Топилин пообещал рост зарплат. Не беспрецедентный, а в пределах погрешности
2019 год начался с новых обещаний чиновников – министр труда Максим Топилин посулил бюджетникам рост зарплат в новом году. Правда, всего в районе 1,4%, да и прогноз только базовый, но ведь надо с чего-то начинать обнадеживать? Ведь, как показывает практика, к концу года все расчеты пересматриваются по несколько раз в худшую сторону… Однако Минтруда все равно может порадовать бюджетников — их зарплаты обещают повысить до средних по региону.
"Никто не отменял требования по соотношению зарплат бюджетников из "майских" указов — врачей, учителей, социальных и научных работников — к средней по экономике в регионе. И мы жестко следим за сохранением соотношения. … Насколько будет расти средняя зарплата в регионе, настолько региональные власти должны будут увеличивать заработную плату этим категориям работников", — рассказал чиновник "РГ".
Правда, в каждом регионе своя система повышения, свои сроки, свой средний показатель, поэтому конкретики нет никакой. И, уж, конечно, речь не идет ни о каком "беспрецедентном" росте. Зато стало известно, что сбором данных по этим самым "средним показателям" занимается Росстат, который с недавнего времени не только подчиняется Минэкономразвития, но и в руководстве статведомства теперь выходец из МЭР.
Так что мы получим в итоге с таким подходом, где нет конкретики, а статистика подчинена сама себе? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился экономист, экс-зампред Счетной палаты Юрий Болдырев.
— Как, на ваш взгляд, согласуются такие прогнозы Топилина по росту зарплат с прогнозами по инфляции, в целом с состоянием экономики?
— Это вполне согласуется с прогнозом роста экономики, который снизили до 1,5% на 2019 год — то есть это в пределах ошибки в расчетах, в пределах погрешности. Соответственно, повышение уровня зарплат — тоже в пределах погрешности. А реальная инфляция существенно выше, мы это видим, не говоря уже о реальной потребительской корзине, которая есть у средних и небогатых слоев населения.
Поэтому все очевидно — уровень жизни этих слоев достаточно существенно упадет в 2019 году.
— И развитие территорий не поможет?
— Я не хотел бы рассуждать, как Баба-Яга, которая всем недовольна, но я хочу подчеркнуть, что развития нет. Развитие подменяется усиленными переговорами о сдаче части нашей территории Японии, в данном случае части Южных Курил, или сдачей китайцам сотен тысяч гектаров нашей земли на 50 лет.
С моей точки зрения, начинать развитие нужно с запрета на всякое паразитирование, в том числе на сдачу в аренду наших территорий кому бы то ни было. Это надо остановить — затем думать, куда развиваться. Самим — не рассчитывая ни на кого. Ведь еще недавно власти могли рассчитывать, что продадут наши самолеты Ирану — но нет, не получится, запретили.
— Почему?
— Потому что в наших "Суперджет 100" порядка 20% американских комплектующих – важнейших, незаменимых. И так – по всему кругу. Если хотим развиваться, то нужно уходить от зависимости от тех, кто против того, чтобы мы развивались.
А все эти рассуждения вокруг 1,5% — это вообще разговоры ни о чем.
— Поможет ли развиваться нам самим профицит бюджета, который был утвержден на 2019 год в несколько триллионов рублей? Почувствуют ли его простые граждане?
— Один мой хороший знакомый из Питера, ему уже за 80, он лауреат Государственной премии СССР, бывший руководитель крупного оборонного предприятия, говорит жестко:
за профицит бюджета в не обустроенной стране надо расстреливать, ведь это значит, вы отняли у людей шанс жить и развиваться.
Я так радикально не выступаю, но очень поддерживаю этого мудрого товарища.
— Но это ведь лучше, чем дефицит, значит, есть "запас прочности"?
— Жить надо по средствам — не должно быть дефицита, который покрывается внешними долгами, а наши ключевые стратегические компании развивались до сих пор за счет бесконечных кредитов на Западе, причем достаточно дорогих. Не должно быть и профицита. Профицит значит, что вы плохо считаете, плохо прогнозируете и не используете все ресурсы для развития в условиях, когда все наши конкуренты используют все до последнего гвоздика для своего развития.
Не использовать все ресурсы для своего развития — это преступная политика.