Коломойский в лице Зеленского идет во власть – Украину ждут большие потрясения
На украинских выборах главы государства не оказалось однозначного победителя – Петр Порошенко не только не набрал половины голосов, он еще и уступил первенство шоумену Владимиру Зеленскому: 18% против 30% соответственно. На третьем месте идет Юлия Тимошенко с 14% голосов.
Конечно, основная интрига – второй тур выборов, но не меньшей загадкой остается то, кто станет премьером, если выиграет Зеленский, и что вообще будет с Украиной. Вполне возможно, что Тимошенко, которой уже пора на политическую пенсию, успеет заскочить в последний вагон и стать премьером. Но при любом раскладе, вероятнее всего, процессы разложения Украины будут лишь ускоряться.
Договор о дружбе России и Украины прекращает свое действие (хотя и без этого де-факто он уже не работал), а денежные транши Киеву с Запада затягиваются. Нормальных отношений с соседями выстроить не получается (да никто и не пытается), Крым давно "уплыл", две области оторваны от центра и еще несколько регионов – под вопросом.
При сохранении действующего курса ничего хорошего Украину не ждет, диалога нет, а между тем, профильный комитет Госдумы рекомендовал принять заявление о непризнании выборов на Украине. О том, в какую сторону в отношениях нужно дрейфовать и Киеву, и Москве, Накануне.RU рассказал политолог Максим Жаров.
– Как оцениваете первый тур? Могут ли Юлия Тимошенко и Владимир Зеленский объединиться?
– Как известно, за Зеленским стоит олигарх Игорь Коломойский, который, мягко говоря, обижен на действующую власть, на Петра Порошенко. Напомню, что его крупнейший банковский актив – "Приват банк" – был национализирован с большими для Коломойского потерями. Поэтому сейчас Коломойский фактически идет во власть, приводя Владимира Зеленского к руководству. И идет он не только с намерением сделать Зеленского президентом, но и на выборах в Верховную Раду Коломойский хочет, чтобы партия "Слуга народа" как минимум стала основой парламентской коалиции, которая будет контролировать правительство.
Планы большие, соответственно, подстать этим планам амбиции Юлии Тимошенко, которая премьером уже была, и у которой, как мы видим по результатам голосования, политическая карьера уже на излете. Тимошенко это прекрасно понимает, и ее последний шанс – премьерство при каком-то новом президенте Украины. Это ее цель-максимум.
Эта комбинация дает и Коломойскому, и Тимошенко исполнение большинства целей, и эта комбинация способна для Владимира Зеленского упрочить положение во втором туре, особенно если он будет выступать против Петра Порошенко.
– Вы говорили ранее, что если к власти придет Владимир Зеленский, и особенно если премьером станет Тимошенко, то процессы распада Украины ускорятся – почему?
– Поскольку Коломойский идет с большой местью, то это неизбежно приведет к дестабилизации всего украинского олигархата, который сейчас был сориентирован на Порошенко. И этот олигархат вынужден будет каким-то образом либо с Коломойским договариваться, либо его устранять. Соответственно, эта дестабилизация приведет к изменениям политического ландшафта Украины, пройдут какие-то переговоры (они в принципе сейчас уже идут). Почему все основные кандидаты в президенты, претендующие на победу в первом туре, говорили о своем желании встречаться с Путиным и вести с ним переговоры? Да, они говорят, что они будут вести переговоры по поводу возврата обратно Крыма или компенсации за Крым, но они, судя по всему, все понимают, что переговоры вести придется в любом случае.
Соответственно, то, что они сейчас говорят про возврат Крыма, – это все пока только риторика, а на самом деле и Петр Порошенко, и Тимошенко, и сам Зеленский прекрасно понимают, что Россия не пойдет на переговоры, если вопрос будет стоять об отдаче каких-либо территорий. Пойдет вопрос о нормализации отношений, потому что без нормализации отношений с Россией Украина, я думаю, не сможет дальше существовать.
– Вопрос денег?
– Да – потому что бесконечно тянуть деньги у Евросоюза и американцев Украина не сможет – уже видны проблемы, МВФ задерживает очередной транш, есть серьезный конфликт с администрацией Дональда Трампа, скандал с послом.
То есть есть очень серьезный конфликт с главным внешним куратором у украинской власти, и этот конфликт должен быть тоже каким-то образом нормализован. А он может быть нормализован только в ситуации, когда президентом становится другой человек, не Порошенко, и когда все политики выстраиваются под этого нового человека.
– Зеленский уже говорил, что не пойдет на компромиссы по Донбассу, да и позиция Коломойского по этому поводу известна – что, на ваш взгляд, будет с непризнанными республиками?
– Действительно, Коломойский – один из спонсоров националистических батальонов, соответственно, его позиция непримиримая. Но, на мой взгляд, это даже хорошо, потому что Коломойский идет мстить, и в этой мести он будет делать ошибки. Я предвижу, конечно, эскалацию конфликта в Донбассе – Украина несомненно попытается организовать какое-то наступление. Соответственно, пусть лучше это наступление начнется, чем мы будем в течение еще пяти лет наблюдать инерционный сценарий "ни мира, ни войны".
И я уверен, что, в случае наступления, республики Донбасса это наступление отобьют – и вот тогда уже ситуация переговоров в "минском" ли формате, в "нормандском" ли формате кардинально изменится. Я на этот вариант надеюсь и я уверен, что с победой Зеленского этот вариант будет реализован полностью или частично.
– А как могут измениться отношения с Россией? Договор о дружбе прекращает свое действие – это как-то скажется?
– В принципе это давно уже "сказалось". В общем-то, Петр Порошенко сознательно рвет отношения с Россией. Мы видели в день голосования, как Порошенко пытался использовать тему "Россия – агрессор", чтобы получить предвыборные очки и голоса избирателей, он эту тему старается педалировать. Но, как мы видим по результатам голосования, не слишком много голосов ему эта тема принесла. Поэтому понятно, что для попавших во второй тур политиков тема "Россия – агрессор" не приносит больших электоральных очков.
Мне кажется, что уже сейчас, между первым и вторым туром, начнется, может быть, даже незаметный для массового избирателя, для российского зрителя дрейф в сторону от агрессивной риторики. И начнется какая-то дискуссия.
Тем более, сейчас основная интрига состоит в том, пойдут ли Порошенко и Зеленский на дебаты между первым и вторым туром. Украина славится своими дебатами, которые превращаются в скандалы и мордобой. Но если мордобоя не будет, то интересно – каким образом сложится дискуссия об отношениях с Россией и о проблеме с Донбассом? Я думаю, что незаметный дрейф в сторону от агрессивной антироссийской риторики начнется уже сейчас.
– А как воспринимать то, что профильный комитет Госдумы рекомендовал не признавать выборы на Украине? Они просто боятся "нового человека", им привычнее Порошенко?
– На мой взгляд, это совершенно бессмысленный ход, потому что непризнание выборов в России ничего не меняет для политической конфигурации, которая начинает складываться, и ничего не меняет вообще.
Как я понимаю, Кремль сейчас старательно демонстрирует, что он ни в коем случае не вмешивается, но мы видим по риторике Порошенко, что он любой чих из Москвы воспринимает как российское вмешательство. Поэтому даже заявление комитета Госдумы о возможности непризнания выборов на Украине Порошенко может трактовать как вмешательство.
В принципе Киеву "ни горячо ни холодно" от того, что Россия выборы не признает.
Тем более, все прекрасно помнят, что пять лет назад те выборы, в которых выиграл Петр Порошенко, Россия признала фактически авансом и, мягко говоря, ничего от этого не получила. Поэтому сейчас, как мне кажется, не нужно делать каких-то публичных заявлений.
Нужно просто наблюдать за ситуацией и пытаться уже начинать находить контакты – и с Коломойским, и с самим Зеленским. Нужно, мне кажется, понемногу начинать уходить хотя бы на уровне риторики в какую-то более конструктивную сторону. Потому что если, допустим, Владимир Зеленский действительно победит во втором туре, тогда уже придется действительно кардинально менять риторику, менять подходы – почему бы это не начать делать уже сейчас?
В принципе контакты с Тимошенко, как я понимаю, сохраняются у нашей власти, и сейчас, когда будут переговоры между Зеленским и Тимошенко, которые уже быстро опровергли (но я уверен, что они неслучайно были опровергнуты – уже идут), Тимошенко должна быть как минимум информационным каналом, позволяющим понимать, что собой представляет команда Зеленского, и есть ли она у него вообще, и как с ним можно дальше иметь дело.