"Отсутствие внятной национальной идеи — следствие деятельности таких, как Познер"
Познер озадачился национальной идеей?На открытой встрече в Москве журналист и ведущий Владимир Познер посетовал, что в России нет национальной идеи, и мы ни во что не верим. "Вы знаете, общая национальная идея… Я всегда думаю, где она есть? Опять-таки во Франции нет такой идеи. В Англии нет такой идеи. В Америке в какой-то степени есть", — сказал Познер. При этом журналист заявил, что в советское время страну объединяла "мощная цель" — построение коммунизма, и ее "многие-многие" поддерживали.
Уже не раз Познер признавался, что не чувствует себя русским, и критиковал коммунистическую систему, он является одним из ярчайших представителей либеральной идеи. Также то, что теперь он рассуждает о православии как о новой объединяющей силе, многих озадачило, при этом он признал, что положение дел в Церкви не укрепляет веру. "Я русский — значит православный, но в церковь не хожу, молиться — не молюсь", — отметил он.
Рассуждения Познера о национальной идее, при том, что он всегда выступал как противник какой-либо идеологии, публицист Анатолий Вассерман считает проявлением классического "двоемыслия". Об этом он рассказал Накануне.RU.
— Владимир Познер высказался, что национальная идея есть только в США, а мы ни во что не верим, у нас сейчас нет внятной и четко провозглашенной национальной идеи. Где есть национальная идея в мире, на ваш взгляд — и почему у России ее нет?
— Национальная идея есть практически у любого народа, поскольку национальная идея — это по сути главное, что создает народ, что объединяет его. То, что у нас сейчас нет внятной и четко провозглашенной национальной идеи — это как раз следствие деятельности Познера и его единоверцев, членов тоталитарной секты "либералы". Основной догмат этой секты — утверждение о благотворности неограниченной свободы личности без всякой оглядки на общество.
Мне еще лет семь назад удалось показать, почему этот догмат не работоспособен, почему теории, основанные на нем, дают рекомендации, гарантированно несовместимые с жизнью. Но в условиях нашей страны этот догмат поддерживается принудительно тем, что основные положения, проистекающие из этого догмата, закреплены в начальных статьях нашей Конституции в качестве основ государственного строя. А для полной надежности в статье 13 Конституции запрещена какая бы то ни было государственная идеология. То есть, по сути, запрещена явным образом формулируемая народная идея.
В этих условиях сформулировать единую "народную мечту" невозможно, ибо любая попытка ее сформулировать будет немедленно объявлена попыткой установить государственную идеологию. Насколько я могу судить, реально у русского народа, как у любого другого, есть национальная идея, есть общая цель, есть общая мечта, но все это нельзя сформулировать, ибо это будет немедленно объявлено установлением государственной идеологии, "тоталитаризмом".
— Тем не менее, Путин, да и творческая элита при создании патриотического "продукта" нажимают на такую нацидею, как "любить родину".
— Видите ли, любить родину – не идеология. Это естественная норма, неизбежная практически для всего живого. Всем нам свойственно любить те места, где мы родились и выросли, это естественно не только для людей. Применительно к человеку, воспитывать любовь к родине – это не значит кричать из каждого утюга, какая у нас хорошая родина, это значит понять пределы родины. Считать патриотизм идеологией примерно так же смешно, как зачислять в состав идеологии любовь к "Бородинскому" хлебу.
Что такое идеология, нам еще предстоит внятно сформулировать с учетом всех изменений в стране и мире, произошедших с тех пор, как мы в прошлый раз выполняли эту работу и, к сожалению, такое формулирование сейчас затруднено именно усилиями тоталитарной секты либералов.
— Вы сказали, что любовь к Родине начинается с определения ее границ. Примечательно, что Познер как раз не может никак определиться с этими границами и не раз высказывался в том ключе, что Россию не любит и даже народные песни ему ближе американские.
— Понятно, что человек, выросший за пределами России, в целом неизбежно будет испытывать затруднения. Многим представляется, что проще поменять страну, чем меняться самому.
— И как вообще Познер может на это сетовать? Ведь когда-то у нас была такая идея, но он же первый, кто готов ее критиковать и добивать?
— Вообще-то Познер на протяжении значительной части своей служебной карьеры проповедовал всему миру именно ценности нашей тогдашней политической системы и нашей советской национальной идеи. Сейчас он уверяет, что все это время держал кукиш в кармане. Но тогда он выглядел достаточно искренне, чтобы я сейчас мог в этот самый кукиш не поверить. Он и сейчас искренен — времена меняются, и он изменился вместе с ними. Но вот то, что он не просто поменялся, а еще и гадит на те времена — это уже, на мой взгляд, непристойно.
— То есть, резюмируя, можно сказать, что несмотря на то, что говорит Познер, национальная идея у нас все-таки есть, но это вредоносная идея?
— Да, к сожалению это именно так. Нам подсунули то, что сейчас велено именовать либерализмом, с классическим либерализмом это не имеет практически ничего общего. Классический либерализм — это поиск тех форм и направлений проявления свободы личности, что совместимо с устойчивостью общества, а значит, и с возможностью его развития. Двигаться вперед можно, только опираясь на что-то надежное. То, что нам под исторически известным и уважаемым либерализмом подсунули черт-те что — это серьезно мешает нам жить, работать, развиваться и в частности это мешает нам сформулировать свою национальную идею. Это вынуждает в лучшем случае ее протаскивать как бы контрабандой.
— Интересно, почему Познера тогда беспокоит наша национальная идея, если он один из рупоров вот этого "уродливого либерализма"?
— Отсутствие национальной идеи как раз проистекает из отрицания современными либералами самих понятий "общество", "народ" и, естественно, любой член тоталитарной секты "либералы" должен радоваться тому, что у нас национальной идеи нет и должен совмещать эту радость с радостью от того, что у других народов она есть. Это то, что в романе "1984" названо "двоемыслие".