Дачный произвол у "президента Орешкина": как "амнистия" превратилась в издевательство
Григорий ВАНИНВ начале марта агентство РИА "Новости" сообщило, что министра экономического развития России Максима Орешкнина заинтересовал пост президента страны. По его словам, работа эта сложная, напряженная и требует полной самоотдачи, но для него очень интересная. При этом министр заметил, что "самое главное на должности главы государства — нести пользу для страны и людей".
До президентских выборов еще пять лет, и это первая заявка на возможное участие в избирательной кампании карьерного чиновника из правительства. Действительно, чем министр Орешкин хуже дочери сенатора Людмилы Нарусовой Ксении Собчак? Ничем не хуже и имеет такое же конституционное право занимать высший государственный пост. Ксения Собчак была соперницей Владимира Путина на прошлых президентских выборах. Более того, министр экономического развития готов поработать в этой должности "для страны и людей" даже больше, чем его действующий предшественник. Но что бы это значило на деле?
От стратегического мышления к практике жизни
Избиратели оживились. Министр Орешкин считается одним из видных специалистов в области финансов и экономики. А это значит, что он имеет определенные заслуги и результаты, которые народ может оценить на себе практически. Это не цифры Росстата подведомственного Минэкономразвития, а конкретные доходы, цены и налоги.
В сетях Интернета вслед за известными событиями в политической жизни, связанными с публичным посланием президента Федеральному Собранию, стал популярным анекдот: "Президент сказал, что по оценке специалистов Минэкономразвития уровень жизни в России значительно улучшился. — Но народ считает, что это не так. — Да, но народ не специалисты".
И вот, как на грех, на правительственном часе 5 марта депутаты Госдумы прервали доклад Орешкина о выполнении госпрограмм и перенесли его на более поздний срок. Причина — министр, по мнению народных избранников, не владел конкретной информацией, делая упор на риторику и модные выражения типа "трек развития" и пр. Председатель Госдумы Вячеслав Володин усмотрел в этом неготовность ведомства к выполнению президентских указов и госпрограмм по развитию малого и среднего бизнеса.
Это не первый казус подобного рода с министром экономразвития Орешкиным. Подобное произошло на совещании у президента на Дальнем Востоке в сентябре прошлого года. Министр оказался неподготовленным к совещанию, хотя заранее знал куда и зачем едет, и не мог ответить на конкретные вопросы президента Путина. То же произошло на совещании по Арктике 9 апреля этого года в Санкт-Петербурге, где министр также не смог ответить на профильный вопрос главы государства об импортозамещении.
Населению сложно вникать в такие тонкости внутриполитической жизни, как формирование государственных программ и их реализация. Ему бы что попроще. Например, законная гарантия прав собственности и обоснованные налоги на недвижимость, которые граждане готовы платить, но по справедливости. Хотя один из сподвижников Орешкина публично сказал, что справедливых налогов не бывает. Налоги с населения собирает правительство, исходя из положений Налогового кодекса, которые оно само и устанавливает. Если это так, то нужна хотя бы определенность ближайшей перспективы и ясность решений правительства. Иначе наступает хаос сначала в одной области экономики, потом в другой и далее везде под гайдаровским лозунгом "Рынок сам всё отрегулирует".
Затяжная дачная амнистия, и при чем тут МЭР?
В качестве примера напомним не решенную до конца проблему кадастрового учета недвижимости граждан, то есть имущества физических лиц. Начиналось формирование кадастра не на пустом месте. Поэтому сначала "всё шло хорошо, пока не вмешался генштаб", как говаривал бравый солдат Швейк.
В советское время право на пользование дачным участком подтверждалось решением общего собрания дачного кооператива (товарищества) о приеме в члены кооператива и вместе с выпиской из решения собрания выдавалась членская книжка. Межевание участков проводилось с помощью рулетки с точностью до сантиметра на основании генерального плана, утвержденного местной властью. Кооператив был самоуправляемой организацией, и если возникали споры по межеванию, то они разрешались внутренней комиссией кооператива или в суде, которому кооператив представлял соответствующие документы, как правоустанавливающие. Участки передавали по наследству и продавали, хотя понятия частной собственности при советской власти в юридическом формальном смысле не было. Тем не менее, это никак не усложняло жизнь дачников и практически не создавало правовых проблем в обороте имущества.
Однако все поменялось с изменением земельного законодательства и принятием законов о праве частной собственности. И тут началось! Вместо того, чтобы закрепить положительный опыт советских лет, законодатели начали изобретать велосипед по новой бюрократической модели. Лейтмотивом обюрокрачивания дачной жизни стала разработка общегосударственного кадастра недвижимости и формирования на его основе налоговой базы. Не будем касаться продуктивных земель сельхозпредприятий и промышленного производства, которые и надо учитывать на федеральном уровне. Потому что эта собственность имеет федеральное значение, так как за счет неё в основном формируется государственный бюджет. Дачникам это малоинтересно. А вот шестисоточные участки практически не имеют никакого значения в продуктивном производстве или в экономике и являются предметом прямых забот местной власти.
Казалось бы, что для формирования кадастра дачных участков местного значения было бы достаточным перенести учетные записи и характеристики участков из официальных документов кооперативов (назовем их привычно по старинке дачными) в реестр кадастрового учета. Для взимания налогов и проведения сделок с малозначительным имуществом другого было бы и не надо. Работа эта не сложная и не затратная в принципе. Но не тут-то было! Процедуру так усложнили ненужными требованиями федерального уровня, "научно" загромоздили обязательными условиями регистрации участков и строений на них, что они стали препятствием всему делу кадастрового учета. Дело стало.
Зачем-то ввели обязательное повторное межевание участков с применением геодезических методов и приборов спутниковой навигации. Линейная погрешность подобных измерений сопоставима с размерами самого шестисоточного участка и потому делает такое межевание совершенно бесполезным как для владельца участка, так и для государства. Но межевание по-новому стоит денег и проводится исключительно за счет собственника. Вызов инженера геодезиста на участок поначалу стоил до 60 тыс. руб., потом по требованию президента Путина эту цену снизили до 20 тыс.
Само собой, образовались мелкие частные компании с лицензией по межеванию дачных и сельских участков, которые на этом делают деньги. За одну межу геодезистам платят как минимум дважды, то есть платит каждый смежный собственник. А ведь кроме межевания примерно та же процедура за деньги собственника проводится при регистрации любых построек на участке. Вызов кадастрового инженера для оформления регистрации постройки не дешевле 5 тыс. руб. Межевание с регистрацией участков и строений за плату и стало, видимо, главным смыслом Росреестра и Росгеодезии — подведомственных подразделений МЭР.
Формирование кадастра дачных участков затормозилось еще и потому, что оформить документы можно только в райцентре по месту регистрации имущества и на это надо потратить несколько дней. А это не близкий путь, особенно для пожилых собственников, а таких большинство. Все они имеют налоговые льготы и регистрация для них представляет ненужную обузу, ведь счет на оплату налога им не присылают на законных основаниях и налоговая инспекция их не беспокоит своим вниманием. Если возникнет проблема наследования, то пусть наследники ее и решают. Так появились заброшенные или бесхозные участки, владельцы которых не платят ни текущие взносы в кассу товарищества, ни налоги государству. А продать или передать участок без кадастровой регистрации по новым правилам нельзя — права собственников на сделку заблокированы. У пенсионеров денег на регистрацию нет.
Министерство заблокировало оборот недвижимости, если не выполнены условия по повторному межеванию и не оплачен визит кадастрового инженера. Зачем? Ведь четыре года назад обходились без этой навязанной услуги. Что изменилось по существу за это время? Ничего, кроме бюрократических правил.
А ведь, казалось бы, МЭР должно сделать все от него зависящее для упрощения законной смены владельца и дачного налогоплательщика, чтобы платежи не прерывались. Иначе зачем все эти кадастры и бумаги?
Так или иначе, ещё в 2006 году правительство приняло постановление о "дачной амнистии", согласно которому регистрация проводилась по упрощенной процедуре. Строения регистрировались по заявительному принципу с предоставлением простой схемы строения или эскиза. И это было очень рациональным шагом, потому что дачные строения в большинстве своем типовые и не сложные технически. Хотя повторное геодезическое межевание уже тогда сделали обязательным и платным. Потом амнистию продлевали в ожидании положительного эффекта. Но его по-прежнему не было.
Чтобы побудить население к более активной регистрации дачной недвижимости за плату, законодатели с подачи Росреестра Минэкономразвития ограничили права собственников на проведение сделок с имуществом, не зарегистрированным по новым правилам. Топогеодезическая служба структурно тоже входит в Минэкономразвития. Чиновники этих подведомств и самого министерства разрабатывали инструкцию и методики по регистрации мелкой собственности, как видим, не без пользы для себя и в меньшей мере в интересах граждан. Вот это и есть главная заковыка для населения. Спрос на дачи упал. Особенно на те, которые предоставлялись населению на неудобьях и болотах.
И тут в дополнение к препонам была введена расчетная кадастровая стоимость земли и строений, которая значительно отличалась от инвентаризационной (по реальным затратам) и приближалась к рыночной (спекулятивной). Сделано это было для повышения налогооблагаемой базы и увеличения налогового сбора. Жадность победила разум. Специалисты МЭР, видимо, не знают или не хотят учитывать, что рыночная стоимость недвижимости определяется конкретной ценой сделки, а не прогнозами конъюнктуры. Но методика исчисления кадастровой стоимости была разработана МЭР именно на конъюнктурной основе. Если кто-то из собственников не согласен с установленной государством кадастровой оценкой, то пусть обращается в суд, так посчитали авторы проекта.
В конечном итоге, по данным МЭР, с 2006 по 2018 год в рамках дачной амнистии было зарегистрировано почти 12,8 млн свидетельств на право собственности на земельные участки и строения. Но сколько их всего, не знает никто. Иногда называют цифру в 40 и 60 млн. Появились брошенные дачи, как последствие удорожания транспорта и содержания имущества — дачи стали невыгодными.
Статистика Росреестра показывала, что в 2007 году по всей России "амнистией" воспользовались 700 тыс. граждан, в 2008 году — 1 млн 483 тыс., в 2009 2 млн 590 тыс. Вроде бы дело сдвинулось в лучшую сторону, но все равно это капля в море. Это было время упрощенной регистрации участков и строений и наиболее активные граждане откликнулись на эту акцию правительства. Затем все заглохло из-за новой волны бюрократии. Сколько земли в официальном владении россиян сейчас, никто толком и не знает. Между тем в прессе проскользнули цифры, полученные в Роснедвижимости: цена всей "дачной" земли в России оценивается экспертами аж в 23,6 трлн руб. Завораживающая цифра для бюрократа-теоретика. В любом случае первостепенная задача в этом секторе недвижимости — собрать налоги с этого имущества, упрощая его регистрацию до минимально необходимых процедур. Это главное. Но чиновники зациклились на мелочных не существенных деталях бюрократии.
Произвол как он есть
Март прошел, апрель на дворе. Говорят, "дачную амнистию" снова продлили. Снег на участках сошел и они стали доступны для межевания и осмотра строений кадастровым инженером. Но рост активности собственников по регистрации имущества не отмечается. Наоборот, весна — время уплаты членских взносов и целевых платежей. И тут выявляется, что количество брошенных участков прибавилось. Правление товарищества теперь может реализовывать такие участки, чтобы за счет нового владельца восстановить платежи. Но оборот дачной недвижимости без кадастровой регистрации с платным межеванием заблокирован в традициях казарменного произвола типа "упал-отжался" или "я — начальник, ты — дурак".
Действительно, кто может по российским законам лишить гражданина РФ права распоряжаться своей собственностью, кроме суда или следователя в обеспечение иска? В принципе никто. Но Минэкономразвития себе это позволяет, присваивая своим чиновникам некую власть над всей недвижимостью граждан России?
Кстати, в России создана целая сеть так называемых частных штрафных стоянок, которые по своему усмотрению изымают или временно отчуждают автомобили нарушителей правил парковки. Потом эти автомобили приходится буквально выкупать у частников. Такая вот еще одна параллель барского мышления нашей демократии.
А между тем, упрощенную регистрацию малых земельных участков и строений надо доводить до конца, чтобы сама процедура занимала не более получаса. Составление технического плана типового садового домика или хозпостроек — это абсурд. В чем его смысл? Для расчета налога на садовый домик достаточно указать несколько параметров строения по заявительному принципу.
Строительный надзор должна осуществлять местная власть, чтобы не допустить таких злоупотреблений, как строительство коммерческих многоэтажных жилых домов на шести сотках и тому подобное.
Перегибом является и федеральный кадастровый учет мелкой собственности: земельных садовых участков, гаражей и машиномест ГСК. Это дело городов и регионов, а не федерального правительства. То же можно сказать о сельских усадьбах в вымирающей деревне. Межевание по спутнику на этом фоне выглядит если не глупо, то издевательски — перспективы-то нет. Зато федеральные специалисты-экономисты погрузились в модную цифровую экономику.
Министр Орешкин пока не выступал в Госдуме повторно. Но уже предупредил в СМИ, что правительством готовятся непопулярные изменения в налоговом законодательстве, призванные улучшить экономические показатели. Они будут приняты до окончания срока полномочий действующего президента.
Опять показатели ради показателей? Что они отражают в реальной экономической жизни России?
Григорий ВАНИН