Мусорная реформа – с одним игроком: курганцы выступили против "тюменского бизнеса" и роста тарифов
Рядом с городом появится огромная яма для мусора, рассчитанная на целую областьВ Кургане состоялось общественное обсуждение по вопросу строительства в 25 км от города мусороперерабатывающего завода. На мероприятие пришли депутаты Курганской городской думы, перевозчики мусора, чиновники и представители компании "Рифей" – той самой, которая в марте этого года была назначена региональным оператором по вывозу отходов на территории всей Курганской области. Участники обсуждения в один голос выступили против строительства завода, обвинив власти Зауралья в нарушении закона. Подробности – в материале Накануне.RU.
Несколько дней назад директор курганского филиала компании "Рифей" Юрий Коев критиковал тех, кто распускает слухи о резком росте тарифов на вывоз мусора с 1 января 2019 г. – по некоторым данным, он может возрасти в семь раз и составить на каждого члена семьи примерно по 150 руб. в месяц. Однако Коев так и не раскрыл стоимость тарифа. У зауральцев с Нового года в единой квитанции появится новая строчка. Уже ясно, что за мусор в Курганской области теперь официально будет отвечать тюменская компания "Рифей", находящаяся под контролем крупных уральских бизнесменов-энергетиков Алексея Боброва и Артема Бикова. Активный заход этого "мусорного" игрока на рынок совпал с назначением бывшего тюменского замгубернатора Вадима Шумкова на пост главы Зауралья. Хотя и не сказать, что для Бикова и Боброва регион чужой – совсем нет, здесь у них уже есть активы в энергетике. А еще в апреле этого года в почтовых ящиках горожан появились договоры с "Рифеем" – ранее стало известно, что прошел конкурс, который выиграла компания. По официальной формулировке, чтобы упростить для населения процедуру заключения договора, руководство "Рифея" приняло решение направить всем потребителям уведомления, в которых содержится информация о начале деятельности регионального оператора и разъяснения о порядке заключения договора, а также контактные данные представительств компании.
Первый заместитель губернатора Курганской области Андрей Саносян не так давно отмечал, что каждая копейка в "мусорном" тарифе для населения должна быть обоснована, и добавил, что региональная казна не может разбрасываться деньгами.
Отвечая на вопрос корреспондента Накануне.RU об отношении к позиции противников строительства под Курганом нового завода по переработке мусора, Юрий Коев отметил, что на эти вопросы всегда отвечает экологическая экспертиза.
"Сегодняшнее состояние существующего полигона намного хуже и несет больший вред, чем тот современный полигон, который прогнозируется к строительству. Потому что сегодня на Шуховский полигон и на любые другие полигоны Курганской области свозится несортированный мусор, происходят различные процессы брожения, горения, выделения газа", – сказал Коев.
"Строительство именно нового полигона, на котором будут уже захораниваться отходы, прошедшие обработку – это никаких возгораний, соблюдение технологий, пересыпка, контроль, противопожарная безопасность. Никакого вреда данный новый полигон не будет нести экологии", – добавил руководитель курганского филиала "Рифея".
Официальную часть общественного обсуждения начал директор департамента экономического развития, предпринимательства и торговли администрации Кургана Павел Комогоров. Его выступление было кратким, но многообещающим. Однако после него чиновник больше не вступал в диалог с представителями общественности. Да его никто и не спрашивал. Все вопросы были адресованы к Оксане Гирман, начальнику управления охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
Павел Комогоров вкратце рассказал о технологии, которая будет использована на новом мусорном заводе.
"Каким образом происходит это уничтожение и каким образом соблюдается технология, которая обеспечивает безопасность для населения? А если мы примем во внимание, что Шуховский полигон находится в 25 км от города, то любое чрезвычайное обстоятельство негативно будет воздействовать на экологию Кургана", – сказал чиновник.
"Позиция администрации города – подобное предприятие нам необходимо, но при двух условиях: соблюдение всех требований безопасности и чтобы оно было минимально затратным, в том числе, и для населения Кургана", – заметил Павел Комогоров.
После его выступления слово взяла Оксана Гирман. Она попросила собравшихся с пониманием отнестись к обсуждению вопроса, потому что "та трансформация, которая сейчас происходит в сфере обращения с отходами – это действительно выстраивает цивилизованное обращение с отходами, цивилизованный путь развития общества".
"В России уже проделана большая работа по формированию нормативной базы, которая нацелена на структурные изменения в отрасли. И Курганская область, как и вся Россия, направлена на формирование именно этого отраслевого направления. Обработка отходов – это предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая сортировку, разборку и очистку. Здесь утилизация имеется в виду не так, как мы привыкли – это не захоронение, это получение вторичного сырья с возможностью его переработки", – отметила Гирман.
"Сырье, получаемое на таких предприятиях, может быть использовано и в других отраслях: стройматериалы, предметы хозяйственно-бытового назначения, да те же ведра, тазы, нетканый текстиль. Сегодня в России уже работают подобные предприятия – современные комплексы построены в Тюменской области, Костромской, Нижегородской областях", – добавила Оксана Гирман.
Собравшимся показали видеоролик и фотоматериалы, на которых красиво изображалась деятельность подобных заводов в Костромской и Тюменской областях. На деле все выглядело вполне достойно, однако собравшиеся жестко раскритиковали не только увиденные кадры, но и деятельность зауральских чиновников, обвинив их в нарушении закона.
Первым выступающим стал депутат Курганской городской думы от КПРФ, возможный кандидат в губернаторы Курганской области на выборах 8 сентября 2019 г. Яков Сидоров.
"Был очень красивый и хороший сюжет, только там нет второй части. Каким образом поступили с тем, что именно осталось, когда убрали бумагу, пластик, стекло, металл и тому подобное? Остатки эти куда увезли? В пригород Кургана или на какие-то другие объекты? И второй вопрос: для чего рядом с тем заводиком, который предполагается построить у нас, предполагается строительство полигона, иными словами, ямы для захоронения объемом 200 тыс. т в год? Если со всей Курганской области, согласно составленной вами схеме, собирается всего лишь 214 тыс. тонн?" – спросил Сидоров.
Оксана Гирман ответила, что такие объекты всегда строятся в непосредственной близости от захоронений.
"Планируя строительство современного и экологически безопасного мусороперерабатывающего комплекса, учитывая также текущее состояние действующего полигона, чтобы обеспечить безопасное захоронение отходов, планируется строительство полигона для захоронения отходов. Те хвосты, которые остаются неотсортированными, идут на захоронение", – сказала чиновница.
Всем собравшимся показалось, что Гирман ответила в стиле "масло масляное", а Сидоров возразил: "Но для чего такая громадина? Для чего такая огромная яма для мусора?" Оксана Гирман ответила, что услышала народного избранника.
"Планируется строительство современного комплекса, и это дорогое строительство. Это все сделано для обеспечения нужд всей Курганской области. Полигон именно и будет рассчитан на достаточное количество отходов со всего региона", – кратко пояснила свою позицию Гирман.
Следующим попросил микрофон Игорь Путин, гендиректор предприятия "Сток" – к слову сказать, это единственное предприятие на всем Урале, которое имеет лицензию по обработке отходов и занимается этим уже около пять лет.
"Нас собрали обсудить перспективы строительства автоматизированного завода, но это строительство уже запланировано – то есть нас собрали формально. Наше мнение в данной ситуации никто не слышит и не услышит. Откуда взялась цифра в 277 тыс. тонн отходов в год: посчитали объем и перевели его переводным коэффициентом в тонны. По старой схеме, которая на сегодняшний день единственная законная (подразумевает коэффициент перевода 0,2, – прим.), исходя из этого получилась цифра в 277 тыс. тонн. Позже в эту схему внесли изменения, эту цифру убавили – по Кургану в одном "кубике" 172 кг сделали, а по области – 138 кг. То есть цифра в 277 тыс. тонн уже не получается, она уже надутая. Из опыта эксплуатации своего мусоросортировочного комплекса я считаю, что эта цифра, мягко говоря, некорректна. Она значительно меньше, и тот объем, который заявлен, также некорректен", – заявил Игорь Путин.
Бизнесмен добавил, что готов сортировать 100% мусора.
"Но вы у меня его только купите. Сортировать можно сколько угодно, можно ставить хоть какие магнитные сепараторы, можно даже алмазы оттуда извлекать. Все это стоит денег и деньги эти будут затрачены из кармана жителей нашей области", – сказал Путин.
"Но алмазов там нет и золота тоже. Сошлитесь, пожалуйста, на нормативный акт, в котором автоматизированная линия не отличается от неавтоматизированной, и элементы автоматизации – то есть чем отличается мой комплекс от нового планируемого завода? Чтобы все понимали, в данной программе единых инвесторов не бывает, инвестор здесь – это каждый житель Курганской области. За это все будете платить лично вы. Это в предоплату за ваш счет", – завершил свое выступление Игорь Путин.
Ему ответил Анатолий Булатов, начальник отдела по обращению с отходами департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
"Нормативы накопления отходов на одного жителя Кургана составляют 1,9 кубических метров в год. Для жителей области – 1,7. Это реальные замеры, которые проводились сезонно. Если вы говорите про сравнение вашего комплекса и планируемого завода – мы тут не обсуждаем ни плюсы, ни минусы. Я вам просто говорю как есть: мы показали фото- и видеоматериалы наших коллег из других субъектов – Кострома и Тюмень. Рассказано, какие там объекты построены и введены в эксплуатацию", – сказал Булатов.
"Чем отличается автоматическая обработка от ручной: как минимум, технологией. На вашем комплексе есть пневматический сепаратор? Наверное, нет. И тут еще очень важно – те отходы, которые отправляются на утилизацию, то есть на переработку, они исключаются из тарифа. Граждане за это платить не будут. Чем больше разновидностей мусора отбирается и уходит на утилизацию, тем меньше люди будут платить", – сказал чиновник.
Таким образом, Анатолий Булатов дал понять – появление автоматизированного производства значительно сэкономит деньги зауральцев. Но Путин не согласился ни с этим, ни с тем, что перевозимый в общей куче мусор потом можно будет качественно разделить и утилизировать.
"Мусоровоз между собой перемешивает все фракции мусора. То есть картон, попавший в мусоровоз, перемешавшись с краской или маслами, становится непригоден к дальнейшей переработке. Говоря про пневматические сепараторы – я готов его приобрести, но вы гарантируйте мне, пожалуйста, что весь мусор ко мне пойдет. Я его куплю. Он стоит 500 тыс. евро. Я готов свою линию поставить", – отметил Путин.
"Есть постановление правительства, которое говорит очень просто и четко: чтобы меня исключить из территориальной схемы обращения с отходами, я должен сам написать заявление о выходе из этой схемы. Другого способа меня исключить не существует. У меня один простой вопрос: на каком основании вы вообще ставите мусоросортировочный завод с мощностью переработки в 277 тыс. тонн в год? То есть вы заранее нарушаете закон", – добавил бизнесмен.
Оксана Гирман в ответ на заявления Путина сказала, что сегодня обсуждается вопрос строительства современного мусороперерабатывающего комплекса.
"По поводу показателей – вы давали нам инвестпрограмму по развитию вашего производства. Мы разыскиваем разные способы для развития данной инфраструктуры", – невнятно произнесла чиновница.
После в обсуждение ввязались простые горожане, которых интересовал вопрос целесообразности входа на курганскую территорию тюменского оператора. Вадим Шульцев, председатель Совета дома №55 на улице Гоголя в Кургане, отметил, что лучше развивать бизнес местных бизнесменов, чем поддерживать иногородних.
"Вы сами стоите на защите интересов граждан Кургана? Я считаю, что нет (мужчина обращался к Оксане Гирман, – прим.). Я считаю, что вы лоббируете интересы каких-то других структур. Вы не говорите о том, кто именно будет строить этот завод новый. Я так понял, что нам такой завод не нужен, у нас же есть уже одно предприятие – Игоря Путина. Он – местный, наш предприниматель. А выговорите о том, что нам нужен завод, и инвестиции будут идти с нового оператора (компания "Рифей", – прим.). Почему вы этого оператора выбрали на безальтернативной основе? Он один участвовал в конкурсе. Вы заключаете договор с этим оператором, невзирая на всех наших людей, которые работают уже здесь давно в этой сфере", – пояснил свою позицию Шульцев.
Он добавил, что сейчас очень огромный заказ уходит в Тюмень.
"Я так понимаю, что налоги тоже в Тюмень уйдут. Людей беспокоит тариф, то есть сколько именно рублей в месяц мы будем платить за вывоз мусора. А говорят, что тариф будет поднят в семь раз. Люди у нас будут свои фирмы закрывать – те, кто занимается вывозом отходов. Потому что новый оператор сейчас начнет своих подтягивать, тюменских. А наши чем будут заниматься, где рабочие места? И так Курган у нас вымирает, люди уезжают. Почему вы так поступили?" – спросил мужчина.
В ответ на это Оксана Гирман попросила Шульцева говорить и задавать вопросы по теме обсуждения.
"Не срывайте мероприятие. Тема мероприятия – другая. Региональный оператор был выбран по конкурсу. Мы рассматривали все документы, поступили документы только от одной компании "Рифей". Все желающие имели право подать документы. Мы сейчас обсуждаем именно характеристики данного завода. Сейчас пока утвержденной инвестиционной программы нет, но мы прорабатываем вопрос получения федерального финансирования. Как раз, чтобы облегчить дальнейшее развитие событий", – заявила чиновница.
Под "дальнейшим развитием событий" Оксана Гирман имела в виду повышение тарифов на вывоз мусора для населения.
В заключение слово взял курганский коммунист и общественник Сергей Еремин, который полчаса тянул руку для того, чтобы ему предоставили слово.
"У меня два вопроса, на которые у организаторов ответа не будет. Поэтому я отвечу на них сам. Почему региональным оператором выбран именно "Рифей": это частное предприятие. В уставе любого коммерческого предприятия у нас записано главной целью извлечение прибыли. Согласуется ли эта цель с нашим желанием избавиться от мусора? Нет. Это предприятие всегда будет заинтересовано в том, чтобы его было как можно больше. Это полное противоречие. Теперь второй вопрос: почему заложниками этого процесса делают простых жителей? Мы имеем право подписать договор с компанией "Рифей". Но также мы можем его и не подписывать. Я лично его подписывать не буду и поставлю свою управляющую компанию в тупик. Мы несогласны с такой постановкой вопроса и несогласны с таким оператором", – заявил Сергей Еремин.
После его словам, Оксана Гирман объявила, что общественное обсуждение завершено, так как на это был выделен всего один час времени. Чиновники высказались "за", народ – "против". Единое мнение всех – мусоросортировочный завод Кургану действительно необходим. Вопрос в том, кто его будет строить и за чей счет. Вот тут мнения и разделились. Однако к заявленной теме слушаний это уже не имело никакого отношения, поэтому резолюция оказалась положительной, а дебаты в ней отражать не стали. Таким образом, компания "Рифей" после согласования всех официальных процедур приступит к подготовке проекта строительства завода.