"Все панельные здания типовых серий не защищены от взрыва бытового газа"
Эксперты предлагают ввести новый механизм оценки соответствия – сертификацию зданий на безопасностьВ городе Шахты Ростовской области вчера рано утром в результате взрыва бытового газа произошло частичное разрушение восьмого и девятого этажей, два человека погибли. Трагедия произошла спустя две недели после взрыва в Магнитогорске, где жертвами стали 39 человек. Основная версия обрушения на Южном Урале – тоже взрыв бытового газа. Однако более половины читателей Накануне.RU считают наиболее вероятной версией ЧП в Магнитогорске – теракт.
Гендиректор компании ООО "Газэнергосервис" в Челябинске, которая занимается обслуживанием порядка 90% внутриквартирного газового оборудования в городе, Виталий Бабкин рассказал, что газ взрывается в пределах от 5 до 15% его концентрации в помещении, если на момент искрообразования концентрация составляет более 15%, газ сначала выгорает, и только при достижении концентрации 15% и менее происходит взрыв.
Комментировать, почему взрыв газа в Магнитогорске привел к таким последствиям, Бабкин не стал. Он рассказал, что около двух недель назад из-за работ лжегазовиков произошел хлопок газа в квартире по улице Героев Танкограда в Челябинске.
"Вынесло окна в самой квартире и подъезде. Той легко сбрасываемой конструкции, которой считаются окна, в той ситуации хватило, чтобы не нанести ущерб строительным конструкциям. Как правило, это так. Это касается природного газа", – отметил он.
При этом он добавил, что к более крупным последствиям может привести взрыв сжиженного газа.
"Люди приносят баллоны домой и располагают их не в проветриваемых комнатах, а в кладовках, где узкое пространство и рядом строительные конструкции, и вследствие взрыва происходит такой ущерб", – рассказал он.
Многие до сих пор сомневаются, что взрыв газа стал причиной столь масштабного обрушения с Магнитогорске. Более половины читателей Накануне.RU, принявших участие в опросе, считают, что к обрушению дома в Магнитогорске привел теракт. Такой ответ дали 53,1% опрошенных. Только 5,9% считают, что обрушение спровоцировал собственно взрыв газа, еще 11,5% назвали вариант "взрыв газа и незаконная перепланировка". 29,5% читателей предложили дождаться официальных итогов расследования.
О террористическом следе в событиях Магнитогорска писал и федеральный телеграм-канал "Незыгарь". Источник телеграм-канала сообщил, что во время спецоперации погибли выходцы из Таджикистана.
"В настоящее время отрабатываются версии наличия пересекающихся интересов клановой группы – "бадахшанцы" и афганской группы "Северный альянс". По оперативным данным, на севере Афганистана образовалась мощная террористическая группировка -союзник "исламского государства" (запрещено в РФ) шиитского толка. Их цель – Таджикистан, захват предприятий из категории "Зарафшан", Рогунской и Нурекской ГЭС, с последующим выходом на Казахстан в район нефтяных месторождений Тенгиз, Жанажол и Кашаган", – пишет телеграм-канал "Незыгарь".
После трагедии в Магнитогорске появились предложения об отказе от бытового газа в многоэтажках. Однако только в Челябинске таких многоквартирных домов насчитывается порядка 3,5 тыс., а в области – около 15 тыс.
Директор "Союза строителей Урала и Сибири" Юрий Десятков, напротив, считает, что газ – это самый дешевый вид энергии, и отказываться от него нельзя.
"Отказаться от него ради безопасности было бы неправильно. Нужно создать ту безопасность, чтобы можно было пользоваться этим благом. Ряд несчастных случаев приводит к выводу, что нужно внимательно посмотреть и на нормы, по которым проектировался дом. Нам с газом жить и нужно внимательно к нему относится", – подчеркнул он.
Большие надежды для решения этой проблемы Виталий Бабкин возлагает на капитальный ремонт, при его проведении газопровод выносится из подъездов на фасады. По его словам, это очень хорошая мера для обеспечения безопасности.
Однако с капремонтом газовых сетей в регионе, как и в других субъектах не торопятся, с 2013 года капитальный ремонт газового оборудования прошел только в шести многоквартирных домах.
Первый заместитель начальника ГЖИ по Челябинской области Элла Никитина считает, что капитальный ремонт внутридомового газового оборудования — это не панацея, поскольку основная проблема с внутриквартирным газовым оборудованием.
После ужесточения законодательства, проверка газового оборудования внутри квартир и дома проводится один раз в год. Однако на деле собственники, которые отвечают за внутриквартирное газовое оборудование, не всегда предоставляют доступ в жилье газовикам и не заключают договоры на обслуживание оборудования. В том же Челябинске такие договоры заключили только 9% жителей многоквартирных домов, по области эта цифра выше – 62%. При этом, как говорит Элла Никитина, в Магнитогорске в подъезде, где произошел взрыв, только две квартиры не заключили договоры на обслуживание газового оборудования.
Еще одна действенная мера – это новые плиты, которые уже предусматривают газконтроль – в случае затухания пламени, происходит перекрытие газа. Однако во многих квартирах используются плиты, непригодные к эксплуатации.
"Собственники не следят за оборудованием и не обеспечивают допуск для его обследования в квартиры. Это уже халатность собственников", – говорит представитель ГЖИ.
После трагедии в Магнитогорске депутаты предложили устанавливать в квартирах и подъездах датчики, которые будут фиксировать не только утечку газа, но и автоматически перекрывать его подачу.
Профессор кафедры "Строительное производство и теория сооружений" ЮУрГУ, доктор технических наук Альберт Байбурин считает, что решать проблему нужно на этапе проектирования и строительства здания.
"Есть рекомендации по расчету зданий на прогрессирующее обрушение, и есть такое понятие, как живучесть здания. Если мы удаляем из здания один или несколько несущих элементов, то здание должно выжить, то есть оно не обрушится. Эти нормы есть, но, к сожалению, эксплуатируемый жилой фонд спроектирован по старым нормам и там таких требований не было. Все панельные здания типовых старых серий никак не защищены от взрыва бытового газа. Эти рекомендации закреплены только за ответственными сооружениями. Парадокс в том, что жилье — это не ответственное сооружение. Кроме того, сейчас мы увлеклись пластиковыми окнами, которые с трудом вылетают при взрывах", – рассказал он.
Байбурин считает, что новые здания обязательно нужно просчитывать на риск прогрессирующего обрушения. Для этого при строительстве должны возводиться легко сбрасываемые конструкции.
"Это может быть стена. При взрыве она будет вываливаться. Конечно, ущерб будет, но не такой, как в Магнитогорске. Вылетает стена, а верхние этажи должны "повиснуть". При этом трещины и деформация не ограничиваются, ограничивается только время на эвакуацию жителей. Жители успели эвакуироваться, а дальше пусть обрушивается, все равно потом сносить", – подчеркнул он.
Для этого необходимо вводить новый механизм оценки соответствия – это сертификация зданий на безопасность.
"Делаем оценку этого здания на риск конструкционной аварии. Если риск превышает допустимую величину, то строители исправляют дефекты, или страхуют здание на излишний риск. Такая методика разработана в ЮУрГУ. К сожалению, долгие годы пытались ее внедрить, но не получается. Я считаю, что Челябинская область может стать экспериментальной площадкой по внедрению этой методики", – подчеркнул он.
Это, по мнению эксперта, не приведет к росту цен на квартиры, поскольку стоить такая экспертиза будет обходиться примерно так же, как любое другое обследование.
"Здания и сооружения, которые у нас строились, они максимум строились на 80 лет, а мы их эксплуатируем намного дольше, поэтому очень внимательно нужно посмотреть, чтобы в будущем не создавать таких условий прогрессирующего разрушения. Разрушившийся дом в Магнитогорске крупноблочный, серии магнитогорской, которая устарела и морально, и физически, но продолжает существовать на сегодняшний день. Я думаю, что эксперты внимательно посмотрят на конструктивные особенности этой серии. Она должна быть запрещена для дальнейшего строительства", – считает Юрий Десятков.
Байбурин также обратил внимание, что при разборе завалов после взрыва, обломки вывозятся на свалку, и эксперты не могут оценить "некоторые неявные причины", которые привели к обрушению.
Напомним, после трагедии в Магнитогорске губернатор Челябинской области Борис Дубровский поручил проверить все дома с газовым оборудованием в области. Соответствующие письма направлены в управляющие компании и специализированные газовые организации. Результаты проверки должны представить до 1 марта. Однако эти письма носят рекомендательный характер, и обязать провести проверку УК не могут. Кроме того, в области около 500 домов, где отсутствует управляющая компания, и кто будет организовывать работу в них, сейчас непонятно.
По словам гендиректора ООО "Газэнергосервис", он уже распорядился о проведении проверки, специалисты готовы осуществлять круглосуточные выезды. Но будут ли в квартиру пускать газовиков, уже зависит от самих жителей.