присовокуплять к проекту? Когда же были оглашены главные варианты на замену – все стало ясно.
Судя по голосованию, с завидным отрывом Петр I Великий побеждает в Астрахани, в Воронеже и, конечно, в Санкт-Петербурге, в Калининграде (всесоюзный староста перевернулся в гробу) – нос в нос с Иммануилом Кантом идет Елизавета Петровна, в Краснодаре – с отрывом побеждает Екатерина II Великая, в Мурманске – Николай II Романов, в Пскове – Княгиня Ольга.
И кого при этом будет волновать, что аэропорт в Екатеринбурге назовут в честь писателя Павла Бажова? Оказалось, что к проекту причастен "тайный духовник Путина", председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), известный монархист, который не скрывает своих взглядов и проповедует о царском благоденствии с любых кафедр – как религиозных, так и светских, использует площадки исторических парков для "просветительских" лекций. Поэтому стоит ли удивляться, что аэропорты теперь будут называться в честь царей?
Получается, что конкурс имел цель укрепить преемственность с царскими временами, а не просто рассказать о великих деятелях? Ведь, чтобы, не дай бог, не получилось, как в скандальном проекте "Имя России. Исторический выбор-2008" и во всех городах не появились аэропорты имени Сталина, инициаторы подчеркнули, что оргкомитет объявляет табу на имена политических деятелей прошедших 100 лет. Удачно получилось, что в 2018 году Николай II, например, уже не может считаться деятелем последних ста лет, а значит, никаких препонов для того, чтобы дать его имя любому аэропорту нет. Правда, потом вдруг оказалось, что в условиях конкурса нет никаких "100 лет": просто Сталина "заменили" Жуковым, Ленина выкинули, а имена царственных особ теперь соперничают с поэтами, диссидентами и рок-музыкантами. Народ у нас в большей степени консервативный, и понятно, что самый худший царь для него лучше самого хорошего рок-музыканта.
Причем аэропорты сохранят и старые называния, но произойдет ребрендинг помещений – сменятся вывески, внутри залов появятся экраны, рассказывающие о выбранном "великом деятеле", все, как в тихоновских музейных мульти-центрах, то есть в 45 городах появятся исторические аэропарки "Россия – моя история".
Есть мнение, что таким образом проходит "монархизация" названий, до этого остававшихся в нейтральной зоне – скоро самолеты будут курсировать среди царей, царских деятелей, поэтов и певцов монархизма и антисоветизма. Все потому, что тотальная десоветизация встречает отпор, жители домов, чьи улицы хотят переименовать из советско-революционных в царственно-хрустобулочные, противятся, опять же, выступают коммунисты, историки, все неравнодушные. Почему бы тогда не пойти путем наименьшего сопротивления – вместо смены советских названий на царские выбрать старые "нейтральные", к которым никакой любви в народе нет, а одна привычка? Такие нейтральные имена в Советском Союзе имели только аэропорты – за них и взялись. Кольцово, например, неизвестно как получил свое название – то ли по ближайшему поселению, то ли по поместью. Шевкунов признался, что считает многолетнюю традицию называть аэропорт по названию деревни, на территории которой он построен, глупой, а иногда, видимо, и оскорбительной для уха верующего – ему вспомнился карельский "Бесовец".
Народ правила игры принял, но власть переиграл – ну, и пусть нет Сталина или Ленина в списке, в подавляющем большинстве случаев голосовали все равно за советских военачальников, летчиков, научных деятелей и конструкторов. Интересно, что "самый лучший царь всех времен и народов" – Николай II – все же не так уж популярен. На сегодняшний день отрыв у него в Мурманске небольшой – за императора около 13,5 тыс. голосов, а за советского исследователя Арктики, доктора географических наук, контр-адмирала, дважды Героя Советского Союза Ивана Папанина чуть больше 10 тыс. голосов. Причем, в соцсетях несколько раз выявляли "набросы" голосов за отрекшегося Николая.
Царским отрывом 3 тыс. голосов, конечно, не назовешь, а вот космический отрыв демонстрирует Сергей Королев в Самаре – более 15 тыс. голосов. Следующий за ним в тройке лидеров не набрал на данный момент и 4 тыс. В Москве так же уверенно побеждает Сергей Королев во Внуково, а советский конструктор Андрей Туполев – в Шереметьево (там за ним идет солнце русской поэзии Александр Пушкин).
В Волгограде Жукова опережает советский военачальник Василий Чуйков. Также советский военачальник Николай Ватутин побеждает в Белгороде, советский летчик Владимир Коккинаки стал самым популярным вариантом для дарования имени аэропорту Витязево в Анапе, а в Минеральных Водах одним ударом Лермонтов сделал Солженицына (пока 19 тыс. против 5 тыс.). В Нижнем Новгороде Валерий Чкалов набрал 14 тыс. голосов, а за ним идет Максим Горький. Советский государственный деятель, министр газовой промышленности СССР Сабит Оруджев берет Новый Уренгой с небольшим отрывом от организатора советской нефтяной геологии, академика АН СССР Ивана Губкина. Советский военачальник Александр Покрышкин больше всего голосов набрал в Новосибирске (за ним Чкалов), советский геолог Николай Урванцев лидирует в Норильске, советский военный деятель Дмитрий Карбышев опережает только Андрея Туполева и народного актера СССР Михаила Ульянова – такова тройка лидеров в Омске (и никакого Летова или Бродского). Советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Николай Рукавишников побеждает в Томске, в Челябинске пока по голосам выбрали Игоря Курчатова.
У дважды Героя СССР Ивана Папанина чуть больше 10 тысяч голосов
Естественно, министра культуры, который в свое время инициировал переименование станции метро им. Войкова, чиновника, который активно поддерживает борьбу с советскими названиями, и открытого монархиста Шевкунова, никто не заподозрил бы в прославлении советского периода, но именно их проект даст имена советских деятелей стольким воздушным гаваням? Не верится. Хотели "монархизацию", а получили "советизацию"? Конечно, вспоминая голосование "Имя России. Исторический выбор-2008", где победу Сталина "замазали", вручную обнулили скандальное голосование и насилу впихнули Николая II, можно представить, кто окажется на финальном этапе этого голосования. Пока не было особых вбрсов и резких изменений – мы видим, за кого голосует народ. Когда узнаем список победивших – поймем, за кого "проголосовала" власть.
Историк Евгений Спицын, анализируя промежуточные итоги голосования, замечает, что советские деятели здесь "вырваны из контекста", очень выборочно взяты имена из целой эпохи, но это легко объяснить. Что объяснить сложно, так это "каким местом" к аэропортам относятся, например, Елизавета Петровна или Николай II. Эксперт прокомментировал промежуточные результаты конкурса для Накануне.RU:
– Монархисты никак не могут успокоиться. Они думают, что эту социологию якобы волеизъявления народа покажут, и все всплакнут от умиления и стройными рядами побегут искать себе нового царя, созывать Земский собор и так далее. Народу, во-первых, с одной стороны, вообще все это безразлично, во-вторых, три четвертых населения прекрасно понимают, для чего это затеяно и почему в этом списке нет главных персонажей советской эпохи – Ленина и Сталина. Люди уже "накушались" всего этого капитализма, всех западных ценностей, они уже, наконец-то, прозрели и поняли, что во времена Советского Союза жили гораздо лучше, все социальные блага имели бесплатно, в том числе и квартиры, всегда была работа и уверенность в завтрашнем дне, а сейчас они выживают. Раньше можно было в любой партийный комитет прийти, пожаловаться – и меры принимались неотложно и довольно круто, а сейчас можно ходить обивать пороги каких угодно бюрократических учреждений – нигде правды не найдешь.
Конечно, так просто нельзя взять и обойти советский период. Поэтому в конкурс они взяли кого-то, буквально выдернули из советской эпохи то, что играет им на руку. Курчатов и создание атомной бомбы – играет? Значит, мы его возьмем. Покрышкин с другими героями Великой Отечественной войны – вместо Сталина, они играют на героизацию нашей истории и Победы – значит, это возьмем, все остальное выкинем. Опять игры на костях, игры на истории.
В любом случае штучно называть аэропорт именами русских царей, князей – это вообще к психиатру. Это вообще какой-то паноптикум. Ну, где аэропорт, и где – Елизавета Петровна? Эта женщина вообще страной не управляла. Все ее интересы заключались только в том, чтобы переодеть очередное платье. У нее гардероб был из 15 тыс. платьев. Она только пару-тройку часов тратила на то, чтобы сменить один наряд и надеть другой, а меняла она их три-четыре за сутки. Когда она управляла страной? И ее именем называют аэропорт?
То, что в Мурманске побеждает Николай II – это надо бить в колокола! Папанин – выдающийся советский полярный исследователь, дважды Герой, контр-адмирал, его каждый мурманчанин знает и каждый должен обеими руками голосовать за этого человека, а им подсовывают "дохлую кошку" в виде Николая II. Маразм! Там в Мурманске аэропорт имени Папанина был бы к месту, потому что это Заполярный круг, потому что это место, где Папанин возглавлял Главсевморпути, он во время войны отвечал за военные перевозки по Лендлизу, а они в том числе шли и через мурманский порт. И зачем устраивать это царское "шапито"? Возьмите и просто присвойте имя Папанина мурманскому аэропорту, это будет и к месту, и в память о выдающемся полярнике, исследователе и герое.
Потом в учебниках истории через 50 лет будет написано – в истории нашей страны, к сожалению, был такой период, когда люди подвергались коллективному сумасшествию. Вот, например, во времена горбачевской перестройки, когда уверовали в "кровавость советского режима", вот – во времена ельцинского лихолетья, и вот – во времена путинского правления, когда не очень далекие люди решили называть аэропорты и космодромы страны именами государей-императоров, например, именем Николая II, который никакого отношения ни к самолетам, ни к аэропортам, вообще ни к чему – не имел.