Александр Проханов: Миссия России в том, чтобы брать на себя все беды
Средний Урал в очередной раз посетил писатель Александр Проханов, прибывший в Екатеринбург на первое заседание "Академии русской мечты". О том, какой видит эту мечту известный публицист, о страданиях и надеждах народа – в материале Накануне.RU.
Об "Академии русской мечты"
Не думайте, что это огромное здание с колоннами греческими, и по нему ходят философы в туниках, нет, это нечто иное. Задача Академии – исследовать движение русской исторической личности, с самых древних времён до наших дней. Потому что на каждом этапе нашей истории самые лучшие, просвещённые и богооткровенные люди формулировали национальную задачу, национальную мечту, как я говорю, национальный идеал. Эту идею формулировали сказочники, наши православные мистики, наши великие литераторы, художники, "космисты" [в этом термине Проханов видит молитву верующих – как выход в открытый космос], большевики. И этот идеал мы хотим нащупать сегодня, извлекая его из тысячелетнего хора голосов нашего народа.
Так получилось, что после 1991 года мы живём в "анонимном обществе". Наше развивающееся государство живёт как бы в интеллектуальной тени, мы до сих пор не сформулировали основной смысл сегодняшнего государства, но его нельзя сформулировать "с кондачка". И Академия русской мечты выуживает огромные представления, знания, сверяет их между собой и стремится дать реальное имя современному обществу, чтобы покончили с анонимностью. Это одна из наших задач.
Вторая задача Академии состоит в том, чтобы все сегодняшние деяния, которые предпринимает власть, президент, народ в целом – не висели в пустоте. Вчера Владимир Владимирович [Путин в послании Федеральному Собранию] обозначил огромную программу на следующий год, на политический этап. Но все его постулаты, как мне кажется, можно поместить в огромное поле наших исторических представлений и стремлений. Касается ли это продолжительности жизни, сопротивления западному влиянию, даже мусора и свалок, – всё это ложится на наши национальные представления. Чтобы современные политики – в том числе губернаторы, главы поселений – могли свои деяния сопоставлять с огромной национальной задачей.
Но когда мы говорим об "Академии русской мечты", надо понимать, что это и татарская, и чеченская, и марийская мечта. Эта общерусская мечта транслируется в мечтания отдельных земель. В данном случае, здесь, в Екатеринбурге, мы выстраиваем Академию в измерении Урала.
Почему Академия – в Екатеринбурге
Мои мысли могут показаться экстравагантными, не каждый может ими заинтересоваться и сделать своими. Многие из тех, с кем я говорил, молча отходили, некоторые с иронией, иные отмахиваются. А на Урале, как и в некоторых других регионах моих скитаний, это нашло живой и мгновенный отклик – и у губернатора [Свердловской области Евгения Куйвашева], и у близких ему людей. Я знаю, что на Урале сильная интеллектуальная среда, и здесь всё [с Академией] завязалось.
…Я бы хотел, чтобы русская мечта была транслирована в русские реалии, чтобы уральцы чувствовали свою уникальность, причастность к этой огромной реке русского времени. И, конечно, мне бы хотелось, чтобы эта Академия собрала уральских мечтателей [среди них Проханов назвал владельца компании "Сима-ленд" Андрея Симановского, генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына и бывшего генерального директора ВСМПО-АВИСМА, основателя Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра Владислава Тетюхина].
О "Музее русского горя" в Екатеринбурге
Корреспондент Накануне.RU поинтересовался у Проханова, как он относится к идее создать в столице Урала "Музей русского горя" на базе дома-музея писателя Фёдора Решетникова (1841-1871 гг.), повествующий о тяжёлой судьбе бедных крестьян и рабочих.
Можно сделать "Музей русского горя", "Музей русского вырождения", "Русского вымирания", "Ухода русских из мировой истории", "Русского холокоста", а можно – "Музей русского бессмертия", – ответил Проханов. – Можно сделать "Музей русского ликования" – даже на дыбе. И вспомнить Леонида Андреева, который, находясь в каземате, на цепи, создал божественное учение о "Розе мира". Можно рассказать о русской способности – в самой страшной своей истории, в чудовищных избиениях превращать это в ликование, в святость. Русские мученики, святомученики тем важны, что собственные страдания, избиения превращали в прощение, благодать, не требуя возмездия. Они говорили "да, мы погибли, на нас мученический венец, но мы молимся за вас". Поэтому я бы не стал ходить в "Музей русского горя" – в его чистом виде. А пошёл бы в музей, который бы назывался "Как русское горе превращается в русское ликование".
О том, почему русская мечта – через боль и мучения
Смысл России, как мне кажется, брать на себя всю тьму мира, так задумано божеством. Если Россия замкнётся на собственном счастье, удовольствии, то она не будет нужна – таких народов очень много: народы-сибариты, государства-сибариты. А миссия России в том, чтобы брать на себя все беды. Мы всю тьму превращаем в свет, в победы. Поэтому русская боль, русские слёзы – они, наверное, задуманы господом, чтобы превращать их в ликование и радость. Это мой домысел: чем ночь темней, тем ярче звёзды, чем скорбь сильней, тем ближе Бог.
О герое сказов Бажова Даниле-Мастере как образце русского сознания
Он [Данила-Мастер] является таинственным русским, уральским человеком, который уходит вглубь горы, в самую тьму, преисподнюю. И там создаёт чудесный [Каменный] цветок. Это удивительное явление Урала и вообще русского сознания – погружаться в тьму, где царит русское горе, и превращать эти катакомбы в светоносные божественные цветы. Я бы хотел, чтобы в нашей Академии выявили такие выбросы русского общественного сознания, чтобы они помогли сформировать в более полном виде сегодняшнее сознание.
О "глубинном народе"
Александр Проханов по просьбе Накануне.RU также прокомментировал смысл фразы о "глубинном народе", которую употребил в своей статье "Долгое государство Путина" бывший замглавы Администрации президента, создатель термина "суверенная демократия" Владислав Сурков.
Я с ним после этой статьи не разговаривал, но он [Сурков] прав. Знаете, Игорь Ростиславович Шафаревич [выдающийся советский и российский математик, русский мыслитель и общественный деятель, 1923-2017 гг.] ввел понятие "малый народ" – противоположность "большому народу".
Он говорил, что "большой народ" очень часто оказывается под оккупацией, воздействием меньшинства. И когда Сурков рассуждает о "глубинном", то есть "большом народе", он противопоставляет его элите, которая является периферийным народом, во многом паразитирующим на большом, глубинном народе, внушающим ему свои представления и ценности. Но "глубинный народ" всегда себе на уме, он преодолевает воздействие "малого" и выводит на поверхность собственные идеалы, собственный тип правления, собственных лидеров, будь то [царь Иоанн] Грозный, [Иосиф Виссарионович] Сталин или Владимир Владимирович Путин.