Правительственные центры расписались в совершенной неэффективности пенсионной "реформы"
На XX апрельской международной научной конференции Высшей школы экономики эксперты из ВШЭ представили доклад, на которой оценили влияние пенсионной "реформы" на ВВП. Исследователи пришли к выводу, что дополнительный прирост ВВП в результате реализации пенсионной "реформы" в 2019-2025 годах составит не более 0,22 п.п., в 2026-2035 годах — не более 0,15 п.п, при этом уровень средней заработной платы, и так небольшой, еще снизится.
"Под влиянием демографического фактора при прочих равных средняя заработная плата снизится на 0,8% (2024 г. к 2018 году), что является риском для всех сценариев", — отмечают в докладе.
РАНХиГС тоже представил свой доклад на апрельской конференции экономистов, тема их исследования "Анализ влияния повышения пенсионного возраста на уровень бедности", эксперты пришли к выводу, что уровень бедности среди так называемых предпенсионеров, то есть женщин 55-59 лет и мужчин 60-64 лет, увеличится к концу переходного периода пенсионной "реформы". Глубина бедности малоимущих граждан предпенсионного возраста из-за пенсионной "реформы" может также увеличиться. Если в 2018 году дефицит дохода граждан предпенсионного возраста составлял 23% от прожиточного минимума трудоспособного населения, то на десятый год "реформы" глубина бедности увеличится до 34% в умеренном и 36% в оптимистичном сценарии, цитируют доклад в СМИ.
Примечательно, что обе организации, и ВШЭ и РАНХиГС, являются правительственными. И их выводы явно входят в противоречие с декларируемыми эффектами от пенсионной "реформы". Вместе с тем, депутат Госдумы, вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин считает, что докладчики преуменьшают проблемы, в том числе, недооценивают проблемы с трудоустройством лиц старшего возраста на рынке труда, а бедность накроет самые широкие слои населения и никакая индексация пенсий и налоговые льготы не спасут малоимущих граждан предпенсионного возраста. Об этом он рассказал в интервью Накануне.RU.
— Эксперты ВШЭ оценили влияние пенсионной "реформы" на ВВП, казалось бы, уж правительственные институты должны показать колоссальное позитивное влияние "реформы", но даже там пришли к выводу, что дополнительный прирост ВВП от этой меры будет не слишком большим. О чем это говорит?
— На самом деле ВШЭ являлась очевидным проводником этой антироссийской "реформы", и то, что этот институт, придерживающийся неолиберальной экономической школы, сегодня расписался в совершенной неэффективности отмены права граждан Российской Федерации на получение пенсии – это очень показательно.
Смысл неолиберализма в чем заключается – что драйвером экономики является бизнес, а препятствием для бизнеса является налоговая нагрузка, и надо все налоги отменить – тогда бизнесу будет хорошо. Известная логика. На самом деле ситуация куда более многогранна, чем такие примитивные схемы.
А если людям не платить пенсии, то это соответственно повлечет за собой рост безработицы, поскольку на рынке труда возникнет избыточная рабочая сила, рост безработицы всегда влечет за собой снижение средних реальных заработных плат, поскольку увеличивается конкуренция на рынке занятости и, разумеется, это влечет за собой снижение покупательной способности. Поэтому куда более адекватными, чем оценки ВШЭ, являются прошлогодние оценки "Райфайзенбанка", с которыми ни Минтруд, ни институты Минфина, ни ВШЭ не посмели даже спорить. Они просто сделали вид, что этих расчетов не существует. А "Райфайзенбанк" оценил реальные потери ВВП Российской Федерации ежегодно в 1 процентный пункт, то есть в триллион рублей в год из-за снижения покупательной способности населения.
— Когда этот эффект будет наиболее очевиден?
— Начиная со следующего года, потому что в текущем году еще работают смягчающие поправки, одна из них всем известная – это то, что женщинам добавили не плюс восемь лет, а плюс пять. Вторая менее известная — о том, что в 2019 году люди могут выйти на пенсию не спустя год, как предполагалось изначально, а спустя полгода. Реально повышение будет сейчас не на "плюс год", а на "плюс шесть месяцев", соответственно, и темпы обнищания будут несколько более медленными в текущем году, чем оценивал "Райфайзенбанк", но они тоже будут, и это совершенно неоспоримые вещи.
Не говоря о том, что мы имеем уже оценки даже господина Кудрина, что никакого реального повышения пенсий не будет. Пенсии будут стагнировать, несмотря на сокращение числа их получателей, все последующие годы, есть расчеты Счетной палаты и они общеизвестны.
— Не только пенсий, получается? Вот авторы доклада приходят к выводу, что "под влиянием демографического фактора при прочих равных средняя заработная плата снизится на 0,8% к 2024 году, а у вас прогнозы более радикальные? Это еще оптимистичный прогноз?
— Заработная плата реально снизится, параметры снижения здесь требуют осмысления, но явно больше 0,8%, потому что к 2024 году на рынок труда будет выброшено не нужных там 7 млн человек. То есть количество людей на рынке труда возрастет на 7 млн, сейчас их около 80 млн, грубо – будет 87 млн, и для них нет рабочих мест. Не нужны они там – нет занятости. Это означает, что состязательность на рынке труда качественно возрастет, а зарплата качественно упадет, понятно, что упадет не на 0,7%, а существенно выше, но насколько выше, я думаю, покажет время.
— Еще один доклад тоже представлен на днях, это РАНХиГС, там говорится, что пенсионная "реформа" приведет к росту бедности среди граждан предпенсионного возраста?
— Да, и не только предпенсионного возраста, я об этом и говорил — это коснется всех граждан. Возрастет качественно безработица и среди молодежи.