"Пытаться забаррикадироваться на "Титанике" бесполезно"
Пятая часть россиян заявила о готовности митинговать ради изменений к лучшему. Итоги опроса приводит "Левада-центр". О готовности участвовать в акциях и митингах заявили 22% россиян, при этом среди опрошенных 18-24-х лет таких оказалось 25%, а среди 25-39-ти лет – 26%. Большинство же считают достаточным для себя проголосовать на выборах или в интернете. Так, 71% респодентов заявили, что готовы голосовать на выборах ради желаемых преобразований. Еще 53% готовы подписывать открытые письма и петиции. О готовности обращаться в органы исполнительной власти заявили 49%, а еще 30% сказали, что готовы участвовать в работе общественных и политических организаций.
Любопытен в этой связи другой опрос, данные о котором были опубликованы на днях. Группа ЦИРКОН тоже провела исследование мнений граждан России. Результаты проведенной работы одновременно и удивляют, и заставляют задуматься, все ли верно в ответах. Так, например, согласно этому исследованию, подавляющее большинство (75%) готово "объединяться с другими людьми для совместных действий, если их идеи и интересы совпадают". Однако вместе с этим почти так же много человек (65%) считают, что "в отношениях с людьми следует быть осторожными". А главными объединяющими факторами для россиян остаются "семейные ценности и патриотизм, а также отчасти профессиональная идентичность", – приводит слова главы группы ЦИРКОН Игоря Задорина "Коммерсант".
Интересны и ответы на вопрос о наиболее острых противоречиях между различными группами россиян. 45% уверены, что власть и народ в самых непростых отношениях. Почти столько же (40%) считают, что противоречия есть между богатыми и бедными. Менее популярные ответы – "между людьми разных политических убеждений" (24%), "между чиновниками и рядовыми гражданами" (23%), остальные варианты ответов – 16% и ниже.
Казалось бы, все сходится – с 90-х граждане перестали доверять друг другу так, как раньше. Единственное, наверное, что людей объединяло – смех и чувство презрения к первому президенту, который то плясал, то "руководил оркестром". По инерции такие отношения сохраняются и сейчас – когда граждане даже просто не знают своих соседей по площадке. Хотя и президент сменился и не дает поводов шутить над собой, даже зарубежным лидерам. Напротив, к нему прислушивается Трамп, он не отсиживается в самолете перед встречей с премьер-министром Ирландии – и одним только взглядом подавляет украинского президента Порошенко. В общем, у нынешнего главы государства не случается казусов – а если что-то идет не так, то это просто "многоходовка", и простой люд такого не поймет.
Однако отношения между гражданами, несмотря на наличие сильного лидера, каким его показывают в официальной пропаганде, не улучшаются, доверия до сих пор нет – просто 90-е продолжаются, только в более красивой обертке. Может, из-за отсутствия доверия друг к другу и не готово население активно митинговать? Тем не менее, пока "гроссмейстер Путин", как говорили когда-то в федеральных СМИ, внутренней политикой не занимается, простые граждане все-таки начинают думать, как ей заняться самим.
А значит, все больше людей чувствуют ухудшающееся положение дел в стране. И теперь самое главное, как считает журналист, автор программы "Агитация и пропаганда" Константин Семин, дать понять этим гражданам, что "противоречия между богатыми и бедными" и "противоречия между властью и народом" – по сути, одно и то же. Об этом он рассказал Накануне.RU:
– Скорее всего, такие результаты опросов говорят о том, что постепенно известная формула о взаимоотношениях низов и верхов начинает приходить в соответствие с тем, как она выглядела в начале 20 века перед известными событиями. Но верхи и низы пока еще "могут" и пока еще "хотят". Поэтому и получается, что, вроде бы, люди готовы объединяться, но не доверяют другим людям и объединяться не настроены.
Наверное, это какое-то промежуточное состояние, которое однажды должно будет чем-то смениться. По мере того, как ухудшаются условия жизни, как звучат все новые и новые откровения от чиновников, как сокращаются социальные обязательства государства, я думаю, пробуждение будет приходить ко все большему количеству обывателей – тех, кто думает до сих пор или думал еще вчера, что удастся "отсидеться".
Если все судно идет опасным курсом, то люди будут выражать обеспокоенность – никому не удастся забаррикодироваться в какой-то отдельной каюте, даже если она очень комфортабельная, и остаться невредимым, если он плывет на "Титанике". Рано или поздно придется задумываться и о том, кто руководит всем процессом, и о том, каким курсом идет корабль.
Я думаю, еще не достигли критической отметки противоречия людей, заставляющие думать и побуждающие взаимодействовать. Пока каждый надеется, что он еще уцелеет в одиночку. Когда эти надежды исчезнут – тогда начнется возвратное движение к коллективизму.
В первую очередь воспитателем в этой ситуации для человека является его собственный кошелек, желудок, холодильник, состояние его детей, положение в школе, в больнице. Когда у него еще сохраняется надежда на то, что будет лучше или, по крайней мере, не будет хуже – до этого момента он готов терпеть и ждать. А когда очевидным станет для каждого постоянное ухудшение – тогда люди постепенно начнут оглядываться по сторонам. Однако пока я повсюду вижу неспособность к объединению.
Причина проста – 90-е стали своеобразным гейзером мелкобуржуазного сознания в нашей стране, всех захлестнуло кулацкое мироощущение, когда можно идти по головам, когда каждый за себя – и пока каждый держится только за себя. Но, как любая общность людей, мы осознаем, что выжить можно только коллективно. Когда это будет очевидным для всех – тогда начнутся какие-то солидарные действия.
Кроме того, возможно, люди еще не ставят знака равенства между богатыми – теми, кому принадлежит все, в том числе заводы и пароходы – и властью. Они не осознают, что власть в стране принадлежит богатым. И именно поэтому разрыв между богатыми и бедными и всеми остальными настолько высок. А богатые – это не просто какие-то абстрактно "озолотившиеся люди" или "предприимчивые люди" – это люди, которые получили средства производства в свою собственность. Конечно, наивно рассчитывать, что все просто примут для себя классовую теорию и начнут, опираясь на нее, выстраивать какие-то действия. Но тем не менее очень многие люди по-прежнему этого не осознают.
Есть такая разлитая в воздухе ненависть, неприязнь к "жирующим, богатым, толстосумам", но у очень многих нет понимания, откуда у избранной кучки людей взялось это их богатство, и можно ли устроить жизнь по-другому. И все это чревато бесцельным выбросом народной ярости. Поэтому здесь важно людям разъяснять, что не просто "богатые и бедные", а "богатые – потому что..." и "бедные – потому что...".