"На Урале появится супергубернатор"
Как федеральный транзит власти может затронуть Свердловскую областьЕсли в Новый год принято загадывать желания, то большинство россиян наверняка бы выдохнули одну фразу: "Лишь бы хуже не было!" Увы, но даже такой скромный запрос можно отнести к разряду невыполнимых. Дело в том, что счастливым сказкам давно настал объективный конец: с 1 января, например, увеличились акцизы на бензин, НДС повысился с 18 до 20%, доллар, скорее всего, продолжит расти, начнутся "мусорные" сборы, вскоре подорожают услуги ЖКХ, а продукты после предновогоднего скачка цен так и не подешевеют… В общем, всех с наступившим! Дед Мороз спешит в гости, и в руках его не волшебный мешок, а ящик Пандоры замедленного действия. Ждем новых "подарков" от государства.
На этом фоне рядовому гражданину с его насущными проблемами неважно – какие там могут быть варианты перестановок во властных вертикалях-горизонталях, и это правильно. Потому что после выборов президента в марте прошлого года от Владимира Путина поначалу все ждали "перетряски" кабинета министров, в первую очередь – увольнения с поста председателя правительства Дмитрия Медведева, к тому времени уже не воспринимавшегося народом в качестве серьезного политика. Но нет – оставили любителя гаджетов при дворе, более того, поручили ему провести пенсионную "реформу" и прочие непопулярные решения, чтобы весь народный гнев не свалился на президента.
В наступившем году наблюдатели за политическими процессами в очередной раз прочат отставку премьера Дмитрия Медведева – с приходом на его место мэра Москвы Сергея Собянина. Хотя и едва ли это сулит смену курса, а имеет лишь внутреннюю "корпоративную" логику. Шум, митинги, недовольство, – все было и прошло, поезд идет дальше; в кабине машиниста – прежние главные действующие лица. Причем, выражения этих лиц по-чиновничьи непроницаемы, а потому не сулят ничего хорошего: с такой миной по заведенной традиции объясняют пассажирам вагонов, почему сначала будет хуже и зачем надо потерпеть, чтобы потом, когда-нибудь в туманном будущем, стало лучше.
Одним из серьезных сигналов для смены премьера называют заседание Госсовета, которое Путин провел в Крыму в ноябре этого года: тогда за "центральным" столом рядом с российским лидером расположились заместитель руководителя Администрации президента Сергей Кириенко, первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов и мэр Москвы Сергей Собянин, а также два помощника президента – Андрей Белоусов и Игорь Левитин. Все, кто наблюдал эту расстановку, отметили отсутствие Медведева. Другие круглые столы были посвящены демографии и здравоохранению, науке и образованию; жилью и городской среде; экологии; цифровой экономике и инфраструктуре; культуре; экономике. Причем, эксперты увидели, что за каждым из этих столов присутствовал чиновник, а то и несколько, которых приписывают к условной "группе Собянина", якобы конкурирующей во властном раскладе с "группой Медведева".
Источники Накануне.RU постоянно сообщают, что тематика кадрового изменения в кабинете, включая и руководство им, актуальна. По некоторым данным, важнейшая кадровая перестановка может произойти уже после Нового года, а лишь затем последует "знаковое" послание президента Федеральному Собранию. Хотя смены караула в премьерском кресле эксперты ждут чуть ли не после первой четырехлетки Медеведева. А воз, как известно, и ныне там...
"Пост премьера Собянину, вроде, должен был достаться как некий бонус в случае запуска программы реновации в Москве, – ранее заявил Накануне.RU руководитель Центра политологических исследований при Финансовом университете Павел Салин. – Программа, как известно, была запущена, а пост Собянину не достался. Можно предположить, что те мощные группы влияния, которые стоят за реновацией, тем или иным способом пытаются как бы "расплатиться" с Собяниным. Борьба разных групп и группировок, конечно, постоянно идет".
"Самая креативная мера [для улучшения инвестиционного климата] – Дмитрия Анатольевича заменить на какую-нибудь фигуру, которая внушала бы больший оптимизм с точки зрения экономической политики, промышленной политики, инвестиционной активности. Сложно предположить, кем бы мог быть такой человек, но это бы могло хоть как-то стимулировать бизнес", – полагает доктор экономических наук Андрей Гудков.
Что касается Собянина, то для москвичей не секрет, что он является защитником интересов крупного капитала и умеет перенаправлять бюджетные потоки в "нужном" направлении – будь то реновация, крупные строительные проекты, транспорт или ЖКХ и прочие столичные удовольствия ценой в миллиарды рублей. Можно предположить, что эта практика в случае его премьерства будет распространена на всю Россию. И это вполне совпадает с общим вектором развития капитализма в России. Так называемое "социальное государство" с марта 2018 года уже без особого прикрытия спокойно и поступательно сбрасывают на свалку истории. Помните недавнее путинское – "социализм не вернется"?
Что касается Медведева, то, по прогнозам СМИ, после отставки он вполне может получить должность главы объединенных Верховного и Конституционного судов – юридическое образование позволяет. При этом роль руководителя объединенного суда для Дмитрия Анатольевича может стать даже более статусной, ведь он (в теории, разумеется) возглавит одну из трех официальных ветвей власти.
В таком случае перестановки могут затронуть и региональные верхи, не исключением будет Свердловская область, чей губернатор Евгений Куйвашев не без оснований считается встроенным в условную "группу Собянина", учился управлению в его "школе", которая показывает хорошие результаты по назначенцам. Например, Владимир Якушев уже поднялся до должности федерального министра строительства и ЖКХ. Хотя сам того не очень и хотел. Люди из команды Собянина появляются по многим территориям России, что говорит о том, что "тюменским" нет серьезного противодействия от федеральной власти. Ну, а бесконечную борьбу "бульдогов под ковром" никто не отменит. Это дело привычное. Когда акулы и акулята бизнеса и сросшегося с бизнесом чиновничьего аппарата грызут друг друга за сладкие куски, строят союзы, рушат союзы, ведут войны...
Напомним, что Собянин начинал карьеру в Ханты-Мансийском автономном округе, с будущим столичным градоначальником Куйвашев знаком еще с тех времен, когда в начале 2000-х возглавлял тюменский поселок Пойковский и, наверное, не предполагал своего головокружительного взлета до должности полпреда президента в УрФО, а затем губернатора Среднего Урала.
Отметим, что кадры Сергея Собянина росли постепенно. Так, Евгений Куйвашев и Александр Моор (нынешний глава Тюменской области) поднимались по карьерной лестнице уже при губернаторстве Владимира Якушева, при этом свое влияние на родной регион Собянин сохранял.
Политолог, руководитель группы политического консультирования "Пирогов и партнеры" Александр Пирогов считает, впрочем, что серьезных кадровых изменений в федеральных структурах все-таки не произойдет, а что касается положения внутри страны, то здесь региональные власти чувствуют себя уверенно, если на их территориях нет элитных войн и протестов. Не привлекаешь внимание негативной повесткой – работай спокойно.
"У Куйвашева был замечательный год, он лишился всех своих врагов и оппонентов, – констатирует Пирогов. – Сергей Носов [бывший мэр Нижнего Тагила, претендовавший на губернаторство Свердловской области] – глава Магаданской области, Александр Бурков [еще один потенциальный политический конкурент Куйвашева] возглавляет Омскую область, Евгений Ройзман [экс-мэр Екатеринбурга] добровольно ушел в отставку, Владимир Тунгусов [бывший вице-губернатор, контролировавший вопросы внутренней политики в регионе] снят с должности, власть в Екатеринбурге под контролем, то есть, все достаточно комфортно и хорошо, за исключением "Экспо-2025" [Екатеринбург проиграл японскому города Осака за право проведения этой всемирной выставки]".
То есть, серьезных проблем у Куйвашева нет, и он имеет все шансы спокойно доработать до окончания срока своих полномочий, считает Пирогов. А вот дальше все зависит от федеральных изменений, в том числе, от пресловутого "транзита власти" – к 2024 году Путину предстоит найти преемника, поскольку он не имеет права баллотироваться в президенты на еще один срок.
"Как мне видится, основные источники новостей в плане переформатирования власти, отправлений в отставку, назначений, изменений Конституции и так далее, – все будет исходить исключительно из федерального центра, где сосредоточатся основные ньюсмейкеры", – сказал политолог, напомнив, что в Свердловской области в ближайшее время не ожидается крупных выборов, за исключением Серовского избирательного округа, где освободился мандат Сергея Бидонько, перешедшего с депутатской работы в Госдуме на должность вице-губернатора по вопросам внутренней и информполитике. Таким образом, глобальных проблем, связанных с проявлением политической активности в межвыборные периоды, не ожидается.
"Но мы понимаем, что "в засаде" всегда сидит Тунгусов, который, вероятно, так или иначе готовится к реваншу, где-то бродит Ройзман, но приложить усилия они могут только на выборах, – предупреждает эксперт, – а просто так "кипятить" воздух никто не станет".
Ближайшие серьезные электоральные испытания Средний Урал ожидают через четыре года (губернаторские), три (в Госдуму), пять лет (президентские и выборы депутатов думы Екатеринбурга). То есть, подготовка к крупному избирательному циклу начнется года через полтора.
"Следующий год не должен ознаменоваться большими скандалами, если говорить о перспективах областной власти и Екатеринбурга, – прогнозирует Пирогов. – По крайней мере, если сами власти не создадут поводов, как в уходящем году – вроде скандала с Глацких или инициативы повышения зарплаты городскому руководству".
Не видит Пирогов особых проблем и в отношениях Куйвашева с элитами, в первую очередь промышленными, представленными на Среднем Урале. По его словам, ему остается лишь приглядывать за Екатеринбургом – "за неопытным мэром Александром Высокинским и активной думой".
"Приглядывание", по мнению Пирогова, может заключаться в участии Куйвашева в крупных переговорах между заинтересованными сторонами, среди которых администрация, депутаты муниципалитета, а также городские предприниматели. Губернатору придется выступать в роли медиатора, поскольку после выборов в гордуму и последующего назначения депутатами мэра, он сам публично заявил, что берет Екатеринбург под свой контроль.
"Единственное, что на сегодняшний день может утопить губернатора – это даже не народный гнев, а новый виток межэлитных обострений в войне за ресурсы областного центра, – отметил эксперт. – Здесь Куйвашеву предстоит создавать для всех основных групп влияния какой-то более-менее благоприятный режим. И помнить, что договоренности – это продукт непротивления сторон. Пока глава региона с этим неплохо справляется".
Эксперт при этом обратил внимание на высокую активность полпреда президента РФ в УрФО Николая Цуканова, который с момента назначения (в июне прошлого года) усиливает свое влияние по экспоненте.
"Взаимоотношения со всеми губернаторами на вверенной ему территории он выстроил, – заметил Пирогов. – Цуканов активнейшим образом вмешивается в вопросы, которые раньше полпредов в принципе не интересовали – внутренняя региональная политика, малые города, экология и даже ЖКХ. Здесь мы сможем наблюдать эксперимент, связанный со становлением "супергубернатора" Урала. Я даже не сомневаюсь, что это будет; вопрос – насколько быстро?"
И надо полагать, что в 2019 году проявятся более четкие очертания происходящих в регионе изменений, это будет зависеть в том числе от усиления или ослабления тех или иных федеральных элитных групп. А не секрет, что работавший прежде в Калининградской области и Северо-Западном федеральном округе Цуканов близок как раз к группе Медведева.