Россия давит на газ. Что стоит за разговорами об "инкорпорироваини" Белоруссии в РФ?
На саммите СНГ лидеры России и Белоруссии пообщались в "не очень хорошей форме", при этом Александру Лукашенко даже пришлось извиняться перед Владимиром Путиным за неосведомлённость о цене на газ. А в преддверии двусторонних переговоров 25 декабря белорусский президент дал большую пресс-конференцию, на которой заявлял о приверженности идеям интеграции, но сетовал на то, что союзный договор не соблюдается по букве и, самое главное, по духу. Вскоре после этого появилась информация, что в Минске Лукашенко якобы провёл секретное совещание с членами правительства, посвящённое защите государственного суверенитета "в условиях давления со стороны России". Позже в Минске опровергли созыв подобного совещания, но очевидно, что интеграцию в Белоруссии и РФ понимают по-разному, а союзный договор может ожидать корректировка. Подробности — в материале Накануне.RU.
ТГ-канал "Белорусский гамбит" отметил, что на недавних переговорах в Бресте российский премьер-министр Дмитрий Медведев "продемонстрировал жёсткость", вернувшись к букве союзного договора 1999 г., предусматривающей создание единого эмиссионного центра, единой таможенной службы, суда, Счетной палаты. В этой связи высказывание Лукашенко о намерении России "инкорпорировать" Белоруссию нельзя считать эмоциональным шагом. За экспрессией белорусского лидера стоят вполне прагматичные цели. В текущей реальности Москву вполне устраивает именно такое положение дел, форсировать же "приключения на ровном месте" — не в привычках Путина.
"Мы давно планировали эту встречу. Откровенно говоря, готовились подвести итоги белорусско-российского взаимодействия. Но, увы, вопросы пока, к сожалению, остаются. И в ближайшее время мы вместе с моим российским коллегой постараемся их разрешить. Так что информационные поводы еще вам будут обеспечены", — рассказал белорусский президент на встрече с российскими журналистами, однако подчеркнул, что все искры, возникающие в переговорах на высшем уровне, это "рабочие моменты".
Он особо отметил, что интеграционные позиции Белоруссии являются неизменными, и лишь потребовал выполнять ранее достигнутые договорённости. Однако опасения Кремля может вызывать как раз устойчивость белорусской государственности и преемственность интеграционной политики. Ускорение интеграции может быть связано с назревающей корректировкой постсоветских границ в Европе.
Хотя Александр Лукашенко констатировал общее геополитическое видение двух стран и напомнил, что именно он в своё время встал на пути НАТО, пытавшегося создать единый балтийско-черноморский регион на востоке Европы.
Публицист Егор Холмогоров в своём ТГ-канале высказал мысль, что для противодействия Западу "поглощение" Белоруссии Россией выглядит даже предпочтительнее. "Белоруссия без России, тем более в качестве части анти-России, обречена на прозябание и деградацию, на возвращение в ад "колтуна". Белоруссия в качестве органической части России — это регион экономического роста и благополучия", — считает публицист.
ТГ-канал "Говорит Долгов" отмечает, что Белоруссия могла бы стать, например, Западным федеральным округом. Однако вопрос не в воссоединении как таковом, а в его целесообразности. Далеко не факт, например, что необходимо интегрировать сохранившее советское наследие народное хозяйство Белоруссии в российскую деиндустриализованную экономику.
А тема цен на углеводороды в отношениях с постсоветскими государствами опять оказывается краеугольной. Лукашенко напомнил, что сейчас Россия хотела бы больше продать нефти и газа, но рынок не потребляет столько, а в случае крушения экономики Белоруссии и эти объёмы продать было бы затруднительно. Сейчас же, продажа 25 млрд кубометров газа и 24 млн т нефти даже без таможенных пошлин приносит России "огромные деньги".
А далее Лукашенко рассказал о требованиях "разрушения государства" и "вхождения в состав России" в качестве компенсации за налоговый маневр.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил в беседе с Накануне.RU, что текущий год был неприятным в этом плане для Белоруссии. На ПМЭФ Путин объявил о том, что налоговый маневр в нефтяной отрасли будет закончен. Экспортная пошлина у нас будет обнулена и вся нагрузка переходит на скважину, будет взиматься в виде налогов на добычу полезных ископаемых. Постепенно в России будет увеличиваться НДПИ и сокращаться экспортная пошлина (на 5% в год). Всё это приводит к тому, что мировая стоимость нефти будет установлена и на внутреннем рынке России, и на внутреннем рынке Белоруссии.
"После этого встал вопрос, как сдерживать рост цен на внутреннем рынке, если у вас мировая цена. В России пришли к тому, что будут компенсировать стоимость для НПЗ, а для белорусов эту надбавку не распространили. И вопрос был даже не в том, что Россия не хочет распространять её, а в том, что Россия говорит, что рассчитает для двух крупнейших белорусских НПЗ надбавку с той точки зрения, как для своих НПЗ рассчитывает. Соответственно, "из бюджета в бюджет переведём деньги. А вы дальше у себя переводите, как хотите". Белоруссия настаивала на том, чтобы её в бюджет не переводить, но сделать так, чтобы стоимость нефти на границе была просто, как раньше — внутрироссийской, беспошлинной", — рассказал Игорь Юшков.
Смысл российской позиции, по мнению эксперта, заключается в стремлении чётко увидеть, какие субсидии мы выделяем Белоруссии. Белоруссия настаивает – дайте нам дешёвую цену на нефть, это даст Белоруссии возможность, по сути, не указывать движение этих нефтепродуктов. Именно в этом стороны и не договорились.
Газовая тема всплыла как раз из-за этой недоговорённости по нефти. Как только стало известно, что обе стороны заняли непримиримую позицию и уступать не собираются, сразу же принялись использовать другие рычаги давления друг на друга.
Политолог Семён Уралов в беседе с Накануне.RU счёл публикации о "секретном совещании" информационной атакой перед встречей двух президентов. При этом он обратил внимание на то, что союзный договор был заключён почти 20 лет назад, и потому может подвергнуться определённой корректировке.
Портал Сонар 2050 отмечает, что у двух стран существует различное видение интеграции — Москве важна её политическая часть, а Минску — прежде всего экономическая. Пока инициатива по обновлению Союза находится в руках Кремля, однако его предложения не находят поддержки у Белоруссии. Выходом из этого могло бы стать, например, создание союзных корпораций, способных снять противоречия между российским и белорусским капиталами.