Михаил Волков: "Банкирам-кровопийцам" невыгодно кредитовать промышленность
На сегодняшний день нам, "банкирам-кровопийцам", невыгодно выдавать вам денежные средства в кредит. Нам выгоднее размещать их в депозитах ЦБ, потому что, выдавая средства любому предприятию, я имею риск, а Центральный банк заботится о стабильности банковской системы, о снижении кредитного мультипликатора повышением резервных требований.
Здесь уже упоминали 115-ФЗ о противодействии легализации доходов, нажитых преступным путем, и финансированию терроризма. То, что вы не попали в черный список по 115-ФЗ, как говорят наши коллеги в погонах, это не ваша заслуга, а наша недоработка. Расширительное толкование закона распространило его на все операции, связанные с оптимизацией налогообложения. Вы думаете, мы рады черным спискам? Региональные банки пытаются разговаривать с клиентами, объяснять, чего делать не нужно, чтобы не попасть под 115-ФЗ. В крупных госбанках работают роботы, там никто с вами разговаривать не будет. Нас, банкиров, не слышат. Президент Ассоциации российских банков в позапрошлом году легонько ЦБ покритиковал и попал в опалу. Теперь на уровне АРБ мы тактично и аккуратно обсуждаем узкоспециальные вопросы, потому что наши лицензии в Центробанке, и обострять нам не с руки.
Откуда все взялось? Вспомним 2008 г., когда была объявлена парадигма о том, что Москва должна стать международным финансовым центром наряду с Лондоном, Нью-Йорком. Под это дело было либерализовано валютное законодательство, активизирована работа по антиотмывочному законодательству, процессы ВТ, тогда же появилась цель низкой инфляции.
"Когда мы это сделаем, на Россию прольется дождь из иностранных инвестиций", – говорили нам. Уже 10 лет как понятно, что никаких инвестиций не будет и плевать инвесторам на то, какая у нас инфляция, но все меры, связанные с реализацией этого проекта, чудесным образом остались. В результате у нас огромное отрицательное сальдо по вывозу капитала из России, денег внутри страны полно, но инвестиций очень мало, потому что вести бизнес в России некомфортно. И в этих условиях, если Правительство и ЦБ снизят ключевую ставку, то деньги действительно попадут на американскую валютную биржу и останутся там. У нас нет никаких защитных барьеров – здесь мы специалистов промышленности поддерживаем обеими руками. Но вместе с этим должен быть еще и денежно-валютный контроль при вывозе капитала, протекционизм на валютном денежном рынке.
Второе. Поскольку инфляция в России носит не монетарный характер, а в основном объясняется ростом тарифов естественных монополий, внутренней политикой, крайне важно, чтобы борьба с ней продолжалась не монетарными методами, а системой мер, направленных на снижение инфляции. Например, замораживание тарифов естественных монополий. Инфраструктурные проекты – электричество, железные дороги – не должны быть коммерческими, это вопрос повышения производительности труда. Непонятно, откуда взялась цель таргетирования инфляции. В Конституции написано, что задача Центробанка – обеспечение стабильности национальной валюты. Но президент на последней встрече с Набиуллиной подтвердил правильность текущего курса, то есть с инфляцией будут продолжать бороться путем зажима денежной массы.
Хорошо, что есть точечные программы поддержки, но без решения системных проблем их недостаточно. Надо объединить усилия предпринимательского сообщества, ТПП, банков и выйти на открытый разговор с властью о формировании нового общественного договора.
Первый зампред правления "ПРИО Внешторгбанк" Михаил Волков. Выступление в Рязани, на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России.