Александр Князев: "Талибан" не сможет прийти к власти в Афганистане без согласования с американцами
Одной из важнейших новостей уходящего года стало намерение Пентагона практически вдвое сократить свой контингент в Афганистане. При этом американские эксперты опасаются "краха" местного правительства, а президент РФ Владимир Путин в ходе пресс-конференции посетовал на то, что о нормализации обстановки в регионе говорить пока рано, так как законное правительство контролирует лишь около трети территории страны, а результаты выборов подсчитываются месяцами. Эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев поделился с Накануне.RU своим видением процессов, происходящих сейчас в Афганистане:
— То, что американские эксперты называют "крахом правительства", на самом деле выглядит прозаичнее, да и не так однолинейно. Афганское правительство и президент, поддерживаемые США, на протяжении уже четырех лет, с момента объявления результатов президентских выборов 2014 года, неконституционны и, соответственно, нелегитимны. Утверждение Ашрафа Гани в должности президента и Абдуллы Абдуллы в качестве "главы исполнительной власти" — результат кулуарной договоренности, достигнутой при посредничестве тогдашнего госсекретаря США Джеймса Керри. Должности "главы исполнительной власти" ("раиси иджроийя" или Chief Executive Officer) вообще нет в афганском законодательстве, она была искусственно придумана путем добавления к полномочиям премьер-министра ряда компетенций и функций, что, собственно, и было результатом поствыборного компромисса между двумя из кандидатов, никто из которых тогда не набрал необходимого числа голосов. Следовательно, все структуры, находящиеся в подчинении главы исполнительной власти, с правовой точки зрения являются незаконными, а их деятельность — нелегитимной. Сомнительность избрания президента влечет за собой и постановку вопроса о его импичменте.
Это обстоятельство мало кто из внешних наблюдателей учитывает, в самом же Афганистане обсуждение нелегитимности президента и правительства проходит красной линией всего внутриполитического пространства этих четырех лет. Подразумевалось, что будут внесены соответствующие поправки в конституцию, однако, Ашраф Гани и Абдулла Абдулла все это время сопротивляются созыву Лойя Джирги (в конституции Афганистана Лойя Джирга (дословно — "Большой Совет") — это орган, созываемый в целях принятия решений государственной важности и выражающий волю афганского народа. Согласно Конституции, в состав Лойя Джирги входят представители парламента, а также главы советов провинций и уездов Афганистана и ряд представителей пуштунских родоплеменных образований), которая правомочна рассматривать конституционные вопросы. Более того, президентская и исполнительная власть долгое время саботировала даже переизбрание в законные сроки постоянно действующего парламента (Вулуси Джирга, нижняя палата парламента), опасаясь, что новый состав Вулуси Джирги будет еще менее управляемым, нежели нынешний, с которым хоть как-то можно договариваться.
Для созыва Лойя Джирги требуется ряд предварительных мероприятий, прежде всего, реформирование избирательной системы и создание транспарентности в работе избирательных органов, а затем — проведение выборов в местные советы. Выборы в Вулуси Джиргу прошли 20 октября (законодательно они должны были пройти в октябре 2016 года), их результаты до сих пор не объявлены и не факт, что они будут признаны в обществе. "Талибан" — это отдельная проблема афганской политической жизни, существует большое количество оппозиционных партий, относящихся с системной, легитимной оппозиции. Почти все они вообще были склонны к бойкоту выборов в силу многочисленных нарушений в избирательном процессе со стороны президентской и исполнительной власти. Тем не менее, выборы состоялись, условно признаны основными внешними акторами, но объявление их результатов затягивается как раз из-за боязни протестов системной оппозиции. Эти выборы важны и как точка отсчета для объявленных в апреле президентских выборов, на которых первый и приоритетный американский сценарий предусматривает сохранение у власти тандема Гани-Абдулла. Хотя есть, конечно, и запасные сценарии. Алармизм американских экспертов в данном случае основывается исключительно на американском же интересе, его нужно рассматривать не как опасение импичмента Гани или отставки правительства как таковых, а как фиаско президента и правительства, являющихся важным элементом американской афганской и региональной политики.
Что касается "Талибана", то несмотря на его военное доминирование в стране и растущий международный политический потенциал, без согласования с американской стороной правительство он не уберет и к власти путем ее силового захвата не придет. Американское военное присутствие в Афганистане для того и существует, чтобы поддерживать у власти в Кабуле нужную для США администрацию.
Сохранение тандема Гани-Абдуллы — один из вариантов, пока выглядящий приоритетным для США. Но американская политика всегда многовариантна, другой — наиболее радикальный и выглядящий пока скорее гипотетическим — вариант: успех прямых переговоров американцев с высшим руководством "Талибана", нахождение компромиссной формулы сохранения американского военного присутствия (вывод иностранных войск является пока главным требованием талибов) и включение талибов в легитимный политический процесс по согласованным с американцами механизмам с последующим их вхождением в центральную афганскую власть.
Есть еще несколько вариантов, например, создание так называемых "зон безопасности", когда под контроль "Талибана" могут быть переданы более десятка провинций. "Талибан" и без того контролирует больше половины территории страны, но одно дело — контроль в качестве нелигитимного и квалифицируемого как террористическое движение, другое дело — легитимизация этого контроля. Одна из опасностей такого варианта — стремительный рост сепаратизма с последующей угрозой раскола страны.
Отставка же Гани и Абдуллы, случись она в рамках формального политического процесса, по большому счету значит немного. США располагают критически важным влиянием на всех участников политического процесса, на все партии и движения в стране, и подобное переформатирование политической системы вызовет только еще большую динамику в и без того непростой жизни Афганистана, принципиально не угрожая стратегическим интересам США. Поэтому и прогнозы американских экспертов можно отнести либо к их сомнительной компетентности (что менее вероятно), либо к публикациям, имеющим перед собой определенные политические задачи и совсем не обязательно отражающим существующее реальное прогнозирование.