"Так не попасть в ТОП-5 экономик мира". В России падает промпроизводство
Кажется, уже даже официальная статистика, которая после переподчинения Минэкономразвития способна на волшебство похлеще чуровского, не справляется с приукрашиванием ситуации в экономике. По данным Росстата, годовые темпы промышленного производства упали на 1,5% – с 3,7% в октябре до 2,4% в ноябре 2018 года. Хотя ранее отечественные и зарубежные аналитики высчитывали рост в 3,2-3,4%. А год назад – в ноябре 2017 г. – промпроизводство сократилось на 1,5%, но даже с учетом этой низкой базы показатели ноября 2018-го ухудшились.
И пока Правительство РФ отчаянно поддерживает экспортоориентированных олигархов и их предприятия миллиардами, реальному сектору, работающему на внутреннем рынке, никакой помощи ждать не приходится – "как-нибудь сами". Подходит к концу первый календарный год четвертого президентского срока Владимира Путина, а пока никаких обещанных "рывков" и "прорывов" нигде не видно.
А ведь глава государства ставил задачу к 2024 г. войти в пятерку крупнейших экономик мира. Насколько это возможно, Накануне.RU рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев.
– В чем причины падения промпроизводства, видите ли вы в этом тенденциозность?
– Все это очень сильно зависит от цены на нефть и от курса доллара. Нефть продают то дешево, то дорого. Если по низкой цене, то меньше денег получают, но если при этом еще и курс доллара растет, то обменивая выручку на рубли, власти получают еще меньше рублей в бюджет. Получили меньше долларов – получают меньше рублей. А поскольку у нас объем производства в рублях исчисляется, вот и получается, что цена на нефть и курс доллара влияют на объемы экономики.
Сейчас курс доллара временно "остановился", цена на нефть упала – естественно, сразу показатели статистики начинают падать. У нас сильно подрываются объемы производства в реальном секторе экономики и недвижимости. Дело в том, что экономические санкции Запада очень сильно влияют на фондовый рынок, и каждый виток экономических санкций понижает наши котировки на фондовых биржах. А из-за этого, поскольку у нас спекулятивный капитал занимает больше половины ВВП, и идет снижение.
– Почему так происходит?
– Дело в том, что мы под экономикой подразумеваем ВВП в совокупности, а раньше мы этот показатель разделяли – у нас была промышленность, сельское хозяйство, коммунальные услуги и прочее. Власти следили за тем, чтобы все пропорционально развивалось. А теперь вот этот валовый показатель считается так, как выгодно Правительству, потому все в куче. Непонятно, кто дал прирост – то ли промышленность, то ли сельское хозяйство, то ли спекулятивный капитал.
Экономические санкции на сегодняшний день вселяют недоверие к нашему фондовому рынку, все одно к одному сходится, и получается, что мы получаем меньше денег, и из-за этого падают показатели экономики. Что касается реального сектора экономики, то там все в замороженном состоянии.
– Куда дальше будут двигаться показатели производства?
– Сейчас американцы очень сильно взялись за нефть, они хотят обрушить наш нефтяной рынок – они понимают, что у нас реального сектора экономики нет, и если мы будем получать мало доходов от продажи нефти и газа, то станем банкротами. Вот США этим и занимаются. А мы вместо того, чтобы заниматься импортозамещением, развивать реальный сектор экономики, строим какие-то "прожекты", несбыточные мечты и никуда не двигаемся. Импортозамещения нет никакого и не будет, потому что никто этим не занимается.
– А как же национальные проекты?
– О них много разговоров… Вот власти сказали, что 13 трлн дают на 13 национальных проектов. Но это же на шесть лет... 13 на шесть делим – получаем 2 трлн в год на всю страну. И надо разделить это на 13 проектов. Что мы там получим-то? По 150 млрд рублей каждому проекту?
А теперь посмотрите: здравоохранение наше финансируется в объеме 3,5 трлн рублей. И еще 3 трлн мы с вами платим как платные услуги здравоохранения. Для 6,5 трлн сумма в 150 млрд – капля в море. Это только здравоохранение, а социальная сфера – 19 трлн в целом.
– На ваш взгляд, будут ли выделяться средства для промышленности, реального сектора наравне с поддержкой олигархов?
– В Госдуме недавно рассматривался и принимался бюджет на 2019 год – никакой поддержки реальному сектору экономики там нет, только какие-то вкрапления… Я удивляюсь политике нашего Правительства – вы взялись за импортозамещение, ну, так стройте заводы, фабрики, шейте там рубашки, ботинки, чтобы не покупать это за доллары за границей. Но ведь ничего же не строится! Ничего!
Все импортозамещение ведется разве что в сельском хозяйстве. А все сельское хозяйство при этом умещается в личных огородах граждан. Сколько граждане вырастят – столько и будет. У нас крупные хозяйства выращивают только зерновые культуры, а все остальное – овощи, мясо – это выращивается в личных подворьях граждан, где влияния государства никакого.
Другой пример – были на одном механическом заводе – прекрасный завод, делает станки, выпускает восемь модификаций тракторов, мотоблоки, мотоциклы – список огромный. Но все это в штучном порядке. Только эти машины, которые тротуары подметают, вот на них заказ на 200 штук, все остальное – без заказов. Почему? Ведь эта техника нужна нашей стране… А потому что кредитные ресурсы недоступны – никто не может взять кредит, чтобы купить эти машины, собственных средств тоже нет.
Что это за денежно-кредитная политика, которая борется с инфляцией, но заперла всю экономику и не дает ей вздохнуть? Она же должна снабжать в первую очередь деньгами наш реальный сектор экономики. Но власти занимаются черт знает чем, только не экономикой.
– Если так обстоят дела, то как же нас к 2024 году хотят загнать в топ-5 ведущих экономик?
– Для меня это тоже загадка. Я только вчера смотрел: если в 2014 году в общем объеме мировой экономики Россия занимала 2,5%, то сегодня она подошла к показателю 1,77%.
Советский Союз давал 20% мировой экономики. А сегодня 1,7%. До 2024 года осталось пять лет – мы что, за пять лет Америку догоним, что ли? Америка сейчас дает 24,5% мирового валового продукта. И мы с 1,7% можем подняться до 25? Да не поднимемся никогда – это напрасные мечты.
Я чистый прагматик, очень внимательно изучал сталинское время, когда страна шла семимильными шагами. Во-первых, тогда ничего не разворовывалось и не растаскивалось по карманам. Во-вторых, все доходы государства шли на само государство – на строительство заводов, фабрик. Тогда богу не молились – надо было рабочие места создавать, строить заводы и фабрики – людям давали работу, покупательная способность их поднималась, они покупали те товары, которые сами делали. Сегодня же мы ничего не производим – зайдите в любой магазин – вы же не найдете там ничего российского, все импортное.
Правительство все время создает условия, чтобы "бизнес сам" начал что-то выпускать. А бизнес сам ничего делать не будет, потому что у нас неустойчивая политика и неустойчивые законы. Бизнес всегда просит – не меняйте правила игры, а то мы ничего не можем сделать.
А у нас любят сказать – не будем менять законы и налоги – и тут же все изменили. И на 2% НДС прибавили, и акцизы, и НДПИ. Все это сказывается на себестоимости продукции, поэтому товарным производством никто не занимается. Все теперь ударились в торговлю и спекуляцию…
Нужно создавать инвестиционные условия, нужна какая-то постоянная налоговая политика, иначе у нас ничего с места не сдвинется. Какой толк говорить об импортозамещении, если ни одного предприятия не построено?