"Газпромовская" сатира на самих себя – почему ТНТ продолжает шутить над чиновниками?
Константин Семин: "Все умиляются Слепакову или Шнурову, но это просто выстрел в воздух"24 января на "ТНТ-премьер" заканчивается сериал с Федором Бондарчуком "Год культуры", на ТНТ комедию начнут показывать только с 4 февраля – это уже второй проект газпромовского канала, который высмеивает чиновников-коррупционеров. Сериалом года на "Кинопоиске" в 2018-м был назван ситком "Домашний арест", сюжеты сериалов удивительно похожи, продюсером в обоих случаях выступил Семен Слепаков.
В сериале "Год культуры" Федор Бондарчук играет чиновника из Министерства образования, который во время "Прямой линии" сидит с друзьями в сауне и радуется своей "сладкой жизни", поднимая тост:
"Если срок, то в Думе, если зона, то оффшорная".
Как вдруг президенту жалуется на него преподаватель из заштатного вуза, моментально Виктора Сычева "берут на карандаш" – друзья отворачиваются, высокий покровитель уходит со словами: "А ты себя, Виктор, не вини, это, как русская рулетка – сегодня ты, завтра я".
И "икра не лезет в горло, и компот не льется в рот". Путин – которого показывают в первом эпизоде сериала, умело скомпилировав реальные кадры из "Прямой линии" (кстати, Песков показывал сериал президенту во время одного из перелетов, и тот "усмехнулся", что сразу сделало "Год культуры" "любимым сериалом президента" в СМИ) – отсылает Сычева в этот заштатный университет, на кафедру к даме, что пожаловалась на его нерадивость, решить все проблемы вуза и вывести его в десятку лучших.
Картинка маслом: эффективное влияние президента, приложение ручного управления, царь большой и далеко, если узнает – покарает. Сычев встречается с реальностью – разбитым вузом, коррупцией на всех уровнях, не менее отвратительным, чем он сам, губернатором и тотальным страхом чиновников перед Путиным.
Лента хорошо сделана, плотный сюжет, прекрасные актеры, смешные шутки, понятный посыл – страдает плохой чиновник, а кто причина его страданий? Конечно, Путин, чей черный ботинок упирается в лысину Бондарчука, когда он топит последнего в бассейне, откуда выскочили при появлении президента девушки с заниженной социальной ответственностью. Красиво, символично, а главное – это просто сон – во всех смыслах слова. Сон разгневанного на чиновников избирателя.
В сериале "Домашний арест" сюжет такой же – сегодня ты мэр города, а завтра друзья-подельники тебя подставили, ФСБ-шники арестовали и направили жить по скромной прописке в коммуналку к "простым смертным", бывшим детским врагам. Удивительно, как в современной сатире четко расписаны схемы "распила". По сюжету, мэр города за определенные суммы денег распродает землю под историческими памятниками, получает взятки, и тут ему предлагают государственный контракт на строительство промышленного кластера – вот только, чтобы получить бабки на проект, "нужно вложиться", заплатить Москве, чтобы кластер начал строиться именно в этом городе и обогащать местных чиновников. Но опять же, власть не дремлет, затем окажется, что это всего лишь "приманка" от ФСБ для поимки плохих мелких чиновников-мздоимцев, за которыми следят хорошие большие и честные чиновники где-то в столице.
Сериалы являются прекрасной социальной сатирой на существующую политическую реальность, единственный нюанс: главные герои – "плохие чиновники" – все же главные и потому вызывают симпатию, смех, а значит, и сочувствие. Они эдакие "очаровательные подонки", то есть и ненавидеть-то их как-то уже не хочется. Почему на развлекательном ТВ теперь каждый год появляются такие сериалы? Что это – социальная сатира или клапаны для выхода пара "народного гнева"? Об этом рассуждает эксперт Накануне.RU – журналист-документалист Константин Семин:
– Это лишь отражает общую тенденцию в обществе – невозможно не видеть уже назревшие противоречия между властью и народом. И для того, чтобы как-то канализировать этот поднимающийся снизу гнев, направить его в какое-то относительно управляемое русло, и придумываются подобные сериалы.
Известная же песня – у нас последние годы по телевизору исправно пороли и наказывали губернаторов, депутатов. Каждый, кто шел на эти государственные или окологосударственные должности, еще до подписания назначения понимал, что в значительной степени эта должность является громоотводом. Все региональные власти на "Прямой линии" или где-нибудь еще всегда оказывались крайними и в любой момент могли выступить в роли мальчиков для битья. И конечно, они сами для себя с лихвой эту моральную нагрузку компенсировали неограниченными возможностями для обогащения, которыми они пользовались.
Но я думаю, что этот громоотвод недолго будет работать – люди уже понимают, что дело не в каких-то чиновниках, не в каких-то "макарошках", не в отдельных личностях, а в целой системе. Их уже не удовлетворяют ссылки на какого-нибудь заштатного чиновника, и показательная порка этого чиновника уже не работает. То есть придется скармливать что-то покрупнее. Рано или поздно закончатся эти мешки с балластом, которые можно скидывать с воздушного шара. Придется что-то делать с ним целиком.
По большому счету, у нас в стране исчез такой жанр, как политическая сатира. Потому что все эти шуты и скоморохи находятся на содержании того самого класса, который бы они и должны были высмеивать. Поэтому сегодня мало желающих кусать руку, кормящую тебя. Единственное, умиляются какому-нибудь Слепакову или Шнурову, которые высмеивают безудержное потребление "газпромовских" чиновников, общие пороки, общие слова, из которых не следует ничего. Это, скорее, просто выстрел в воздух. Это издевательство над жизнью, которая серая, бессмысленная, погрязшая в разврате и воровстве – и вот мы над ней смеемся, вот такая вот засада.
Вот и все, о чем поют Слепаков, Шнуров и прочие.