Компенсации по "Дружбе". Белоруссия надеется вернуться к обсуждению "налогового маневра"
Нештатная ситуация на нефтепроводе "Дружба", которая привела к появлению хлорорганических примесей в российской нефти, помимо Белоруссии, затронула Польшу. Государственная компания PERN сообщила о фиксации поступления некачественной нефти с белорусского направления, при этом непосредственно до НПЗ сырье не дошло – уведомление о приближении Urals с примесями направила белорусская сторона. По транзитным трубам "Дружбы" нефть через Белоруссию прокачивается в Польшу, Чехию, Словакию, Германию, Венгрию, Латвию, Литву, но пока только Минск нагнетает обстановку вокруг инцидента. Он уже заявил о поломке на Мозырском НПЗ и потребовал компенсации за ограничения экспорта, кроме того белорусы возобновили разговоры об альтернативном импорте нефти.
Нефтепровод "Дружба" фигурировал в российско-белорусской повестке за неделю до ЧП. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что транзит в Европу по магистрали нужно прекратить якобы из-за плохого состояния трубопровода, но примеси хлора технологическим состоянием трубы объяснить нельзя, уверены эксперты. Расследование инцидента будет вести "Транснефть", которая уже признала поломку, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Размер компенсаций белорусской стороне будет зависеть от объемов упущенной выгоды в связи с сокращением объемов переработки сырья на НПЗ и влияния примесей на работу заводов. Поломка и пока недоказанный "ущерб" для Белоруссии могут стать поводом для возвращения к обсуждению главного спора между странами – условий реализации "налогового маневра", компенсации за который из российского бюджета безуспешно добивается Минск, рассказал в интервью Накануне.RU эксперт.
– Подобные претензии к качеству нефти – нештатная ситуация? Или примеси и загрязнения периодически попадают в нефтепроводы?
– Качество нефти действительно время от времени меняется, но, как правило, хлорные соединения в ней не находят. В основном, меняется содержание серы, на основе этого показателя нефть делится на низкосернистую и высокосернистую. Сама "Транснефть" много лет говорит об ухудшении качества Urals, так как много "легкой" нефти из Западной Сибири уходит на Восток, а в смеси для западного направления растет доля высокосернистой нефти из Поволжья. Поволжская нефть в процентном соотношении уже превалирует, но это отражается лишь на сернистости, а не на содержании других примесей. В "Дружбе" на участке нефтепровода между Самарой и Унечей появилась нефть с высоким содержанием хлорных соединений, превышение есть, Россия это признает и "Транснефть" будет устанавливать причину. Сейчас белорусы отслеживают, где находится хвост низкокачественной нефти, "Транснефть" со своей стороны заявляет, что сейчас в страну поступает нефть, качество которой нормализовалось.
– Белоруссия заявила, что примеси привели к поломке на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, якобы это сказалось на работе оборудования. Это возможно?
– Белоруссия изначально постаралась максимально широко раздуть эту историю. Во-первых, они заявили, что сократили объем производства нефтепродуктов из российской нефти, ограничили экспорт нефтепродуктов. Теперь они этот выпавший объем нефтепродуктов умножат на среднюю экспортную цену и потребуют с "Транснефти" компенсацию недополученной прибыли. Во-вторых, они заявили о том, что из-за низкокачественной нефти сломалось какое-то оборудование на НПЗ. Непонятно, так ли это: есть поломка или это попытка увеличить компенсацию. В любом случае, нужно будет создавать комиссию и проводить расследование, действительно ли виновата низкокачественная нефть.
С одной стороны, понятно желание Белоруссии получить как можно большую компенсацию, с другой – есть специфический момент с модернизацией НПЗ страны. Процесс идет много лет, президент Лукашенко дал "Белнефтехиму" указание завершить модернизацию всех НПЗ к ноябрю. Сейчас хороший момент для того, чтобы выпросить отсрочку, потому что "куча оборудования" сломалась "из-за российской нефти" и нужно время на восстановление.
– А какая-то политическая подоплека у этой шумихи есть? Предыдущая угроза Лукашенко перекрыть "Дружбу" прозвучала в выступлении, которое в принципе отличалось антироссийской тональностью. Сейчас продолжается нагнетание?
– История с перекрытием "Дружбы" – полностью политическая, не связанная с нынешней аварией. И разговоры о том, что сейчас Россия специально что-то там подмешала – безосновательны. Если бы мы хотели как-то проучить Белоруссию, то могли бы затеять ремонт трубы на границе с Украиной и перекинуть свои объемы в балтийские порты Усть-Луга и Приморск. Поэтому в аварии не нужно искать конспирологию.
Белорусы же, помимо того, что хотят получить компенсацию, будут пытаться использовать ситуацию для того, чтобы создать "комплекс вины" у российского руководства и обсуждать не качество нефти, а "налоговый маневр". То есть будут пытаться вернуться к главному вопросу между странами: будет ли Россия платить белорусским НПЗ демпферующую надбавку из госбюджета. И чем громче Белоруссия будет кричать об убытках, аварии, пагубном влиянии, тем больше у нее шансов добиться компенсации от России на "налоговому маневру".
Не стоит забывать, что сокращать производство на НПЗ и импорт нефти на длительный срок Белоруссии невыгодно. Страна зарабатывает на экспорте нефтепродуктов, особенно в направлении Украины, где у них сейчас находятся крупнейшие и наиболее маржинальные покупатели. Поэтому белорусы будут восстанавливать объемы производства и наращивать поставки.
– Польская сторона тоже может потребовать компенсации?
– Польша сформулировала свои претензии более сдержанно. Она сообщила даже не о том, что получила плохую нефть, а о том, что получила информацию от Белоруссии о пересечении сырьем границы страны. Я не исключаю, что в других странах, куда поступит нефть с примесями, будет гораздо меньше заявлений о негативных последствиях. Другим потребителям не нужно раздувать ситуацию, выгодно это только Белоруссии.
– На этом фоне белорусы вновь заговорили об отказе от российской нефти и поисках альтернативного поставщика, рассматривается вариант поставок через порты на Балтике. Есть в этом экономический смысл?
– Тема опять же относится, скорее, к торгу по "налоговому маневру". Белоруссия хочет найти замену российской нефти не потому, что в ней много хлора, а потому что по их собственным заявлениям покупка российской нефти все менее выгодна. Налоговый маневр завершится к 2024 г., в течение всего периода каждый год российская нефть будет все дороже для Белоруссии. В 2024 г. она будет продаваться по мировым ценам. В Белоруссии говорят, что в этом случае им становится невыгодно покупать российскую нефть, ведь по таким же ценам можно купить сырье у других поставщиков – Азербайджана, Казахстана. Действительно, Белоруссия сможет и у них закупать нефть по мировым ценам, но дальше встает вопрос доставки. Белоруссия будет оплачивать транспортировку нефти к НПЗ, поэтому, как ни крути, российская нефть по мировым ценам для Минска будет обходиться дешевле, чем любая другая нефть за счет более дешевой прокачки.
Белоруссия уже пыталась качать нефть из Азербайджана и Венесуэлы. В первом случае потери в сравнении с покупкой нефти в России составили сотни миллионов долларов, во втором – порядка миллиарда. Причина – в высокой себестоимости доставки. Российские нефтепроводы построены еще в советское время, прокачка по ним стоит дешево.
Единственный, кто может стать альтернативным поставщиком – Казахстан, но он будет обращаться к "Транснефти" за услугой по прокачке казахской нефти на Усть-Лугу. Такой опыт уже был в 2017 г., когда нефть в Белоруссию казахи качали через Россию. При этом они находятся в ЕАЭС и не платят экспортную пошлину, но продают нефть Белоруссии по мировым ценам без каких-либо скидок, то есть зарабатывают на этом больше, чем Россия.