"ЮТэйр" нужен живым, а не мертвым"
Фрагмент аудиторского отчёта о работе "ЮТэйр" и её "дочек", где говорится о том, что компания может "прекратить полёты из-за долгов", эксперты отрасли считают "неудачной формулировкой". Даже при имеющихся у компании долгах кредиторам выгоднее иметь её "живой", нежели "мёртвой" – обанкротившейся. Утрату же игрока авиарынка, если такая всё же произойдёт, легче переживёт столица. На юге страны перевозчика сможет заменить наземный транспорт, а вот в Западной Сибири люди окажутся в сложной ситуации. Подробности – в материале Накануне.RU.
Напомним, о том, что компания может прекратить перевозки, стало известно после публикации аудиторского отчёта о финансовой деятельности "ЮТэйр", где говорится о серьёзных долгах. В нём сказано, что в ушедшем году "ЮТэйр" и её "дочки" понесли чистый убыток в 22 млрд руб. По состоянию на 31 декабря 2018 г., краткосрочные обязательства группы компаний превышают её оборотные активы на 75 млрд руб., а чистые активы имеют отрицательную величину в 30,6 млрд руб. Кроме того, в 2018 г. группа не выполнила некоторые ограничительные условия по кредитам, она имеет "значительную задолженность", которую невозможно погасить без рефинансирования или реструктуризации. Аудиторы сомневаются, сможет ли "ЮТэйр" продолжать работать.
Перевозчик опроверг слухи о возможном прекращении полётов. По словам президента "ЮТэйр – Пассажирские авиалинии" Павла Пермякова, "компания получает стабильную прибыль от операционной деятельности. Приостановление обслуживания части долга в декабре 2018 г. отразилось на финансовых результатах прошлого года, но на текущую бесперебойность полетов не влияет. В 2019 г. Utair меняет график платежей по долгам, чтобы вернуться к положительным финансовым результатам".
Компания никогда не делала заявлений о возможности приостановления деятельности, заявил он. "Это фраза из заключения внешнего аудитора, который, согласно стандартам аудиторской деятельности, обязан сделать такую оговорку в связи с тем, что процесс реструктуризации финансового долга не был завершён на 31 декабря 2018 г.", - резюмировал Пермяков.
Аналогичное мнение выразил в разговоре с Накануне.RU ведущий аналитик по авиации, директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.
"Речь идёт о неудачной формулировке аудиторов. Делается техническое заключение о переводе долгосрочных долговых обязательств в краткосрочные. Описываются возникающие риски, в том числе "приостановка операционной деятельности"", - сказал он.
Смысл же "неудачной формулировки" – останавливать работу перевозчика никто не планирует.
"Главный кредитор, "Сбербанк", относится вполне лояльно, акционеры, региональные и федеральные власти, - тоже. Очевидно, что долг будут реструктурировать. Вопрос, который не решён, - согласятся ли кредиторы списать значительную часть этого долга вообще? "ЮТэйр" просила 30 млрд руб. долга списать. Банки пока решения на эту тему не приняли, но в ближайшие две-три недели примут", - сказал Рыбак.
Он полагает, что ни кредиторами, ни кому-либо ещё не выгодно, чтобы перед началом "высокого сезона" перевозчик ушёл с рынка.
"Всем выгодно, чтобы "ЮТэйр" произвела как можно больший денежный поток, потому что в конечном итоге он весь уйдёт кредиторам. Никакой опасности остановки нет, по крайней мере, до глубокой осени. К этому времени произойдёт дальнейшая реструктуризация долга, возможно, какую-то её часть спишут. Все билеты на сезон продаются до 15 мая. Потом авиакомпании начинают тратить собранные деньги. Если никаких рывков по тратам – повышения курса валют, цены на топливо или сборов аэропортов – не будет, у "ЮТэйр" всё будет в порядке. Если же они произойдут, то придётся что-то придумывать", - сказал Рыбак.
Он добавил, что обанкротить компанию не сложно, тогда все долги будут списаны – никакого имущества нет, получить что-то невозможно.
"Если же перевозчику дать возможность работать, за лето каким-то образом можно будет получить значительную часть денег. Банкротство не даст никому выгод, а том числе конкурентам. Реальных интересантов этого нет", - сказал Рыбак.
Исполнительный директор агентства АвиаПорт.RU Олег Пантелеев в разговоре с Накануне.RU сказал, что "аудитор произнёс то, что должен был".
"У "ЮТэйр" – высокая кредиторская задолженность, она допускала дефолты по своим обязательствам, она и далее будет сталкиваться с серьёзными кассовыми разрывами. Консолидированной позиции кредиторов, как быть дальше, до сих пор нет. Отсутствует факт одобрения предложения "ЮТэйра" по реструктуризации долга, в частности, о списании значительной части долга со стороны пула кредиторов. Тактика авиакомпании предполагает, что она, насколько это возможно, выполняет свои обязательства перед поставщиками услуг – лизинговыми компаниями, топливозаправщиками, операторами аэропортов и так далее", - сказал Пантелеев.
В этом случае, по мнению Пантелеева, повтор ситуации, в которой оказались другие российские авиакомпании, когда поставщик услуг отказывал проблемному перевозчику в обслуживании, тем самым запуская остановку операционной деятельности с появлением "застрявших" пассажиров, в случае с "ЮТэйр" невозможен.
"Если "ЮТэйр" и дальше будет придерживаться имеющейся тактики, он гарантированно защитит себя от подобного развития событий. Но если пул кредиторов решит, что надо банкротить компанию, всё произойдёт в понятном графике. Это позволит максимально защитить интересы пассажиров. Если не будет каких-то драматических событий на рынке, "ЮТэйр", во-первых, точно продолжит летать. Как минимум, до августа. В этот период он будет стабильно получать выручку, рассчитываться с кредиторами, выполнять свои обязательства. На короткое время перевозчик будет гораздо выгоднее любому кредитору "живым", нежели в состоянии банкротства", - полагает эксперт.
Это время можно использовать для переговоров с кредиторами, чтобы убедить их в том, что банкротство перевозчика для них невыгодно, а также согласовать с ними схемы урегулирования ситуации, которые будут подъёмными и реалистичными для "ЮТэйр" и позволят ему конкурировать на рынке.
"Участвовать в "забеге" наравне с крупными российскими авиакомпаниями и носить на ногах тяжёлые оковы в виде процентной нагрузки можно только при хорошем рынке. А как только наступает виток очередного кризиса – то, что мы наблюдали в 2018 г. – компания несёт серьёзные убытки и сталкивается с невозможностью выполнять свои обязательства", - сказал Пантелеев.
В случае, если компания всё-таки уйдёт с рынка, заменить её можно будет, в частности, наземными транспортом.
"Из столицы у "ЮТэйр" только одно эксклюзивное предложение – прямой рейс Москва – Анадырь. На всех остальных либо есть конкуренция, либо другие перевозчики смогут оперативно выйти на освободившиеся рынки. То есть высока вероятность того, что столичный рынок ухода "ЮТэйр" не заметит. Второй вопрос – работа компании на южных рынках, в частности, полёты из Краснодара. Там сложнее", - сказал Пантелеев.
По его мнению, перевозчик смог завоевать сильные позиции, у него – подходящий парк из турбовинтовых региональных самолётов.
"На юге заменить "ЮТэйр" сложнее. Но хорошая транспортная доступность с точки зрения наземных дорог не сделает ситуацию критической", - сказал Пантелеев.
Если же говорить о Западной Сибири, то там у "ЮТэйр" очень крепкие позиции.
"Уход компании усложнил бы ситуацию для местных жителей и бизнеса. Если будет создаваться новый региональный перевозчик, то этот регион не останется незакрытым. Кроме того, если какие-то проблемы с операционной деятельностью "ЮТэйр" будут, то существующие акционеры – власти двух регионов – поддержат, в том числе субсидиями, другого перевозчика. Есть в Западной Сибири авиакомпания "Ямал", которая демонстрирует определённые амбиции, в том числе, в части развития региональных перевозок. В совокупности, в краткосрочной перспективе в некоторых регионах в случае чего могут быть проблемы, некоторым пассажирам сложно будет найти альтернативу рейсам "ЮТэйр". Но если на какой-то линии есть платежеспособный спрос, вскоре появится предложение", - сказал эксперт.
Относительно вертолётных перевозок Пантелеев заметил, что "ЮТэйр – вертолётные услуги" может сменить собственника, но компания не будет "разобрана" или продана по частям.
"Этот игрок останется на рынке, поскольку является незаменимым, системообразующим, крупнейшим подрядчиком для компаний топливно-энергетического комплекса", - резюмировал Пантелеев.