"Люди боятся все потерять": президент говорит о стабильности, а рынок говорит обратное
Пресс-конференция президента показала, что чем сильнее становится напряжение в обществе, чем больше люди недовольны все новыми непопулярными "реформами", тем упорнее глава государства их не замечает. Власти не собираются отвечать на миллион подписей против повышения пенсионного возраста, равно как и не собираются усмирять аппетиты сверхбогатых. И пока Владимир Путин говорит о стабильности в ответе чуть ли не на каждый второй вопрос, о рекордно низкой безработице, реальные доходы граждан падают.
Так, из опроса 300 работодателей, проведенного порталом Rabota.ru, стало известно, что каждый четвертый из них (25% опрошенных) собирается начать год с сокращения штата. Вместе с тем, рынок труда может оказаться просто переполнен, поэтому уволенным гражданам может оказаться сложно найти работу. Тем не менее, не все из них сделают правильные выводы и проведут очевидные причинно-следственные связи, потому что в борьбе "телевизора и холодильника" пока выигрывает первый, уверен доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. Он рассказал об этом в беседе с Накануне.RU.
– На ваш взгляд, результаты опроса достаточно правдоподобны?
– Я думаю, что доверять опросу можно – состояние рынка достаточно "скукоженное". Тут и НДС повышают, что вызовет рост цен, соответственно, неблагоприятно скажется на спросе, и акцизы на топливо повышают. Полная неуверенность в перспективах развития страны толкает работодателей на то, чтобы сократить расходы и накопить резервы. Как говорится, "не до жиру – быть бы живу".
– И первой статьей сокращения расходов становятся, конечно, сотрудники?
– Да, потому что заработная плата в зависимости от отрасли составляет от 20 до 70% расходов.
– Можно ли сказать, что принимаемые властями "реформы" – одна из причин такого состояния рынка?
– Да, дело в том, что непонятно, куда и как стране развиваться. И в этой связи предприниматели боятся предпринимать какие-то действия, проводить инвестиции. Для рынка еще и очень депрессивно новое повышение учётной ставки процента ЦБ — это удорожает кредит и снижает возможности нахождения внешнего финансирования.
– А общество, эти уволенные сотрудники, поймут, почему так произошло, на ваш взгляд? Или, если им скажут с телеэкрана, что злые американцы ввели санкции, то это и станет в их понимании основной причиной?
– У нас постоянно идёт спор между телевизором и холодильником. Телевизор гораздо более оптимистичен, чем холодильник. Вряд ли уволенные поймут, почему так произошло – они будут искать новую работу. Найти работу очень сложно, поэтому придётся соглашаться на худшие условия, соответственно, "голосовать ногами" всюду, где это только возможно, а это означает, что эмиграция увеличится и так далее.
– Сейчас говорят, что лишь 25% работодателей могут сократить сотрудников – с течением времени, с новыми "реформами" этот процент может увеличиться?
– Увы, хоть и не хочется этого говорить, но вполне может.
Потому что нет уверенности в расширении рынка, укреплении спроса, соответственно, работодатели при "скукоживании" рынка будут принимать всё больше мер по экономии расходов, сокращению производства и минимизации рисков.
Вся политика Правительства, связанная с тем, что оно пытается лихорадочно за счёт каких-либо налоговых и прочих инструментов увеличить свои доходы, на рынок оказывает крайне депрессивное влияние. Рынок не прощает таких вещей. Например, Правительство протолкнуло через думу закон о повышении пенсионного возраста, а работодатель думает:
"Женщин 49 лет, а мужиков 54 лет надо уволить сейчас, пока они не стали обузой. Потом не уволишь – иначе посадят".
И нет стимулов для развития. Не стимулируют общество разговоры о том, что мы в следующем году поставим на дежурство новый ракетный полк. Это не побуждает открыть новый магазин, новую производственную линию, объявить набор сотрудников.
– Это, опять же, в тему борьбы телевизора с холодильником?
– Именно. Потому что в данном случае, несмотря на всю бравурность телевизора, он вносит напряжение. Например, вы слушаете статистические отчёты о росте экономики на 1,5-2%, это рост физического объёма выпуска продукции. А если вы посмотрите не по паритету покупательной способности, а по международной статистике в долларах, то у нас сейчас рост по 7-8%. У нас это почему-то скрывают.
При этом нам очень сильно везёт, что у нас весь этот период хороший урожай. Урожай хороший, а стоимость хлеба растёт – это скажет каждый, кто ходит в магазин. Соответственно, какие выводы делать? Правительству надо думать о чем-то вроде инвестиционной льготы, о расширении государственно-частного партнёрства, мерах стимулирования малого бизнеса. Смотрите – в подземных переходах снова возвели помещения для ларьков. Но заполнить их нечем.
– Правительство снизойдёт с этими мерами до общества, бизнеса?
– Оно всю свою креативность бросило на выполнение "майских указов-2", которые понимает одним образом – вот у нас доходы бюджета были 13 трлн, надо их сделать к 2021 году 20 трлн. А эти 6 трлн надо откуда-то взять. А берутся они из оборота. Но если из оборота извлекается оборотный капитал, то и основного капитала не будет. Так что надо лучше думать на эту тему.
Самая креативная мера – Дмитрия Анатольевича заменить на какую-нибудь фигуру, которая внушала бы больший оптимизм с точки зрения экономической политики, промышленной политики, инвестиционной активности. Сложно предположить, кем бы мог быть такой человек, но это бы могло хоть как-то стимулировать бизнес.
В конце концов, ни один экономический закон не работает сам по себе, он работает через поступки людей. А поступки людей определяются их мотивами. А мотивация у людей в рыночной экономике – "как бы не потерять". А второй мотив – "как бы приобрести". Так вот, к сожалению, у нас пока первый доминирует над вторым. Люди боятся потерять и не думают о том, как бы приобрести побольше.