"Макрорегион рассматривается как единый рынок, и это не отменяет институт полпредств"
Накануне в Кургане уральский полпред Николай Цуканов провел совещание с участием всех глав регионов УрФО по теме Уральско-Сибирского макрорегиона. Тогда вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков показал карту макрорегионов и рассказал о практических результатах, которые регионы Урала могли бы получить в ходе реализации стратегии развития макрорегиона. Сегодня специально для Накануне.RU эксперт поделился некоторыми подробностями.
– Павел Александрович, после совещания в Кургане у многих возникает вопрос: почему депрессивная Курганская область должна выживать за счет своих соседей? По крайней мере, такой вывод наблюдатели сделали из прозвучавших посылов.
– Так вопрос совершенно не ставился. Речь шла о кооперации регионов с задачей обеспечить взаимовыгодное сотрудничество, когда два-три субъекта РФ выигрывают от кооперации. Никто не имел в виду и не произносил, что остальные регионы будут просто помогать Курганской области.
Следует понимать следующее: макрорегион рассматривается как единый рынок с формированием неких механизмов консолидации спроса на разные виды продукции. Например, если на Урале есть совокупный дефицит по мясу (600 тыс. тонн), то он может покрываться, исходя из возможностей региона, где созданы наилучшие условия для соответствующего вида деятельности. Например, тот же Курган будет помогать соседям повышать качество жизни, обеспечивая их хорошими продуктами питания.
Хочу подчеркнуть, что идея макрорегиональных стратегий заключается в том, чтобы регионы, с одной стороны, формировали межрегиональные проекты, принимая совместные консолидированные решения. С другой – договаривались бы о распределении функций. Например, если говорить о Кургане как о территории, обладающей наилучшим сельскохозяйственным потенциалом, то основные инвестиции направляются туда. Но при этом производство, допустим, медицинской техники в Екатеринбурге ориентируется, в том числе, на потребности Кургана.
– А в этом случае можно говорить о "межрегиональной" ответственности, как при заключении договоров между хозяйствующими субъектами?
– Нет, конечно. Вопрос экономической политики на региональном уровне связан прежде всего с информационным обменом, аналитическим сопровождением и так далее. На самом деле очень важно показать возможности по спросу и предложению у соседей. Скажем, в регионах Урала большое количество горнодобывающих и перерабатывающих заводов. И если собрать единый реестр их закупок, особенно товаров инвестиционного спроса, то можно предъявить его промышленным предприятиям малого бизнеса и посмотреть, кто из них в состоянии производить такую продукцию. Но это ни в коем случае не жёсткие схемы, а предоставление возможностей в условиях рынка.
Есть пример Китая, где промпредприятия выводятся из крупнейших городов, в первую очередь из таких, как Пекин и Шанхай. Из Пекина вывели порядка 400 больших заводов в разные провинции. При этом Пекин из своего бюджета профинансировал развитие инфраструктуры других территорий – провинций. Но предприятия, которые туда переезжали, продолжали платить налоги в Пекине, который зарабатывал на этом. В то же время в других районах появились новые рабочие места, возник новый объём добавленной стоимости.
– На днях была опубликована статистика, согласно которой инвестиционный спад по итогам 2018 года зафиксирован в 40% субъектах РФ. Их число выросло с 32 до 37. Мониторинг готовили эксперты РАНХиГС при участии Института экономической политики имени Гайдара. При этом выясняется, что столичные регионы и добывающие в лучшем положении, а "бедные беднеют". Почему бы федерации просто не стимулировать развитие производств в этих регионах?
– Легко сказать "стимулировать производство" в таких регионах… Надо разобраться подробно с приведённой статистикой: что это за регионы, с каким периодом было сравнение и так далее. А в регионах Урала я не вижу тенденцию к спаду инвестиционной деятельности. Да, есть определённые перекосы – инвестиционная активность на Ямале сильно растёт и рост продолжится. То же самое в Свердловской области. Так что в целом по Уралу динамика, думаю, положительная.
– Как Вы думаете, в Кремле вообще замечают усиливающееся "экономическое расслоение" регионов? Которое, кстати, происходит на фоне профицита федерального бюджета в 2 трлн рублей.
– Однозначно могу сказать, что никакого "усиливающегося расслоения" регионов не происходит. Потому что за последние несколько лет межрегиональное неравенство даже сократилось. Это происходит, в частности, за счёт того, что предыдущий майский указ главы государства был направлен на увеличение зарплат бюджетникам. По этому показателю среднедушевых доходов неравенство немного, но снизили – впервые за несколько десятилетий.
Другой вопрос касается экономического потенциала – здесь можно наблюдать некоторое расслоение. И здесь следует рассматривать уже не Москву и нефтедобывающие регионы, а так называемые города второго эшелона – именно они перехватывают эстафету – это Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Краснодар и другие "миллионники".
Что касается профицита на федеральном уровне при дефиците региональных бюджетов, то это техническая история, связанная с формированием того же стабилизационного фонда. Думаю, эти деньги направят на ту же инфраструктуру и экономику конкретных территорий.
– Кстати, при этом существенный рост бедности, по вашим же словам, отмечается в богатой Тюменской области, в отличие от "проблемной" Курганской. С чем вы это связываете?
– Честно скажу: с этим надо разбираться, пока не могу сказать, с чем связана такая история. Это действительно феномен, который мы зафиксировали за последние пять лет. Здесь требуются дополнительные исследования.
– В какие сроки при благоприятном исходе (и возможно ли это вообще) Курганская область сможет поднять свою экономику и выйти на уровень соседей по УрФО?
– В обозримые сроки не выйдет, отрыв слишком большой, если мы говорим о таком показателе, как валовой региональный продукт. А по душевым показателям приблизиться можно. Я бы поставил цель хотя бы не усилить этот разрыв.
– Как Вы считаете, могут ли сосуществовать макрорегионы и полпредства? Как, на Ваш взгляд, оценивает перспективы такого "сожительства" федеральный центр?
– Урало-Сибирский макрорегион (так он называется в Стратегии пространственного развития России, разработанной Минэкономразвития РФ) полностью совпадает с границами УрФО. В этом смысле Минэкономразвития, насколько я знаю, видит полпредства как координирующий орган в дальнейшей подготовке материалов Стратегии, во всяком случае на Урале – точно.
– Что скажете о включении в Уральско-Сибирский макрорегион Пермского края и Омской области?
– Эти регионы не включены, в Минэкономразвития даже такие перспективы не рассматривались.