"Следующим шагом может стать признание независимости ДНР и ЛНР"
Россия заранее призвала не считать выдачу паспортов Донбассу сигналом "для кого-то" – об этом заявил на заседании Совета Безопасности ООН постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя. Он пояснил, что этот указ не является "ползучей аннексией" и не "приурочен к какому-то событию". К таким заявлениям пришлось прибегнуть даже не из-за политики Украины, а скорее просто из-за несовершенности указа. В будущем он должен быть скорректирован в более удобную форму. Ну а если Украина все же решится на силовое решение проблемы, то России уже ничего не останется, кроме как признать ДНР и ЛНР независимыми субъектами. Об этом в беседе с Накануне.RU рассказал политолог, первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин.
– После новости о выдаче паспортов РФ в Донбассе, многие задавались вопросом социальных гарантий. И вчера ПФР разъяснил, что жители Донбасса могут претендовать на получение российских пенсий только при переезде в Россию на ПМЖ. Как вы оцениваете такое решение?
– Ситуация, конечно, мотивирует людей переезжать в Россию, и в этом смысле она создает определенный риск того, что люди будут перебираться в Россию, оставляя свое прежнее место жительства. Я считаю, что в перспективе это правило должно быть скорректировано с тем, чтобы не поощрять к переезду всех живущих в Донецкой, Луганской республиках. Иначе можно представить, что переехав в Россию, край просто потеряет свое население. Цели такой ни президент, ни те, кто поддерживают этот указ, не ставят. Поэтому мне кажется, что это на данный момент неурегулированное последствие принятия этого указа.
– То есть выдавать пенсии нужно гражданам уже на территориях республик?
– Я считаю, что да. Скорее всего, такое решение мотивируется в том числе тем, что Пенсионный фонд не горит желанием тратить свои средства на людей, живущих за пределами РФ, хотя он это делает. Например, граждане Южной Осетии и Абхазии получают доплату, ветераны по крайней мере, и это позволяет им более достойно существовать.
– Но в целом указ вы считаете верным решением?
– Для меня неясен был только день, когда этот указ будет предан гласности. А что касается самого указа – я знаю о его существовании уже достаточно долгое время. Я знаю, кто этим занимался, сам в этом некоторое участие принимал, поэтому знал, что указ должен был выйти. А то, что он несколько задержался с публикацией, связано исключительно с нежеланием, чтобы этот указ стал игрушкой в ходе избирательной кампании на Украине.
– То есть это не попытка приструнить Зеленского?
– Нет, указ абсолютно не связан с желанием, как сейчас некоторые утверждают, поставить Зеленского на место – он был подготовлен и подписан до того, как закончились выборы на Украине. Еще даже в тот момент, когда многие не были убеждены, что Зеленский вообще будет президентом Украины. Поэтому он носит не конъюнктурный характер, он носит характер принципиальный, поскольку речь идет о преодолении существовавшего и существующего у нас в законодательстве о гражданстве барьера, связанного с необходимостью выхода из гражданства проживания. В соответствии с этим указом, это не требуется.
То есть люди вправе сохранить гражданство Украины и при этом получить гражданство России. Это я считаю очень важным, потому что этот принцип, на мой взгляд, должен быть распространен не только на жителей ДНР и ЛНР, но и на всех соотечественников, которые желают получить российское гражданство, но сами живут за рубежом. Вот чем важен этот указ не только для ДНР и ЛНР.
– Задержка в связи с выборами понятна, но почему этого не произошло год назад, например? Ведь условия, в которые Киев поставил республики, несильно изменились за долгое время?
– Ну, если собрать вместе девять беременных женщин, то ребенок все равно за месяц не родится… Да, я считаю, что это решение нужно было принять давным-давно, но скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается.
Была борьба мнений, в том числе в окружении президента. Могу со своей стороны сказать, что в Госдуме многие, я в частности с момента своего избрания в 2016 году все время поднимаю эти вопросы и подготовил целый ряд законопроектов, которые облегчают нашим соотечественникам получение гражданства. К большому сожалению, большинство из них не нашли себе применение, потому что были заблокированы. То есть для того, чтобы принять этот указ, пришлось преодолеть сопротивление людей, которые блокируют и блокировали упрощение процедуры получения гражданства нашими соотечественниками. Такие люди есть, они никуда не делись, они в данном случае вынуждены были отступить.
– То, о чем заявил Василий Небензя в СБ ООН, сказано для упреждения различного рода манипуляций на эту тему? Вероятно, уже были попытки?
– Сразу было понятно, что, конечно, будут предприняты попытки обвинить Россию в том, что она нарушает "Минские договоренности", в том, что она делает шаг к обретению территорий Донецка и Луганска, то есть к их захвату и присоединению. И я считаю подобного рода подозрения безосновательными.
Как правило люди, которые таким образом оценивают этот указ, ссылаются на пример Абхазии и Южной Осетии – говорят, что это "Абхазский сценарий" для ДНР и ЛНР. Я как человек, который хорошо знает, в чем состоял "Абхазский сценарий", просто объясню: да, в свое время мы пошли навстречу многочисленным просьбам населения Абхазии и Южной Осетии, которые жили в условиях неурегулированного конфликта непризнанного государства, и дали этим людям возможность получить гражданство Российской Федерации. Иначе они оказывались в замкнутом пространстве с паспортами непризнанных республик, которые нигде, в том числе и в России, не учитывались.
Но паспортизация жителей Абхазии и Южной Осетии никоим образом на тот момент не приблизила те республики к признанию. И Абхазия, и Южная Осетия оставались непризнанными, хотя после получения паспортов там жили в подавляющем большинстве граждане РФ. Признание Абхазии и Южной Осетии произошло только после того, как Саакашвили напал на Южную Осетию и развязал там войну. То есть если эту аналогию применить к ДНР и ЛНР – даже если все без исключения люди, живущие в ДНР и ЛНР, станут гражданами России, от этого территория ДНР и ЛНР не перестанет в международно-правовом плане рассматриваться как территория Украины, поскольку мы территорию ДНР и ЛНР не признали как независимые образования.
Но если Украина предпримет военные меры, попытается вновь огнем и мечом, разрушая города и убивая граждан, вернуть себе эту территорию, то в этом случае, я уверен, нам ничего другого не останется, кроме как признать ДНР и ЛНР. И опять же – признание с нашей стороны Абхазии и Южной Осетии не привело к аннексии. Абхазия и Южная Осетия живут и развиваются как независимые государства при поддержке России. Но независимые, а не присоединенные к Российской Федерации. Поэтому никакой связи между аннексией и выдачей паспортов нет.
– Может ли Украина, на ваш взгляд, все-таки пойти по жесткому пути?
– Я думаю, что в создавшийся в данный момент ситуации только в качестве провокации уходящего президента или близких к нему силовиков, каких-то добровольческих батальонов, которые, желая спровоцировать, втянуть Россию и Украину в конфронтацию, могут попробовать начать подобного рода действия. Такая опасность не устранена, и я не верю в то, что избранный президент по собственной инициативе начнет это делать. Я думаю, что во многом его можно подозревать, но только не в том, что он будет подталкивать к военному решению.