Наступление на Триполи: почему оно остановилось после окрика из Госдепа
Власть может взять бывший курсант академии им. М. В. ФрунзеВ Ливии после свержения Муаммара Каддафи восьмой год продолжается "торжество демократии", обострившееся в последние дни и недели. Армия маршала Хафтара движется по направлению к Триполи, сторонами "внутриполитической дискуссии" используются авиация и бронетехника. Из страны выводится контингент вооружённых сил США, прекратить наступление Ливийскую национальную армию уговаривает американский госсекретарь Майк Помпео, упомянувший, что военная операция "подрывает перспективы будущего для ливийцев". Соединённые Штаты призывали Хафтара вернуться на прежние позиции, после чего части ЛНА вышли из занятого ими аэропорта Триполи.
Фельдмаршал Халифа Хафтар был одним из сподвижников Муаммара Каддафи во время свержения ливийской монархии в 1969 г. Позже он обучался в СССР, в том числе на высших офицерских курсах "Выстрел" и в академии им. М. В. Фрунзе. Однако в 1987 г. во время войны с Чадом военачальник попал в плен, а Каддафи отрёкся от него. В результате Хафтар рассорился с руководителем Джамахирии и стал готовить государственный переворот. Со временем опальный офицер перебрался в Соединённые Штаты и получил американское гражданство. С 2011 г. – вернулся в Бенгази и стал сражаться на стороне повстанцев.
В 2017 г. посещал прибывший в Средиземное море российский авианосец "Адмирал Кузнецов", с борта которого поучаствовал в видеоконференции с министром обороны РФ Сергеем Шойгу. Известен как противник радикальных исламистов. Это обстоятельство, а также советский период в жизни фельдмаршала и уже устоявшаяся привычка заявлять о присутствии в любом конфликте ЧВК Вагнера привели к тому, что Халифа Хафтар порой воспринимается чуть ли не в качестве пророссийской силы.
Его противник – Фаиз Сарадж в годы Джамахирии работал в министерстве жилищного строительства. В декабре 2015 г. стал премьер-министром Правительства Национального Единства, контролирующего меньшую часть страны, в которую однако входит Триполи – столица Ливии.
Однако всё это не значит, что на территории североафриканского государства сейчас пророссийские силы сражаются с прозападными. Как рассказал Накануне.RU эксперт Института Ближнего Востока, эксперт РСМД Сергей Балмасов, ситуация выглядит гораздо более запутанной.
Одним из главных спонсоров Сараджа эксперт считает не страны Запада, или монархии Персидского залива, а соседний Алжир. Известно, что он въехал на территорию страны на алжирских штыках. Но сейчас, отмечает Сергей Балмасов, Алжир концентрируется на собственных проблемах. И военные, и спецслужбы, которые помогали Сараджу, заняты, что называется, "поддержанием собственных штанов" и в меньшей степени реагируют на Ливию. Впрочем Сараджа поддерживает и Италия, а Франция ведёт в этой стране двоякую политику.
Что касается Соединённых Штатов, то последовательность их политики и степень влияния на процессы внутри Ливии зачастую преувеличиваются. Как отметил Сергей Балмасов, Барак Обама после гибели посла дистанцировался от Ливии, а Дональд Трамп не смог сформулировать внятную политику на этом направлении.
Существует также точка зрения, что Вашингтону просто невыгодно окончательное урегулирование в Ливии как с точки зрения установления там сильной власти, исчезновения проблем для Европы, так и для того, чтобы не допустить усиления определённых государств, которые стоят за спиной Хафтара. Хафтар, как и Сарадж прибегает к логике, что сосать лучше несколько маток, и он даже сосёт в несколько раз больше маток, чем Сарадж. "Кроме России, он имеет интимные отношения с Францией, не менее интимные с Египтом, Эмиратами и даже по некоторым данным – и с Саудовской Аравией. Это в общем-то давало ему ресурсы, помощь и прочее. Сейчас некоторые утверждают, что ему даже предоставили комплексы С-300. Хотя если это и есть, свидетельств применения мы не наблюдаем", – рассказал эксперт.
По его мнению, сейчас Хафтару не надо спешить со взятием Триполи, а сначала зачистить Мисурату, как ранее был ликвидирован исламистский оплот в Дерне.
Время играет на Ливийскую национальную армию. "Большая часть нефтяных источников в его руках. Это позволит ему постепенно кольцом анаконды удушить того же Сараджа. Но бесконечно долго с ним возиться не будут, этот зоопарк в Триполи рано или поздно кончится даже изнутри. Никакие американцы не будут способны там что-то решить за ливийцев. Хафтару тоже нужно быть более терпимым по отношению к нацменьшинствам, я имею в виду прежде всего берберов, ну зачем нужны были такие заявления, дескать "Мы вас сейчас в бараний рог согнём"? Не совсем хорошим политиком он себя показывает, нужно сколачивать максимально хороший фронт и валить того же Сараджа всем, что имеется под руками. Если против него выступят и берберы и нанесут тыловой удар – тяжело будет американцам что-либо сделать", – считает Сергей Балмасов.
Однако Хафтару предстоит заручиться поддержкой более серьёзных игроков, чем Эмираты или Египет. В результате, кроме России, которая находится довольно-таки далеко, начинает постепенно взаимодействовать и с итальянцами. Также, по мнению эксперта, Хафтару нужно договариваться со Штатами, получать от них какие-то гарантии, чтобы они не вмешивались, если он рассчитывает быстро решить ситуацию. Если нет – ему надо снова настраиваться на годы борьбы и переламывание ситуации в свою пользу, тем более что он уже многого достиг, учитывая ситуацию в Феззане и той же Киренаике.
А американцы своим окриком дают понять – чтобы он вспомнил былое отношение и не уподоблялся "бешеному псу Каддафи, кусавшему всех в регионе". В то же время это не означает, что противники Ливийской народной армии являются проамериканскими силами. Каждая из сторон конфликта стремится заручиться как можно более широкой международной поддержкой.