Национализация остатков. Государству предложили спасти экономику
Депутаты Госдумы от КПРФ внесли в нижнюю палату проект закона об основах национализации. Гражданский кодекс и сегодня позволяет отчуждать имущество у частных собственников, однако такого понятия, как национализация, в ключевых российских законах нет. Авторы проекта, в числе которых лидер коммунистов Геннадий Зюганов, предложили забирать в госсобственность активы в случае неэффективного управления или угрозы банкротства, компенсируя владельцам рыночную стоимость акций. Инициатива, считают в КПРФ, как никогда актуальна: "иностранные инвесторы" уже получили контроль над ключевыми предприятиями и отраслями.
Российские власти выбрали курс на приватизацию, до сих пор считается, что сама по себе возможность национализации негативно скажется на инвестиционном климате. Несмотря на сокращение госсектора экономики, Центробанк в 2018 г. зафиксировал рекордный с 1990-х годов отток иностранных инвестиций – вложения в уставные капиталы нефинансового сектора сократились на $6,5 млрд. Согласно прошлым "майским указам", объем частных инвестиций должен был увеличиться до 25% ВВП еще в 2015 г., но этот показатель находится на уровне 17-18%. Казалось бы, отсутствие существенного роста экономики на фоне банкротства предприятий, закрытия крупных промышленных площадок развенчивают миф об эффективности частного собственника, но программу приватизации останавливают не эти факторы, а санкции США.
Пока в мировой практике национализация является мерой оздоровления экономики, в России о ней заговаривают лишь тогда, когда страна лишается очередного стратегического предприятия. Например, прозвучало предложение сделать государственной Группу ГАЗ, которая рискует вслед за "Русалом" и другими активами санкционного олигарха Олега Дерипаски обрести новых собственников за рубежом.
Депутаты предлагают подходить к вопросу национализации системно и прописать правила принудительного перевода активов в госсобственность. Национализация может осуществляться в отношении земельных участков, природных ресурсов, объектов стратегических отраслей экономики, объектов ЖКХ, имущества, находящегося в собственности физлиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, говорится в проекте.
Депутаты считают, что национализацию необходимо проводить на возмездной основе - с равноценным возмещением Российской Федерацией стоимости имущества и других убытков, причиненных собственнику в результате национализации. Передача изымаемого имущества в федеральную собственность осуществляется с момента выплаты возмещения собственнику. Речь не идет о выкупе пакетов акций и предприятий по цене приватизации, пояснил Накануне.RU один из авторов проекта, депутат Госдумы Николай Арефьев.
"Собственники могут получить даже больше, чем они заплатили, сумму определит независимая оценка. Размер возмещения будет зависеть от того, в каком состоянии находится предприятие. Если оно ликвидное, его акции высоко котируются, то собственники могут получить хорошую компенсацию. Но если предприятие убыточное, находится на грани банкротства, то и компенсация будет соответствующей", - рассказал парламентарий.
Национализация предполагает применение нескольких способов: изъятие имущества и обращение его в федеральную собственность, увеличение за счет средств федерального и регионального бюджета уставного капитала, в результате которого государство приобретет контрольный пакет акций, передача контрольного пакета организации с госучастием.
Неэффективное управление предприятием, угроза массового сокращения работников и фактическая остановка производства – одни из оснований для принятия решения о национализации, следует из проекта коммунистов. В списке также: объявление объекта общенациональным достоянием, монопольное или доминирующее положение организации, которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии, обнаружение нарушений при приватизации актива, существенный иностранный контроль над обществами, созданными на базе госоорганизаций. Также свои основания для национализации может предложить Правительство РФ. Эти формулировки дают возможность установить госконтроль над основополагающими отраслями, отмечает соавтор закона - депутат Николай Езерский, в первую очередь, речь идет о ТЭКе и сырьевом секторе в целом.
"О том, что нужно брать под контроль государства основополагающие отрасли, говорит не КПРФ, а мировая практика. Посмотрите на Норвегию, на другие страны, где есть нефть и газ. Там каждый житель что-то имеет с этих богатств. Россия даже полностью не газифицирована, хотя, быть может, газификация дала бы нам приток средств в экономику за счет снижения себестоимости продукции, открытия новых производств в регионах", - поделился своим мнением с Накануне.RU депутат.
Через национализацию обрабатывающих производств, заводов можно создавать внутренний рынок для сбыта сырья, добытого другими российскими компаниями. Если бы российское авиастроение было достаточно развито, то у отечественных алюминиевых производств не возникло бы проблем со сбытом сырья в период санкций, объясняет механизм Арефьев.
"Почему алюминиевая промышленность перешла к США? Потому что они обложили санкциями алюминиевые заводы и запретили иностранцам покупать алюминий у нас. То есть если бы эти активы не перешли США, то наши заводы остановились бы, не спасла бы даже национализация. Поэтому, прежде всего, мы должны сделать государственным потребителя – авиационную промышленность. Выгнать из этого сектора иностранцев, начать "клепать" свои самолеты – создать внутренний рынок. Тогда наш алюминий нам самим понадобится, после можно национализировать металлургию. Давайте национализируем заводы и отдадим американцам те доллары, которые они заплатили", - рассказал депутат.
По оценкам авторов закона, в руках частных и иностранных инвесторов находится порядка 65% крупной собственности. При этом часть предприятий уже закрыта, на части производство тормозится для стимулирования импорта аналогичного оборудования из-за рубежа. Проект об основах национализации описывает общие правила. Выдвигать инициативы о национализации конкретного имущества и активов могут президент, Правительство, депутаты Госдумы, сенаторы, а также органы власти субъектов. Коммунисты трезво оценивают шансы на принятие закона, но считают, что главная задача проекта – показать альтернативный путь. Прогрессивная шкала, напоминают в КПРФ, тоже не один год упоминалась лишь в законопроектах оппозиции, спустя время комментировать тему стали первые лица государства.
"Своим проектом мы заставляем думать о национализации коллег по нижней палате, регионы, которые получат закон в рассылке. Возможно, появится какая-то поддержка и это повлияет на президента. Это обычный путь: создается какая-то политическая конструкция, после этого она обрастает новыми смыслами. Нас часто обвиняют в попытках экспроприации, но сейчас мы ничего не отбираем. Мы говорим о том, что с определенными отраслями может справиться только государство, и нужно договориться, на каких условиях получить активы. Увы, пока этот проект снами никто не собирается обсуждать", - говорит Николай Езерский.