Константин Бабкин: По условиям конкурентоспособности экономики мы откатились назад
Совет Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики в четверг, 11 апреля, обсудит итоговый доклад о влиянии экономической политики на развитие предприятий отечественной промышленности в 2018 году.
Документ базируется на Принципах стратегии экономического развития России до 2025 года, разработанных профильным Советом в 2017 году. По результатам исследования прошлого года эксперты констатировали, что ведение бизнеса в России стало менее привлекательным и перспективным. В этом году ситуация с точки зрения налогообложения, денежно-кредитной политики, общего социально-экономического положения в стране не улучшилась, и даже официальная статистика подтверждает: свести концы с концами удается все меньшему количеству россиян.
Совет подготовил свои рецепты восстановления благополучия населения. О ключевых положениях доклада и механизмах вывода страны на траекторию экономического роста в интервью Накануне.RU рассказал председатель Совета ТПП, глава ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин.
— 11 апреля в ТПП Совет презентует очередной доклад. К каким основным выводам удалось прийти?
— Ежегодно мы готовим доклад об изменениях конкурентоспособности российских предприятий, представляющих несырьевой сектор, чтобы посмотреть динамику. Оцениваем, как изменилась ситуация в различных отраслях промышленности и на конкретных предприятиях.
В конце марта вышла статистика Росстата по итогам 2018 года, недостающие штрихи мы получили от государственных органов и сейчас представляем наш доклад. В прошлом году были отмечены разнонаправленные тенденции. Были и положительные моменты — увеличена поддержка некоторых отраслей промышленности, например, строительно-дорожной техники, полуприцепов, пищевого оборудования. Были введены меры поддержки в направлении экспорта российской продукции легкой промышленности, машиностроения.
Но были и негативные тренды — номинальное увеличение налоговой нагрузки и фактическое усиление прессинга, связанного с ужесточением администрирования сбора налогов. Это привело к тому, что при незначительном росте экономики, который измерялся в размере 1,5% в годовом исчислении, налоговая нагрузка выросла на 29%. Это весьма негативный показатель.
Кроме того, ключевая процентная ставка Центробанка, хотя и снижалась к середине года, все равно осталась на запредельном уровне. Несмотря на замеченные положительные эффекты, в целом итоговый подсчет показал, что тенденция, к сожалению, отрицательная. Баланс всех плюсов и минусов показывает, что по условиям конкурентоспособности мы откатились назад. В докладе мы указываем, что стало тяжелее вести отчетность перед государственными органами. Печально выглядит положение дел, если сравнивать его с другими странами, например, с Китаем, который снижает НДС для сохранения стабильно высокого экономического роста.
Мы видим, что наша страна отстает не только в темпах экономического роста, но и в темпах повышения конкурентоспособности. Доклад будем направлять в Правительство.
— Совет в последнее время все больше времени уделяет выездным заседаниям. Повлияла ли эта работа на выводы в докладе? Насколько ваши предложения кореллируются с проблемами, которые отражает региональная повестка?
— Действительно, мы все больше выезжаем в регионы, анализируем конкурентоспособность в условиях, сложившихся на местах. Общаясь с представителями регионов, мы почувствовали резонанс, востребованность нашего доклада и даже поддержку наших идей. Но я не думаю, что эти дискуссии поставили нас в ситуацию обязательства вносить какие-то структурные или содержательные изменения в доклад. Наоборот, мы ощутили, что наша работа нужна, получили новые факты и подтверждения этому. Думаю, что это был важный период.
— Представители каких регионов примут участие в заседании?
— Мы приглашаем представителей субъектов РФ, в которых мы уже были, — из Крыма, Владимирской и Рязанской областей, Забайкалья. Зовем и другие регионы. Надеемся, что будет широкое представительство, для нас очень важно получить обратную связь от регионов в виде поддержки или, наоборот, дополнения и критики с их стороны. Тем более что промышленные предприятия в основном сосредоточены в регионах, в небольших городах. Ради этих людей мы и работаем.
— Два года назад Совет разработал Принципы стратегии развития экономики, ставшие альтернативой предложениям того же Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, который сегодня в общем ушел в тень. Что мешает сегодня проводить в жизнь ваши идеи?
— Кудрин, вроде, ушел в тень, меньше присутствует в информационном пространстве, но он и его сторонники-"гайдаровцы" очень сильно влияют на налоговую, денежно-кредитную, внешнеторговую политику, а эти люди нацелены на встраивание России в "хвост" западной цивилизации. Им важна борьба с инфляцией, какие-то рейтинги в международных агентствах, но отнюдь не создание рабочих мест, развитие несырьевого сектора в стране, укрепление обороноспособности. У них другие ценности, но при этом они контролируют многие командные высоты в российской экономике. Результат мы видим соответствующий. Для пятерки крупнейших банков ситуация в России, возможно, и улучшается, но если мы посмотрим на мир глазами промышленности, то она не такая радужная. У тех, кто управляет экономикой, другие приоритеты. Эта разница в приоритетах и мешает нашей стране развиваться.
— Недавно, как Вы знаете, Росстат опубликовал исследование, согласно которому около 80% населения не хватает денег, чтобы купить самое необходимое, а треть семей испытывают трудности даже с покупкой обуви по сезону. На этом фоне Министерство финансов РФ опубликовало обновленный законопроект о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Взаимосвязаны ли эти вещи?
— То, что люди живут бедно в стране, обеспеченной всеми мыслимыми ресурсами, всем необходимым для развития, это следствие той политики, которая не нацелена на развитие экономики и использование человеческого потенциала. В кабинетах, где принимаются решения, преобладает "сырьевое мышление". Странно ожидать, что в такой ситуации люди будут жить богато. Недавняя инициатива Минфина связана с тем, чтобы еще более жестко проводить политику стерилизации доходов. Уверен, это решение найдет свое отражение в нашем докладе по итогам 2019 году, и эти шаги Минфина будут записаны, как факторы, препятствующие усилению конкурентоспособности нашей экономики. Думаю, ведомство Силуанова здесь играет не за промышленность, а за другую команду.
— Вы уже упоминали, но конкретизируйте, пожалуйста, нашли ли какое-то позитивное отражение предложения Совета ТПП после обнародования доклада в прошлом году?
— Появляются отдельные меры в области поддержки экспорта. Я сейчас нахожусь в Мюнхене, где проходит выставка строительно-дорожной техники, здесь присутствует три российских компании. Впервые это мероприятие частично профинансировал РЭЦ. Во-первых, позитивно, что это происходит впервые, и это можно записать, как результат влияния работы и предложений нашего Совета. Но эти меры поддержки появились очень поздно и в очень ограниченном количестве, поэтому здесь, на крупнейшей мировой выставке, представлены всего три предприятия из России.
Еще раз: есть подвижки, их можно пощупать руками, но, к сожалению, они очень ограничены. Нам же важен другой результат — влияние на умы миллионов людей. Я знаю, что на многих людей, прочитавших наши предыдущие доклады, наши идеи повлияли. Я убежден, если множество людей начинают мыслить разумно, хотят развития, это желание в итоге исполняется. Считаю, что наша работа полезная и дает результат.
— Резюмируйте, чего ждете от предстоящего заседания, и какова будет судьба доклада после 11 апреля — в какие ведомства попадет документ и в какие сроки?
— Сроки оценить сложно. По итогам доклада будут критические замечания, внесем правки, разошлем в региональные отделения ТПП, различные комитеты. Думаю, около месяца займет процесс доработки, а потом разошлем доклад в различные федеральные органы исполнительной власти и опубликуем.
Воздействие нашей работы не всегда можно ощутить физически, однако шаг за шагом изменения в умах населения происходят. Уверен, наше заседание 11 апреля внесет определенный небольшой вклад в приближение начала выхода России из затяжного кризиса.