Хозяина на Дальнем Востоке нет
Ситуация в энергетике блестяще демонстрирует этоЭнергетика – отрасль непростая, обычным гражданам сложно понять ее устройство, а особенно – порядок формирования энерготарифов. Население интересует, как правило, один вопрос – почему с каждым годом растет тариф на электроэнергию? Предприятия, или как принято говорить, прочих потребителей, интересует то же самое. И мало кто задумывается о том, что вся система в энергетике Дальнего Востока устроена таким образом, что тарифы будут расти всегда.
***
Главный бухгалтер одного из предприятий в Якутске жалуется, что за январь 2019 года тариф на электроэнергию с учетом НДС подскочил на 24 (!) процента. В декабре тариф составил 3,8 за руб. кВт.ч, а в январе он стал уже – 4,7 кВт.ч.
Естественно возник вопрос – почему это произошло и как теперь быть предприятию?
Особенно он был актуален на фоне того, что в начале января в Республике Саха (Якутия) произошло грандиозное событие – объединение Центрального и Западного энергорайонов Якутии с Объединенной энергосистемой Дальнего Востока. И в честь этого впечатляющего события, предполагающего повышение надежности энергоснабжения Якутии, глава Якутии Айсен Николаев заявил, что ввод энерготранзита позволит приравнять энерготарифы к среднероссийским показателям, что положительно скажется на дальнейшем развитии республики, повышении качества жизни населения, создании условий для ведения бизнеса.
И где же они – эти самые условия и повышение качества жизни? Если в конечном счете увеличение затрат на электроэнергию предприятий так или иначе оплатит то самое население?
***
Здесь надо сказать, что этого объединения, которое фактически представляет собой соединение якутских электросетей с дальневосточными, ждали много лет. Якутия всегда жила как бы особняком в энергетическом плане (за исключением южного энергорайона, много лет назад уже присоединившегося к ОЭС Востока). Никак и ни с кем не была объединена, могла рассчитывать только на свои силы, сама устанавливала тарифы, которые были, мягко говоря, немаленькими. Многие предприятия еще до радостного объединения рвались на оптовый рынок, чтобы хоть как-то снизить свои затраты на электроэнергию.
Но сначала счастье пришло оттуда, откуда не ждали.
В 2017 году вступил в силу федеральный закон о выравнивании тарифов до уровня среднероссийских на Дальнем Востоке. Суть его заключалась в том, что потребители со всей России скидываются и оплачивают снижение энерготарифов в нескольких дальневосточных субъектах. А именно в тех, которые не имеют доступа к так называемой неценовой зоне. Закон коснулся и Якутии, так как большая ее часть была изолирована от ОЭС Дальнего Востока. Поэтому здесь предприятия за два года получили существенную экономию за счет снижения энерготарифов. Почему именно предприятия? Да потому что закон коснулся только юрлиц, население, увы, осталось в стороне.
Для примера: только в 2018 году бюджет Якутии на выравнивание тарифов за электроэнергию получил 18,7 млрд руб. В том смысле что бюджет получил, а потом эти средства переправил предприятиям – такой был установлен механизм реализации закона.
И только юрлица вздохнули свободной грудью, как снова повышение. Как же так?
***
А все потому, как выяснилось, что пришло то счастье, которого ждали много лет – в результате объединения энергосетей Якутии и ОЭС Дальнего Востока республика вошла в неценовую зону и теперь тарифы на электроэнергию здесь стали формироваться на так называемом оптовом рынке. И тем самым закон о выравнивании тарифов для большей части Якутии действовать перестал! Именно по этой причине предприятие, о котором шла речь в начале, получило совершенно другие счета. Два года они находились под действием закона, а с 1 января 2019 года, как и все другие предприятия, вышли из-под него.
Получилось так: лишились одного пряника и получили другой. Правда, вновь полученный пряник предприятия Якутии устроил не особо – несмотря на заверения властей, произошло повышение энерготарифов, которые к тому же теперь будут устанавливаться ежемесячно. Такие уж правила.
Кто ж такому повороту обрадуется?
Но если предприятия тяжело вздохнули, то простые граждане пока даже не подозревают о том, что вскоре тут и там их ожидает повышение цен на товары и услуги. Ведь абсолютно очевидно, что наши товаропроизводители не намерены терпеть убытки из-за вновь возникших обстоятельств и свои повышенные затраты на электроэнергию включат в цену своей продукции.
***
Но и это еще не все.
Дело в том, что в той же Якутии (внутри самой республики) на протяжении многих лет существует свое "перекрестное субсидирование" – это в принципе то же самое, как и в случае с выравниванием тарифов, только на уровне субъекта. Если сказать по-простому: в Якутии есть арктические улусы, где нет централизованного энергоснабжения, поэтому там установлены дизельные электростанции, работающие на дорожающем день ото дня топливе. В этой изолированной энергосистеме, где на огромных территориях в сотни тысяч километров расположено небольшое количество населенных пунктов и живет не более 200 тыс. человек, стоимость за киловатт в час может доходить до 100 руб. Так вот, чтобы предприятия и население Арктики не платили такой неподъемный тариф, затраты раскидывались на остальных потребителей.
Раньше раскидывались. А теперь большая часть Якутии вышла на оптовый рынок электроэнергии, где совершенно другое тарифообразование. И все – так называемый с северный энергорайон остался предоставлен сам себе. В том смысле, что республика должна тянуть его сама, без поддержки остальных потребителей.
А тут еще и беда пришла, откуда не ждали – закон о выравнивании тарифов решили по поручению президента РФ продлить до 2023 года, но бюджетные предприятия из-под него вывести. Что это означает для Северного энергорайона Якутии, который ввиду изолированности от объединенной энергосистемы Дальнего Востока все-таки подпадает под действие закона? Катастрофу. Большинство предприятий здесь бюджетозависимые и повышение энерготарифов для них смерти подобно. Значит, самой республике нужно вынуть из кармана 1,5 млрд руб. в год (уже примерно посчитали), чтобы возместить растущие, как на дрожжах, тарифы в северной изолированной энергетической зоне. Вот только где брать деньги?
С деньгами как всегда туго. Поэтому если властям Якутии не удастся доказать федеральному центру, что надо для республики сделать исключение в законе и оставить выравнивание тарифов до уровня среднероссийских в том числе и для бюджетных предприятий, то скорее всего… платить опять будут все якутяне.
***
А что же население Якутии?
Для населения все стабильно: для них по-прежнему (несмотря ни какие изменения в законах и объединения энергосетей) тариф на электроэнергию утверждается Госкомцен РС (Я) и стабильно растет дважды в год. Например, одноставочный тариф на первое полугодие составляет 5,99 руб., на второе – 6,19 руб. Для жителей сельских районов тариф поменьше – 4,2 и 4,33. Это потому что, как поясняют специалисты, для сельчан предусмотрен понижающий коэффициент.
При этом ежегодно ФАС России устанавливает для регионов минимальные и максимальные тарифы на электроэнергию для населения, проживающего в домах с газовыми плитами. В рамках этих значений субъект сам регулирует тарифообразование. И как правило, получается так, что население Якутии, например, платит по максимальному значению. То есть если установленный ФАС максимум на первое полугодие 2019 года составляет 5,99 за кВт.ч, то скорее всего так оно и будет – 5,99 за кВт.ч.
Если же сравнить максимальные и минимальные уровни тарифов на электроэнергию для субъектов РФ, то они очень разнятся. Например, население Воронежской области в 2019 году в первом полугодии может платить по максимуму 3,74 рубля за кВт. ч, во втором – 3,87, Рязанская область – 4, 45 и 4, 60, Архангельская область – 4,85 и 5,02, Республика Дагестан – 2,52 и 2,61, Республика Татарстан 3,75 и 3,88, Иркутская область 1,08 и 1,12. И так далее.
Впрочем, ладно, что разные значения. У нас разные условия формирования тарифов на одном только Дальнем Востоке, что уж говорить про всю страну. Потому что часть его в неценовой зоне, часть – изолирована от ОЭС Дальнего Востока. И везде свой подсчет.
Однако если говорить применительно конкретно к Якутии, то как ни странно внятного ответа в местном Госкомитете по ценовой политике на вопрос о том, платит ли население экономически обоснованный тариф на электроэнергию, получить не удалось. А ведь это очень важно само по себе. И особенно в свете последних заявлений руководителя ФАС РФ Игоря Артемьева о том, что население России за услуги ЖКХ не просто платит на 100%, а еще и переплачивает. Причем давно. "Население платит не экономически обоснованный тариф. Но обоснованный", – таков был ответ. Исходя из последующих высказываний источника в Госкомцен Якутии, можно сделать вывод, что и в тарифе для населения есть своя "перекрестка" – когда жители крупных центров платят за сельчан.
Выходит, что горожане платят не только за себя, но и за того парня. И как тут не поверить Артемьеву?
***
Итак, что же мы имеем в сухом остатке?
Мы имеем принятый закон о выравнивании тарифов, с помощью которого предприятиям Дальнего Востока пытаются помочь в развитии. На Дальнем Востоке возведено немалое количество объектов возобновляемой энергетики – ветроустановок, солнечных и геотермальных установок. Есть в дальневосточном макрорегионе свои ГЭС, ТЭС, ГРЭС. Здесь работают "РусГидро", представленное Дальневосточной генерирующей компанией с тепловыми электростанциями, Федеральная сетевая компания, Дальневосточная распределительная сетевая компания, филиал "Системного оператора ЕЭС". Кроме этого существует и множество других, меньшего масштаба, компаний.
То есть, как считает экс-президент Якутии Вячеслав Штыров, строивший в своё время Вилюйскую ГЭС и под руководством которого в первом десятилетии нового века реализованы масштабные проекты строительства Светлинской ГЭС, Талаканской ТЭС, Якутской ГРЭС, магистральных линий, связывающих Южную, Центральную и Западную Якутию, десятков новых малых электростанций, газификации населённых пунктов, "действующих лиц много, а хозяина у энергосистемы в целом нет". И вроде бы предпринимается ряд каких-то усилий со стороны государства, но все это носит какой-то рамочный и суетливый характер.
И тариф на электроэнергию растет себе вволю. При этом совершенно непонятно, почему теперь (после воссоединения с ОЭС Дальнего Востока) в той же Якутии тариф для предприятий меньше, чем для населения почти аж на 1,5 руб. Это что у нас – население такое богатое, чтобы платить за все?
А по большому счету получается, что никто, кроме населения, не заинтересован в снижении тарифов. Каждый участник энергетического рынка тянет одеяло на себя, решает свою узкую локальную задачу, и для них рост тарифа – манна небесная. В него закладывается все, или почти все. Начиная от заработной платы, заканчивая необходимой валовой выручкой. Поэтому смысл экономить? Кроме того, если вдруг такое случится и произойдет экономия, то потом будет очень сложно обосновать повышение тарифа. Вот, например, за "Якутскэнерго" после объединения с ОЭС Дальнего Востока должны остаться только обслуживание сетей и сбыт. Все остальное, включая почти всю генерацию, уже отошло в ОЭС. Но ужмется ли "Якутскэнерго" в том числе за счет административно-управленческого персонала, чтобы снизить тариф?
Вот потому, как правило, и платят люди в рамках максимальных значений, установленных ФАС.
Таким образом, при общей разнонаправленности самой организации работы энергетических предприятий, хаотичности предпринимаемых государством мер по снижению тарифов, при отсутствии реальных вложений в развитие энергетики Дальнего Востока и самое главное – четкого и понятного плана этого процесса – на выходе все оборачивается увеличением тарифа. Во всяком случае, для населения точно.
В такой ситуации хочешь-не хочешь, а задаешься вопросом: почему в энергетике Дальнего Востока не наведен порядок и чем тогда вообще занимаются ответственные в Правительстве РФ за развитие Дальнего Востока, типа вице-премьера Юрия Трутнева?