Борьба за "новогоднего зрителя": на что пойдут каналы в схватке, цена которой не только рейтинг
Два года подряд "Первый канал" в новогодних рейтингах числится вторым, да и в течение года уступает основному конкуренту ВГТРК по популярности. В уходящем году конкуренция федеральных каналов обострилась на фоне предвыборной повестки, тем интересней наблюдать, как они построят схему проведения новогодних "огоньков", кого пригласят, а от кого и от чего откажутся господа Эрнст и Добродеев.
Петросяним и бузим
Памятуя о народном негодовании, о засилье клана "Пугачево-Галкиных" на всех новогодних "елках" страны, с замечанием, достойным более широкого применения, выступил Владимир Жириновский. Политик заявился с призывом, чтобы "звезды" не снимались в двух и более теле-огоньках. Таким образом он решил бороться с мельканием одних и тех же лиц и создать чувство выбора для дорогих россиян. По мнению бессменного лидера ЛДПР, по телевизору в Новый год показывают одних и те же певцов, юмористов и артистов уже 30 лет и по каждому каналу говорят одно и то же.
"Запретить бегать по каналам. Выступил здесь – на другом канале пусть хотя бы будет другой. Чтобы у людей выбор был хотя бы в новогоднюю ночь. Многие уже не смотрят телевизор из-за этого. Поэтому здесь мы поддерживаем тех избирателей, которые требуют обновления, в том числе культурно-развлекательных программ", – сказал Жириновский.
Российский журналист, политолог Виталий Третьяков говорит, что появление одних и тех же лиц на разных каналах, как ни странно, объясняется конкуренцией – нельзя, чтобы одна крупная звезда была у конкурентов, а у вас ее не было. И вообще внимание к теме новогодних огоньков излишне – никто не смотрит телевизор в ночь на 1 января с пристальным вниманием знатока. Какой может быть спрос с фонового шума?
"Деятели разного уровня любят рассуждать о том, что надо дать дорогу молодым, и нельзя одним и тем же лицам мелькать по телевизору – почему-то к себе это не относят и сами с удовольствием торчат в телевизоре до глубоких седин. Такова массовая культура, за них борются концертные площадки, телеканалы – неважно, за кого – просто за тех, кого сейчас смотрит большая массовая аудитория. Ведь главное – рейтинг, а рейтинг – это рекламные деньги. Все просто объясняется", – говорит Третьяков.
Тем не менее, руководители главных каналов к призыву на обновление прислушались, но, конечно, по-своему – вливание крови будет осуществляться за счет модных рэперов и звезды "Дома-2" Ольги Бузовой, которая в этом году искала себе жениха на ТНТ. Хайпнувший на разводе Петросян потряс публику совместным фото с "теле-блондинкой" около новогодней елочки. Неужели Ваганович тоже собрался "Замуж за Бузову"?
Ночь "живых мертвецов"
"Для меня довольно загадочно, чем руководствуются каналы, забивая безумно рейтинговое новогоднее время вот этими "ночами живых мертвецов" – это, действительно, загадка, потому что с точки зрения бизнеса это абсолютно не оправдано, – комментирует публицист, писатель Дмитрий Лекух состав новогодних эфиров. – Идет совершенно непонятное привлечение "новых лиц". Для кого-то, видимо, оказались "социально близкими" рэперы, вот сейчас ими решили разбавить "коктейль имени Аллы Пугачевой". Будет очень забавно посмотреть, на мой взгляд, как какой-нибудь рэпер будет плясать с вечной и неизбежной, как зима в России, Пугачевой".
Популярный в России с советских времен "Голубой огонек", конечно, испытывает кризис жанра, одни требуют убрать нафталин, другим нужна традиционность и те "скрепы", которыми чаще всего оказываются заезженные в 90-ые "стендаперы", которые прославились и чья звезда закатилась еще задолго до того, как было введено в лексикон западное словечко.
Сосуществование в одном эфире бабушек российской эстрады и рэперов с не всегда приличными именами и текстами – вызов общественному вкусу. "Новогодний огонек" – отражение нашей реальности, разобщенности нации, отсутствия общих целей на будущее и единого мнения о настоящем. В 60-ые годы на теле-новый год приглашали передовиков производства, в 70-х небольшой процент артистов и певцов заметно вырос, в 80-ые передовиков вытесняют юмористы, артисты получают больше привилегий, остается место для импровизации, в 90-ые ставка пошла на эпатаж и отсутствие правил, в новом тысячелетии главным становится дорогое "шоу", декорации, спецэффекты, строгий сценарий, но и вездесущая Пугачева.
"То, что это не тот "голубой огонек", какой был в советское время, – это очевидно. Здесь в основном песни и пляски и несмешные шутки, так это и в будни бывает. Кто-то хочет взять и все старое отменить, эту формулу огоньков, а что на замену? Выпустить сплошных рэперов? Бузову? Типичная попсовая пошлость – ее на эстраде сейчас полно. Если я увижу на экране ее – я лучше выпью стопку, закушу, и она мне не помешает. Слушать ее не буду", – говорит Виталий Третьяков в беседе с Накануне.RU.
По своему опыту работы со студентами Третьяков еще раз напоминает, что молодежь в подавляющем большинстве и не смотрит телевизор – не то, что в новогоднюю ночь, а вообще. Для кого тогда эта "бузова-арбузова" – задается он вопросом. Следует понимать, что основная целевая аудитория, на которую федеральные каналы работают по критическим точкам – это не аудитория России, а аудитория российской элиты. Об этом рассуждает в беседе с Накануне.RU политолог Павел Салин. "Грубо говоря, это Владимир Путин и его окружение, кто смотрит телевизор, центральные телеканалы и считают, что с помощью информационной повестки дня на центральных каналах можно управлять страной", – отмечает он.
Зрители "огоньков" – это та аудитория, которая обычно всегда поддерживала власть, жители глубинки, малых городов, сельской местности, поэтому, если ориентироваться на интересы этих групп населения, то, по большому счету, ничего менять не нужно, в данном случае речь идет о запросе на постсоветскую ностальгию. Условно говоря, "на Петросяна", считает эксперт.
"Чтобы бороться за телезрителя, нужно очень сильно что-то менять, но, с учетом этих ограничителей, я не уверен, что что-то сильно поменяется. Могут поменяться лица, но не концепция", – говорит Павел Салин.
"Между первой и второй…"
В последние годы, как признают эксперты, обновление новогодних эфиров накладывается на разборки близких к власти кланов. Это борьба за влияние, контроль, деньги от рекламы, вливания из бюджета и многое другое. Война между первой и второй кнопкой ведется давно, и скандалы, подобные тому, что произошло с Брилевым, обостряют конкуренцию. Для того, чтобы продемонстрировать свою эффективность, менеджменту госТВ все же приходится идти на изменения.
"Я думаю, что, конечно же, будет обновление новогодних эфиров, вопрос конкуренции стоит достаточно жестко, и это накладывается еще на соревнование за контроль над телеканалами при политическом соревновании, – говорит в беседе с Накануне.RU политолог Павел Салин. – Мы видим, что идут атаки на руководство ВГТРК, пошла еще одна атака якобы через этот компромат на Брилева. Борьба за аудиторию чисто в интересах бизнеса – она накладывается на политическую борьбу за такой ресурс, как центральные телеканалы, они контролируются теми, кого считают "шестой колонной", медиаменеджерами, выходцами из 90-х годов. А люди в погонах им не доверяют, считают, что в критической ситуации они могут перебежать на сторону врага".
Публицист Дмитрий Лекух отмечает, что конкуренция действительно есть, и не всегда она носит здоровый характер.
"Конкуренция есть, и они ее не скрывают, более того, на одном канале нельзя называть программы другого канала, это все прекрасно понимают. Не знаю, насколько эта конкуренция здорова. Иногда она действительно принимает нездоровые формы, когда против рейтинговых программ одного канала выставляются такие же рейтинговые похожие программы другого канала – размывается аудитория. Это бизнес-взаимоотношения – они не могут не конкурировать между собой, за зрителя в том числе. Им же деньги надо зарабатывать, это вполне объяснимо. Они хоть и государственные большей частью, но все равно они, скажем так, хозрасчетные, как потопаешь – так и полопаешь", – говорит Лекух.
От конкуренции по правилам бизнеса (за деньги, имидж и рекламу) до борьбы за место под политическим солнцем и сохранением высокого поста – один шаг. Петиция общественника Вадима Манукяна после встречи 2017 года требовала у Константина Эрнста провести опросы и подготовить более интересную новогоднюю программу в следующий раз – тогда ее подписали около 200 тыс. человек, но вся критика в медиа свелась к спору "убрать примадонну нельзя оставить" – все это спровоцировало слухи об отставке Константина Эрнста.
"Первый" действительно провел опросы, точнее, голосования в соцсетях – примечательно, что, согласно гласу народа, видеть все опять хотели Филю и Аллу – возможно потому, что свободный выбор был ограничен четким перечнем возможных артистов, "Первый" как бы сказал: "других звезд у меня для вас нет".
Также за прошедшие два года Эрнст сделал ставку на молодого зрителя, сменил формат и привлек к эфиру "тяжелую артиллерию" – Дмитрия Нагиева и креативную команду Ивана Урганта. Но несмотря на это, "Первый" опять уступил по рейтингам "второй кнопке" и в 2018 году. Зато, как сливали информацию телеграм-каналы (ТК), главное, что власть осталась довольна, ТК "Незыгарь" писал в начале прошлого года: "Эрнст в этом году внял замечаниям президента и полностью сменил формат праздничного новогоднего эфира. Потому что Эрнст талантлив и умен. Добродеев гнал свой чудовищный "деревенский" формат, и всем стало ясно: пинок скоро последует".
"Я все никак не уеду жить в Лондон"
Но пинков все нет. Если не считать таковым удар по имиджу канала – неприятный скандал с Сергеем Брилевым. Казалось бы, удивить британским паспортом в стране, где долгое время главным хитом был бессмертный слоган "Я уеду жить в Лондон", никого нельзя, но вброс имел эффект разорвавшийся бомбы. Как же так, одно из главных лиц патриотического канала в суровую годину, когда лейтмотивом федеральных новостей остается песенка про плохой и коварный Запад, – и вдруг да имеет запасную родину? На какой случай?
"Сергей в этой истории винтик, инструмент, накат идёт на Добродеева. Если он не знал о британском подданстве Брилева — это плохо, но если знал и всё равно выпустил одним из ключевых пропагандистов — это уже удар по президенту. Именно так сегодня преподносится история", – замечает экономист Никита Кричевский в своём телеграм-канале.
К концу года, когда в дело Брилева уже вмешался и пресс-секретарь президента, вдруг все задумались – а кто сдал Сережу? Газета "Завтра" со ссылкой на компетентные источники представила свою версию событий, в которую кто-то верит, а кто-то верить отказывается – якобы это могла сделать коллега по цеху – руководитель RT.
Маргарита Симоньян отписалась в своем мессенджере по поводу этой истории так: "Теперь я слила Брилева Навальному, чтобы подсидеть Добродеева!"
В этом году Марго блистала в центре главного британского скандала десятилетия – таинственные туристы из Солсбери якобы по воле случая выбрали именно ее для того, чтобы явить себя народу, и теперь ей же (газета "Завтра" и ТК) приписывают лавры великого разоблачителя – будто именно она сорвала маску лицемерия с Брилева, имея целью ни много ни мало уколоть Добродеева и в перспективе занять его место.
Публицист и критик Дмитрий Лекух удивляется – зачем это Симоньян? – у нее прочные позиции и ведущее место на авангарде российских СМИ.
"Как можно воедино связать и Брилева, и ВГТРК, и Маргариту Симоньян? Какой смысл атаковать Брилева у Симоньян – понять невозможно, если знать телевизионные расклады. Да и потом, Симоньян сидит на столь серьезной позиции на RT при главном редакторстве Дмитрия Киселева. Если такие вопросы действительно когда-либо собирались бы решаться, они никогда бы не стали решаться на публичном уровне, все бы шло совершенно другими методами", – считает наш эксперт.
При этом слухи о смене главного руководителя ВГТРК уже какое-то время курсируют, часто напоминают, что Добродеев некогда возглавлял НТВ в его лучшие русофобские времена, а в новой политической обстановке чувствовал себя неуютно уже давно.
"Что касается конкретного случая с Олегом Добродеевым, то еще в начале года ходил некий инсайд со ссылкой на его супругу о том, что, мол, Олег очень устал на своей должности и просит отпустить его на пенсию на … Лазурный берег. Но его попросили, дескать, остаться до проведения президентских выборов. Но вот прошло уже девять месяцев после главных выборов страны, а никакого решения относительно Добродеева так и не родилось", – пишет "Завтра".
Лазурный берег, Туманный Альбион – какая-то неувязочка с идеологическими рупорами власти, почему они не мечтают о Крыме и не покупают дома в Сибири (которую постоянно оторвать от России мечтают злобные иностранцы)? Но, как говорили классики телевидения, "это уже совсем другая история".
Политолог Павел Салин напоминает, что некоторая борьба с вытеснением выходцев из 90-х из топ-менеджерского состава каналов все же ведется, и эта волна началась с подачи силовиков, которые считают руководителей центрального ТВ "шестой колонной".
"Пятая колонна – это те, кто внутри страны и не скрывает своих антивластных убеждений, а "шестая колонна" – это либералы, выходцы из 90-х. Они затаились и демонстрируют свою лояльность, а наступит критический момент, как в 80-х, – и они сразу же начнут играть против власти. Поэтому идет очередная волна – периодически с интервалом в два-три года происходит очередной виток, в первую очередь против руководства ВГТРК, но и против Эрнста тоже начнут играть, что их нужно менять, и кто-то пытается на этой волне въехать. Может быть, Симоньян, может быть, нет, но то, что против менеджмента центральных телеканалов разворачивается очередная кампания – это точно. Вопрос в том, кто фундаментально за этой компанией стоит, а кто пытается воспользоваться и выплыть на волне", – говорит Павел Салин.