"Регионы финансируют реновацию в Москве, а сами к ней не готовы"
Спецпроект "Взгляд из регионов"Депутаты Госдумы готовятся в ближайшее время рассмотреть вопрос о распространении программы реновации жилищного фонда на все субъекты России.
В регионах поддерживают целесообразность этой программы, однако на сегодняшний день присоединиться к ней готовы немногие. О том, как решить проблему аварийного жилья, о целесообразности реновации в регионах и о "перекосах" в пользу столицы в интервью Накануне.RU рассказал депутат Госдумы от Тюменской области, ХМАО и ЯНАО Владимир Сысоев.
— Депутаты Государственной думы планируют в декабре рассмотреть законопроект о распространении программы реновации на все регионы страны. Зачем принимать такой закон, есть ли в нем насущная необходимость?
— Если говорить о том, чтобы реновация была применима не только к Москве, а в целом к стране, то, конечно, вопрос давно назрел. По всей России у нас есть дома, которые являются старыми, изношенными, ветхими. Часто мы делаем капитальные ремонты, но возникает вопрос: может быть, их не стоило делать, а стоило снести эти здания, построить новые, дать людям новые квартиры? Однако все время мы чего-то боимся. Боимся дать инструменты, выделить федеральные деньги на решение этих вопросов.
— Какие инструменты нужно дать регионам по части реновации?
— Без участия государства будет сложно реализовать программы реновации. Необходимо выделять новые земельные участки, переселять людей, как собственников, так и тех, кто живет по договорам найма квартир, находящихся в государственной муниципальной собственности. Поэтому, конечно, здесь важна роль государства. И моя позиция, и, наверное, всей фракции ЛДПР, проста. Государство должно напрямую вкладывать деньги в жилищный рынок, не через банки, которые накручивают проценты, а должно быть прямое государственное финансирование. Чтобы было меньше обманутых дольщиков, чтобы следили за качеством жилья, чтобы потом ни депутатскому корпусу, ни прокуратуре не сыпались жалобы на некачественную постройку жилого фонда.
К сожалению, сегодня мы опять концентрируемся на одном крупнейшем мегаполисе (Москве, — прим.), втягиваем туда людей со всей страны. На мой взгляд, нужно больше заботиться о российской глубинке, в том числе применяя новые программы для решения насущных жилищных проблем граждан России.
— Насколько знаю, вы считаете, что реновация в Москве фактически осуществляется на деньги бюджетов регионов. Почему это так?
— Я об этом косвенно говорю, потому что сегодня в Москве сконцентрированы большие финансовые ресурсы бюджетной системы и, на мой взгляд, в столице очень многое сделано за последнее время. Российские регионы сильно отстают в своем развитии, поэтому Москва должна часть налогового потенциала поделить с российскими регионами, хотя бы в крупных городах, где свыше 500 тыс. населения.
Мы должны реализовать в регионах многие хорошие, интересные, качественные вещи, которые уже сделаны в Москве. И когда я говорю, что сегодня столица решает многие проблемы за счет регионов, то, во-первых, сюда уезжают жители. Москва притягивает жителей, а это деньги, которые уходят из регионов. Это первая позиция. А вторая позиция — нужно вспомнить, как перераспределялись средства налогового потенциала из российских регионов. Ведь они уходили либо в федеральный бюджет, либо косвенно, через перевод налогоплательщиков, в Москву, налоги приходили сюда. Поэтому мы в какой-то степени выносим налоговую базу российских регионов в столицу, а нужно больше внимания уделять регионам, нужно, чтобы страна развивалась повсеместно.
— Получается, что реновация в Москве – не заслуга Собянина, а регионов, которые зачастую имеют проблемы с дефицитом бюджета?
— Нет. Этого мы сказать не можем. Деньги же "растворяются" в самом бюджете. Кроме того, надо понимать, что реновация притягивает людей из других регионов. Однако мы не можем бесконечно увеличивать численность мегаполиса, поскольку это накладывает определенные проблемы на социальную структуру: здравоохранение, образование, транспортную инфраструктуру.
— В каких регионах, помимо Москвы, реально начать реновацию в ближайшее время?
— В городах, где проживает свыше полумиллиона человек, нужно начинать процесс реновации. Таким образом они будут центром урбанизации населения.
— Многим регионам, прежде чем начать реновацию, нужно разобраться с ветхим и аварийным жильем. Если говорить о "тюменской матрешке", которую вы представляете, то сколько средств необходимо северным регионам, чтобы покончить с аварийными домами?
— Это очень сложный вопрос и это одна из проблем. Мы до сих пор по всей стране не имеем полной и объективной статистики. Потому что в ряде муниципалитетов, особенно в Югре, люди годами ждут того, чтобы межведомственная комиссия смогла их дома признать ветхими или аварийными. Там сложный процесс, который люди не могут пройти.
Необходимо объективно с этим вопросом разобраться и наладить эффективный мониторинг этого процесса. Сейчас Минстрой и Министерство ЖКХ проводят работу в этом направлении, в том числе, по подготовке новой методики признания домов ветхими и аварийными, Я надеюсь, что она будет прозрачной, открытой и доступной для российских граждан. Это будет настоящий прорыв в этом направлении.
— Вы говорите об отсутствии объективной информации с аварийным жильем, почему так происходит?
— Учет этого жилья ведут муниципалитеты. Они уполномочены признавать жилье ветхим и аварийным, но во многих регионах этот процесс искусственно сдерживается. Для чего? Ну, наверное, для улучшения показателей. Поэтому здесь вопрос даже не губернаторов, а глав муниципалитетов. Сейчас такая ситуация в Сургутском районе. Есть масса жалоб по этой проблеме, решать ее начали только после вмешательства прокуратуры. Стыдно, что такое происходит! Мы не только не даем людям новое жилье, мы не даем им даже в очередь встать, потому что не можем жилье признать аварийным или ветхим. До губернатора эта ситуация доведена, она будет разбираться в проблеме.
— Кажется, что Тюменская область, ХМАО и ЯНАО — как раз те регионы, где с бюджетной обеспеченностью все хорошо. Однако в ЯНАО отмечают высокие темпы появления аварийного жилья. Объем ежегодно расселяемой площади составляет от 50 до 80 тыс. кв. м. Аварийным ежегодно признается от 30 до 100 тыс. кв. м. С чем это связано?
— Вы правильно говорите о том, что сегодня, к сожалению, темпы появления аварийного, ветхого жилья больше расселяемого. Это серьезная проблема, которую нужно решать, а для того чтобы решать, нам нужна объективная информация. Мы должны деньги планировать и реально программы двигать. Плюс, на мой взгляд, регионы "тюменской матрешки" должны активнее выбивать средства в федеральных программах, а федеральное правительство должно не смотреть на то, какая бюджетная обеспеченность у субъектов, а в равных долях финансировать это жилье по всей территории России.
— В ХМАО, вроде бы, готовы закрыть проблему балков. Это можно считать реновацией по-югорски?
— Проблема балков будет закрыта тогда, когда ликвидируют балки, потому что вот это "завтра" я слышу уже на протяжении 15 лет. Это можно считать улучшением жилищных условий граждан, которые этого заслужили. Но нужно не забывать, что в Югре есть пятиэтажные здания, которые через пять лет будут нуждаться, ну, фактически, в реновации.
— В Тюмени, где губернаторствовал нынешний мэр Москвы Собянин, под застройку уже попал исторический центр, и на место деревянных построек пришли современные многоэтажные здания. Кстати, застройщики подобные процессы по факту считают реновацией. Так ли это?
— Город развивается в рамках генплана. Участие в его обсуждении принимали общественники, депутатский корпус. Важно, чтобы то, что мы делаем, было комфортно для жителей. Если мы достраиваем бывший малоэтажный квартал, где была деревянная застройка, то нужно, чтобы там появились комфортные дома для людей, чтобы были скверы, садики, школы, доступная среда. Это крайне важно.
— Как считаете, закон о реновации не противоречит другому закону — о капремонте? Зачем собирать деньги на капремонт, если потом дом могут снести и застроить другим жильем?
— Я полностью с вами согласен. Этот вопрос неоднократно поднимали в думе. Необходимо внести внятный и понятный критерий. Помните, в свое время в ряде регионов мы даже бараки — деревянные здания — облагали ремонтным налогом? Зачем это делать, когда через год-два дом признают ветхим и снесут? У нас иногда один закон противоречит другому, к сожалению, есть такие проблемы.
— Стоит ли учесть в законе сталинки? На крепкие дома зачастую покушаются безо всяких на то оснований?
— У нас некоторые сталинки простоят больше, чем современные дома. Этот вопрос должны решать межведомственные комиссии, которые признают дома ветхими или аварийными. Что касается крепких домов... Это все зависит от чиновников — есть у них интерес или нет к перепродаже участка, чтобы он достался другому. Надо сделать эти процессы открытыми и прозрачными, чтобы было минимум коррупции. Кроме того, граждане должны проявлять активную гражданскую позицию, Но, к сожалению, большинство даже не ходят на собрания жильцов. Все считают: "моя хата с краю, без меня все решится". Но, к сожалению, не решается. Надо ходить на обсуждения бюджета, генпланов, застройки — эти вопросы важны, однако многие люди даже не знают, что у них есть на это право.