Шанс для России? Китайская промышленность столкнется с трудностями из-за торговой войны с США
Борьба с китайскими товарами и экспортом российского газа - звенья одной цепиТарифная война между Китаем и Соединёнными Штатами развивается по нарастающей. Проходят раунды переговоров, после которых чиновники и дипломаты двух стран неизменно рассказывают о прогрессе и достижениях, однако эти заявления дезавуируются через твиттер Трампа, в котором объявляются всё новые и новые пошлины. В итоге первая и вторая экономики мира могут обложить сборами практически весь импорт друг друга. В качестве ответной меры Китай развивает внутреннее потребление и активизирует работу со странами "Пояса и Пути". США могут заместить импорт из Китая продукцией из других стран. Стоит ли России, в последнее время реализующей сопряжение ЕАЭС с инициативой "Пояса и пути", радоваться такому ходу дел, или же трения между Вашингтоном и Пекином могут ударить и по интересам Москвы – читайте в материале Накануне.RU.
Идея нынешнего хозяина Белого Дома о заключении торговой сделки и борьбе с "незаконными торговыми практиками" КНР с самого начала носила принципиальный характер. Спор крупнейших экономик мира касался не каких-то исключительно рыночных моментов – вроде стоимости, качества той или иной продукции, или сроков выполнения контрактов. Требования США касались самого характера функционирования экономики КНР и угрожают реализации программы "Сделано в Китае - 2025", призванной вывести промышленность Поднебесной на новый технологический уровень. Китайские власти ещё в прошлом году заявили, что не пойдут на невыгодные для себя уступки – такие как отказ от субсидирования собственной экономики. В ответ на повышение американских пошлин Пекин отвечает зеркальными мерами, хотя и подчёркивает, что это – именно ответ на протекционистские действия США, тогда как китайская сторона открыта к заключению сделки на основе взаимного уважения.
Стоит вспомнить и речь председателя КНР Си Цзиньпина на открытии второго форума "Пояса и пути", в ходе которой он заочно ответил на претензии Белого Дома. По словам китайского лидера, Пекин не будет девальвировать юань, уделяет большое внимание защите интеллектуальной собственности, а также продолжает реализацию реформ и открытости, делая доступными для зарубежных инвестиций ещё больше секторов экономики. Форум собрал первых лиц почти 40 государств, показав тем самым показав возрастающий в мире интерес к китайской инициативе, однако аргументы из речи Си в Вашингтоне проигнорировали, и 11-й раунд переговоров прошёл в сокращённом формате, причём уже после объявления об очередном повышении пошлин. Информации о времени проведения 12-го раунда и о заключении сделки так и не последовало. Вопрос остаётся в подвешенном состоянии.
Биржевые индексы США негативно реагируют на подобный ход дел – падение Dow Jones и NASDAQ стало рекордным с января 2019 г. Информация с фронтов торговой войны привела и к падению акций Boeing на 3,87%, а Apple на 2,7%. Такая ситуация уже угрожает обвалом мировых финансовых площадок.
Часто встречается точка зрения, что торговая война КНР и США выгодна для России, так как сделает китайскую сторону более сговорчивой, а также заставит покупать больше российских товаров – особенно энергоносителей и сельскохозяйственной продукции. Однако разлад между Пекином и Вашингтоном угрожает стабильности всей мировой экономики, что таит риски в том числе и для России, а потенциальные выгоды могут быть и не столь велики, как кажется на первый взгляд.
О возможных рисках происходящего Накануне.RU рассказал экономист Василий Колташов.
– Может ли китайско-американская торговая война стать выгодной для РФ в том смысле, что сподвигнет Китай покупать больше российской продукции?
– На первом этапе Китай попробует договориться с Соединёнными Штатами и будет закупать больше ненужных ему американских товаров, первый этап мы уже видели в ходе нескольких последних соглашений США и Китая, которые Трамп признал неработающими. То есть по сути на этом этапе Китай действительно способен пойти на уступки именно в таком формате – больше купить ненужного, в то время как покупка российских товаров является покупкой по выгодным ценам, а в США покупать не очень выгодно.
Проблема только в том, что по этому пути процесс, похоже, уже не идёт, потому что китайцы ввели ответные пошлины на американские товары. Процесс пошёл ровно обратным путём.
– Кстати, является ли рост американского экспорта в Китай самоцелью политики США? Или это прикрытие для того, чтобы надавить на китайское правительство по более важным вопросам - таким как отказ от господдержки экономики?
– Думаю, у Трампа ничего не получится в отношении китайского правительства, но для Китая в этом тоже ничего хорошего нет, потому что американская и китайская экономики будут потихоньку расцепляться. Они выросли как очень взаимосвязанные – Китай рос благодаря американскому рынку в первую очередь, во вторую очередь – благодаря европейскому. И, думаю, Соединённые Штаты будут оказывать давление на Европейский Союз по вопросу покупки китайских товаров, точно так же как оказывают давление на ЕС по вопросу о российском газе. Это один и тот же вопрос – вопрос об изгнании континентальных – то есть российских и китайских товаров – с рынков богатых стран, точнее, стран с высоким курсом национальных валют. Поэтому конфликт будет нарастать, вполне возможно, что Китай испытает серьёзные промышленные трудности и уменьшит импорт.
– Соответственно, КНР может сократить и импорт российской продукции?
– Это по нам ударит. В ближайшей перспективе сделка США и Китая, видимо, не состоится. Но всё равно Китай должен будет куда-то девать эти нереализованные товары. В 2018 г. они поставили на американский рынок очень много. В этом году, скорее всего, не смогут поставить столько продукции в США именно из-за ограничений и из-за того, что повышение пошлин провоцирует замещение китайских товаров на американских рынках товарами, например, из Индии и из Индокитая. Здесь, конечно, есть доля китайской контрабанды уже сейчас, но в перспективе очень много экономик смогут поставить на китайский рынок ширпотреб. Положение для Китая не очень хорошее.
– При этом Пекин отказывается от девальвации юаня. Получается, что китайские товары для российского рынка останутся довольно дорогими?
– Ослабление юаня остаётся на повестке дня. Власти КНР, возможно, не будут девальвировать его прямо сейчас, но ослабление юаня происходит уже несколько лет, на протяжении которых он потихоньку сдавал позиции.