Юрий Болдырев: Открывайте ларьки, суетитесь по-мелкому, но ни на что серьезное не рассчитывайте
Министерство промышленности и торговли планирует вернуть в российские города торговые палатки – киоски и ларьки. По словам чиновников, сейчас магазинов не хватает для всех желающих представить свою продукцию, а Россия отстает от европейских стран по количеству торговых площадей на тысячу человек.
На крупные торговые сети приходится около 30-40% рынка, отметил заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. Однако производителей, желающих представить свою продукцию в различных торговых точках страны, гораздо больше, чем самих магазинов.
"Малая нестационарная розница – важнейший формат торговли, он существует везде", – отметил Евтухов.
По его словам, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тыс. рабочих мест.
Экономист, бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев считает инициативу Минпромторга очередным переделом рынка и популистским шагом, сравнимым с указом Бориса Ельцина о свободе торговли. Своим экспертным мнением экономист поделился с Накануне.RU:
– Первое – у чужих отобрать, а затем своим дать возможность на том же месте поставить, например, киоск – это уже старая хорошо отработанная практика. Как минимум в крупных городах, начиная с Москвы. Это можно хорошо видеть в переходах метро: то все убирают якобы из-за пожарной безопасности, то снова все появляется, но уже с другими хозяевами. Это механизм регулярного передела рынка и ничего больше. Искать за этим какие-то социальные задачи, их решение, видеть за этим какие-то грандиозные планы, стратегическое планирование – совершенно неуместно. Исключительно передел рынка, прикрываемый какими-то красивыми словами.
Второе – как всегда у нас, когда власть начинает чувствовать, что все шатается, то хочет сделать какой-то популистский шаг, при том, что не может сделать самое главное. Власть же не может откатить назад пенсионное ограбление народа и сказать: "Мы деньги возьмем с олигархов, а не с населения". Не повысить, а снизить НДС – дать возможность развиваться производству – она тоже не может, видимо, есть какие-то обязательства перед Западом о том, чтобы душить наше производство, не давать ему развиваться.
И в этих условиях нужно сделать какой-то популистский шаг.
Напомню, один из первых указов Ельцина, популистский, был указ о свободе торговли. Совсем нищее население вышло на улицу продавать то, что на антресолях завалялось, или продавать что-то, что можно купить только оптом. Это свидетельство достаточно серьезного ухудшения ситуации и судорожных попыток власти как-то потрафить населению. Но потрафить не в главном, а во второстепенном:
"Вы суетитесь, как можете, но главное, что мы должны делать, это развивать производство и более справедливо перераспределять ресурсы, этого мы точно делать не будем. А суетиться вам, продавать что-то купленное за углом, мы, так и быть, позволим", – вот то, что говорит нам власть.
Если рассуждать о том, возврат это в 90-е или нет, то надо понимать, что это образ, который должен наполняться более комплексно. 1990-е – это был период не только дикого ограбления людей и разграбления государства, но и период борьбы добра со злом. Активной борьбы в том числе на публичной политической площадке. 1990-е в смысле масштабов разграбления государства давно вернулись, просто в чуть других формах, а в смысле допуска населения на политическую площадку – никто этого делать не собирается. Нет, вы суетитесь на уровне свободы торговли, ларьки открывайте, киоски, покупайте друг у друга, суетитесь по-мелкому, но никакого доступа к даже теоретической возможности смены политической власти вы не получите.