Три месяца Александра Высокинского: как мало пройдено дорог…
25 сентября 2018 года депутаты нового состава думы Екатеринбурга выбрали главу города. Им стал заместитель губернатора региона Александр Высокинский, до 2016 года работавший в мэрии. Тогда парламентарии проявили удивительное единодушие – все 36 участников голосования поддержали кандидатуру выдвиженца областной власти. Сегодня, спустя три месяца, можно подвести первые итоги работы Александра Геннадьевича на посту градоначальника, сделать определенные выводы и задаться вопросами о будущем.
Основным содержанием последних событий трех месяцев считалась интрига с глубинной сменой власти в областном центре. Ожидания были связаны со сносом прежней системы управления городом, сложившейся при "сером кардинале" Екатеринбурга, до недавнего времени – первом вице-губернаторе Владимире Тунгусове.
Интересно, что эту работу Высокинский начал, назначив первым замом Алексея Кожемяко, продемонстрировав тем самым определенную готовность к преемственности и параллельно разрушая миф о могуществе "серого кардинала мэрии" (чьей креатурой Кожемяко был на выборах главы города).
"Можно предполагать, что дальше кадровые решения городское сообщество начнет воспринимать как нормальный, рабочий процесс, а не в качестве результатов неких интриг", – сказал тогда Накануне.RU политолог Анатолий Гагарин, ныне занимающий пост вице-мэра по внутренней политике.
Но оптимизм от победы над "серым кардиналом" сегодня явно поубавился, ибо стало понятно, что зачистка от "тунгусовских" простой не будет. Яркий тому пример – увольнение главы горздрава Александра Дорнбуша после его выступления в гордуме, вопреки установкам мэра. Тогда Дорнбуш поддержал обращение к губернатору Свердловской области о необходимости финансирования программы помощи онкобольным Екатеринбурга, в то время как Высокинский счел документ "сырым".
Еще более пристальный интерес вызвало другое кадровое решение – назначение директором екатеринбургского МУП "Спецавтобаза" депутата городской думы Григория Вихарева. Местный истеблишмент заговорил о том, что представителям бизнеса, приведшим в думу своих депутатов, начали раздавать "бонусы" от ранее проведенной избирательной кампании.
Даже если это и так, то все-таки главное сейчас для команды Высокинского – сохранить часть старых и привлечь новых профессионалов, при этом, продолжая поэтапную зачистку от "теней Тунгусова". И этот процесс – уже ясно – не будет простым. В Екатеринбурге ни для кого не секрет, что часть заработка городских чиновников привлекалась по одному Тунгусову ведомым схемам. Схемы рушатся, а, значит, и у сотрудников выпадает часть бывшего реального дохода. Попытка вывести "в белую" заработную плату главы города и, соответственно, всего городского аппарата – мягко говоря, провалилась. Федеральные партийцы решили, видимо, гасить падение своего рейтинга за счет популистских решений по городам и регионам. А как теперь удержать профессионалов в мэрии Екатеринбурга – придется думать Высокинскому.
При этом в информационной повестке по-прежнему присутствовала "рука Тунгусова". Якобы с его подачи мэрия совершает ошибки и просчеты. Такая изощренная месть невидимого "злодея-кардинала" представителям "команды губернатора" до сих пор в областном центре воспринимается всерьез. Хотя в каждом минусе, как известно, есть хоть какой-то плюс – в данном случае, наличие врага в лице Тунгусова в какой-то степени позволяет уже новой городской власти списывать на него часть своих проблем.
А в целом можно констатировать, что сейчас в мэрии Екатеринбурга идет переход от эйфории ожиданий к ежедневной рутинной работе, что всегда буднично и скучно, поскольку ежедневный поступательный труд предполагает рутину. Пока была надежда на проведение "Экспо-2025" – генерировали умопомрачительные идеи типа канатной дороги как альтернативы наземному транспорту. Но заявку совершенно ожидаемо проиграли и стало ясно – впереди трудные будни городского хозяйства. Которые точно будут осложняться "теневым давлением" и вызовами времени. Одним из таковых будет приватизация МУПов, которая грозит городу переделом рынка коммунальных услуг.
И это будет буквально испытание на прочность так называемых предвыборных союзов и поствыборных договоренностей. Делить кусок ЖКХ и в маленьких городах не просто, а уж что говорить о Екатеринбурге. Правда, здесь команде Высокинского, как говорится, федеральный центр в помощь. Ведь по всей стране ЖКХ "дербанят", то есть, приватизируют.
Но в любом случае – разруливать сталкивающиеся интересы бизнес-структур в драке за концессии и приватизацию городского хозяйства предстоит именно команде Высокинского. И это процесс может как поднять мэра до высот самостоятельной политической фигуры, так и опустить в так называемые "операторы чьих-то интересов". Политолог Алексей Швайгерт видит ситуацию так: "Надо честно признать, что Высокинский – компромиссная фигура, его роль – минимизировать конфликты с уважением ко всем политическим игрокам". И продолжает мысль: "А если он себя таковым не воспринимает, то начинает раздражать тех, кто стоял у истоков этого компромисса, сложившегося по итогам избирательной кампании в гордуму".
Политолог Александр Белоусов также отмечает довольно некомфортную позицию, в которой оказался глава города. По его мнению, сейчас в Екатеринбурге сложилась следующая конфигурация власти: вверху губернатор, а от него по двум сторонам условного треугольника – мэр и гордума.
"Высокинский занимается внутренней балансировкой этой конструкции, но не все ему пока удается – процесс идет до сих пор, – отметил Накануне.RU эксперт. – Например, мы знаем о множестве непростых переговоров мэра с депутатами при обсуждении бюджета [Екатеринбурга на 2019 год], при утверждении структуры местной власти. Передача МУП "Спецавтобаза" одному из депутатов городской думы [Григорию Вихареву] – это тоже пример выстраивания отношений в рамках названной структуры".
О подобной конструкции размышляет и Алексей Швайгерт, но ее "архитектором" политолог называет губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.
"Конфликтная ситуация с демонстрацией [депутатами гродумы] мускулов, действительно, продолжается, – подтверждает эксперт. – Причем, это бурление выносится в паблик даже без мысли о том, чем оно грозит в принципе всей вертикали власти, а не только отдельно взятому мэру. Внимание федерального центра приведет к тому, что "прилетать" будет в первую очередь губернатору — за то, что он не в состоянии справиться с созданной политической конструкцией. Как ее архитектор глава региона в ответе за все, что сейчас делает и новый депутатский корпус, и новый глава Екатеринбурга. Но, видимо, такого отчетливого понимания не сформировано. И для кого-то ситуативные экономические интересы важнее договоренностей и союзов, поэтому практически каждый день приносит нам странные новости из "серого дома" [здание городской администрации и думы Екатеринбурга]".
В то же время Александр Белоусов напоминает, что дума сформирована не Высокинским, по его мнению, это достаточно независимый от него орган, который "в чем-то ориентируется на губернатора".
"Не думаю, что они [депутаты] "показывают зубы" мэру. Да, есть крыло городской думы, представленное братьями [Григорием и Алексеем] Вихаревыми, у них есть амбиции, самостоятельная позиция, но при этом нет желания идти на открытый конфликт [с администрацией города]. У этой группы депутатов свои задачи, и они их решают", – делится мнением эксперт, признавая, что в информационном поле у Высокинского есть проблемы, которые всегда бывают во времена "политической премьеры", но они пока не критичны.
Белоусов придерживается "консервативного" взгляда на расклад в гордуме. В думе нет никаких межпартийных конфликтов, в ней есть два блока – "губернаторский" и "тунгусовский", – рассуждает политолог. Последний на данный момент в открытую фазу противодействия не вступает, но может вступить в любой удобный момент. При этом "единороссы", представители КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" распределились между этими двумя блоками, говорит эксперт, будучи уверенным, что в думе продолжается борьба за лидерство.
Среди участников Белоусов выделяет спикера Игоря Володина и группу депутатов братьев Вихаревых, у которой, по словам политолога, "есть экономические и политические ресурсы". Причем, позиции Володина пошатнулись, когда московское руководство "Единой России", а следом губернатор принудили думу отменить решение о повышении зарплаты чиновникам Екатеринбурга. "Для депутатов это был "щелчок по носу", – говорит Белоусов, косвенно подтверждая, что народные избранники могут слегка отомстить вовсе не тому, кто их унизил, а мэру. – Это ударило по думе даже больше, чем по Высокинскому, ведь голосовали о повышении зарплаты именно депутаты".
Политолог Алексей Швайгерт, в свою очередь, не исключает, что схема "тунгусовские-губернаторские" в конструкции городской власти сохранилась. И пусть сейчас идет не политическая борьба, а дележ экономических активов – в этот котел страстей легко подкидывать дрова, чтобы разгорались новые конфликты. Тут "тунгусовским" даже особых усилий прилагать не придется, достаточно дать депутатам выговориться, информационно "подсветить" наиболее понятные обывателю темы, масштабировать их, придать определенную окраску и вывести на федеральный уровень. А там уже в виде докладных записок все это может поступить, допустим, в Кремль, где "сигналы с мест" промаркируют и сделают определенные выводы.
При этом политолог с сочувствием относится к Высокинскому, указывая на то, что десятки лет монолитная гордума находилась "под ногтем" Тунгусова, а теперь депутаты, можно сказать, вольные деловые люди с разными интересами, над ними нет этого "ногтя". И, видимо, они решили, что к мэру можно относиться по-свойски. Поэтому эксперт полагает, что для команды Высокинского будет логичным – "точечно" выстраивать работу с каждым народным избранником, тет-а-тет объясняя свою позицию, свое видение проблем. И при этом по минимуму выносить сор из избы: поменьше интриг, предварительное рассмотрение проблемных вопросов в узком кругу, а лишь затем – публичное обсуждение.
"Пусть звучит банально, но власти в ситуации глубокой перезагрузки надо дать время на этот процесс, на то, чтобы стороны начали понимать друг друга, – рассуждает эксперт. – Сплотить ряды – очень простая мысль".
Рассуждая о будущем Высокинского как главы города, следует иметь в виду, что он по определению не "всенародно избранный" мэр. Формально – да, избран. Но депутатами думы, а не населением напрямую. Поэтому у градоначальника нет вотума доверия, который мог быть ему предоставлен при всенародном голосовании. И не стоит полностью сбрасывать со счетов так называемое наследие прежнего главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана, популизм которого горожане помнят. Тот приемы проводил – как на работу ходил, эффект, правда, от его трудозатрат для города был нулевой, разве что дополнительная копеечка в копилке популярности лично Ройзмана.
И это было совсем недавно. Так что Высокинскому так или иначе придется еще и о формах и форматах диалога с так называемой городской общественностью думать.
Вполне возможно, придется вспомнить наработанную практику прежних лет – последовательно выезжать на организованные встречи в районы, заранее определив круг вопросов по актуальным темам. У мэра есть масса возможностей. Важно, чтобы люди не просто выговорились, выпустили пар, а ушли с пониманием: власть есть, она вот, рядом и – работает! Основные потребности у людей возникают там, где они живут – тут ничего нового изобретать и не приходится. И журналисты на такие встречи сами прибегут.
Кстати, идея созвать прессу для совместной поездки на городском трамвае была отличная, но сценарий пока оказался сыроват. В итоге у всех СМИ получился отчет "Высокинский на фоне трамвая", а хотелось о первых итогах и планах услышать. "Высокинский – это, прежде всего, опытный чиновник. Со сложившимся характером и мировоззрением, – констатировал Швайгерт. – Наверное, что-то ему объяснить – сродни тренерской работе. Необходимы время и соответствующая подготовка, чтобы подобрать к нему "ключик" и сформировать удачный публичный образ".