Анна Бодрова: Рынок бензина - конкуренции будет меньше, цены - выше
Новостной поток то и дело приносит информацию о претензиях "верхушки" нефтяного пирога в адрес мелких участников рынка - то не устраивают цены, то не нравится конъюнктура. Пока это все "белый шум" для потребителя, но для продавцов ситуация меняется уже сейчас.
Для розничного рынка бензина и дизеля наступают непростые времена. С одной стороны, тут идут массовые рейды проверок, которые направлены на выявление качества топлива и его происхождения. С другой - проверяющих очень интересуют процессы ценообразования. Для профучастников все это не новость, как не новость для потребителя, что на небольших АЗС вне сетей могут быть вопросы к качеству топлива. Но тут каждый выбирает для себя: или доступная цена литра, или гарантия бренда (что, впрочем, тоже не всегда работает).
"Чистка" сейчас начнется чуть выше. Речь идет о брокерах и трейдерах, которые покупают топливо у крупных нефтяных компаний на бирже. Сама идея продавать на бирже часть своего продукта ключевых нефтяников никогда не радовала, но раз сверху приказали, так тому и быть. Вот эту часть рынка общими усилиями ключевых игроков сектора вполне по силам убрать.
Схема работает следующим образом. Нефтяники выставляют на биржу обязательную часть сырья, там её покупают брокеры, которые позже предлагают это топливо преимущественно небольшим АЗС - крупные и так обеспечены поставками. Дальше дело нюансов. Улучшенное присадками топливо стоит дороже, топливо без "чудодейственных" присадок - дешевле. Ни для кого давно не секрет, что в чистом виде в России нет ни Аи-95, ни Аи-98, ни тем более "сотки". Вся разница в присадках, их качестве и количестве.
Если прослойку из брокеров уберут (а это не первая попытка так сделать), мелкие АЗС будут вынуждены искать топливо сами - это значит, что они будут покупать его или на той же бирже (вопрос цены), или у производителя (тот же вопрос). В обоих случаях отпускная цена литра должна будет увеличиться, но в рознице до конца марта этого сделать будет нельзя. Значит, заправки начнут работать в какой-то убыток или на уровне минимальной рентабельности. И вот тогда можно будет начинать планомерную "чистку" самого розничного рынка топлива. Для потребителя это означает только одно: когда станет можно, цены на бензин и дизель начнут расти, как росли до введения заградительных мер.
Анна Бодрова, старший аналитик Альпари