Виктор Мараховский: В "Оскаре" гипертрофированно представлены чернокожие и нет латиноамериканцев
Прошла церемония "Оскар", лучший фильм – о вреде расизма про музыканта-гомосексуалиста-афроамериканца, лучший актер – исполнитель главной роли в фильме про Фредди Меркьюри, впервые на главную премию претендовал кинокомикс от "Марвел", и это фильм "Черная пантера" – про технический эдем для чернокожих. Голливуд как машина идеологии Штатов явно подает нам какие-то знаки? Или это очередной цикл борьбы с Трампом? Появился даже слоган "Make racism wrong again". Можно ли говорить о политическом подтексте этой премии – своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделился кинокритик, главред портала "На линии" Виктор Мараховский:
– Большим успехом кинематографа в данной ситуации является то, что приз за лучший фильм дали действительно довольно милому фильму, а не "Черной пантере". Тот случай, когда все-таки кинематографу удалось победить не-кинематограф. Главные темы все же были соблюдены, разумеется, но вся штука в том, что "Зеленая книга", во многом вынужденно замаскированная под актуалочку, на самом деле довольно сильный художественный фильм, в котором тема расовой сегрегации, тема общественного неприятия альтернативных сексуальных ориентаций является необходимым обрамлением для хорошей драматической истории одинокого человека, выброшенного или вытолкнутого своей биографией из общества, человека непререкаемого, но, тем не менее, сумевшего во многом благодаря своему искусству и одному встреченному хорошему человеку на пути, как ни странно, найти вновь дорогу к современникам, к людям, к обществу.
Это действительно хороший результат для американского кинематографа, пусть и на уровне одного-единственного фильма, но надо сказать, что в драматическом смысле вряд ли что-то можно было бы поставить рядом с ним из снятого в 2018 году – ему удалось упаковать и столь актуальные тренды во вполне классическую человеческую историю. То есть единственный позитивный момент всей церемонии, что немолодой комедиант Питер Фарелли внезапно сумел на актуальном материале создать хорошую личную историю.
Что касается "Черной пантеры", то здесь стоит отметить, что впервые на главный приз претендовала картина, столь беспомощная во всех отношениях. Единственное, что можно сказать о "Черной пантере" – у фильма имеется просто бескрайняя фантазийная наглость. Вспоминается такая фраза, которая относилась к "Бесславным ублюдкам", когда детище Квентина Тарантино получило приз в Каннах, один из актеров называл фильм "еврейским порно" – потому что там в конце, как мы помним, двое еврейских спецназовцев из США расстреливают Гитлера, в этом была определенная тарантиновская самоирония, постмодернизм. А "Черная пантера" – это "негритянское порно" в том же роде, Ваканда – даже не "черная" Нарния, а я бы сказал, как раз попытка сделать "черных эльфов". И особо цинично, что они предоставили вот эту издевательскую поделку на фоне абсолютно нормальных прежних колониальных поползновений.
Потому что в Африке, знаете ли, с помощью белых господ не развивается никакая наука, никакие передовые технологии, никакие передовые производства. Производство там пытаются внедрять условные китайцы, безопасность там обеспечивает Россия, а американские белые господа занимаются там совсем другим. Но зато они им подарили мысль о том, что где-то есть у них специальный "негритянский град", и вот там-то все белые люди категорические дикари. Хорошо, что у американских киноакадемиков хватило вкуса не дать этому насквозь фальшивому позорищу главный кинематографический приз. "Черный клановец" – также абсолютно беспомощное кино.
Говорить о политическом подтексте премии немножечко нелепо, можно говорить о политическом открытом тексте. Говорить о подтексте – все равно, что говорить, будто в Штрилице, который шел в буденновке и с парашютом, что-то выдавало советского разведчика. Нет никакого "подтекста" – все совершенно очевидно. Перед нами достаточно любопытный знак, легко понять, что
в этом "Оскаре" гипертрофированно представлены чернокожие граждане США, которые составляют где-то 11% населения, и практически не представлены латиноамериканцы, которые, по самым скромным оценкам, составляют 18-20% от населения.
Из этого можно сделать вывод, что у чернокожих американцев лоббистские структуры лучше и работают эффективнее. Раньше они рабами, конечно, не были, но сейчас они, извините, работают кассирами, грузчиками, мороженщиками и часто их права попираются, они самая непредставленная группа населения, и я этому удивлен. С учетом великой войны с Трампом по поводу стены могли бы что-нибудь дать мексиканцам. К этому стоит добавить, что и "Черная пантера", и "Черный клановец", и даже "Зеленая книга" описывают не какое-то актуальное притеснение чернокожих – в случае "Черной пантеры" это вообще отвлеченная фантазийная вселенная, "Зеленая книга" о 60-х, а действие "Черного клановца" происходит в 1974 году – то есть афроамериканцы удерживают за собой право за компенсацию прошлого и право на покаяние.