Екатеринбург: "неожиданный" протест против храма
В Екатеринбурге вспыхнул протест против строительства храма святой Екатерины в центре города. В федеральной повестке он сразу встал в один ряд с такими крупными противостояниями, как в Шиесе Архангельской области против мусорного полигона или в Питере против передачи Исаакиевского собора РПЦ.
За пределами Урала многим кажется, что конфликт как будто разгорелся ниоткуда, однако он имеет свою большую предысторию. В 2010-м был проект строительства храма святой Екатерины (власти уверяют, что это восстанавливает историческую справедливость) на Площади Труда, но после массовых протестов от него решили отказаться. Организатором акций тогда выступал мало еще известный депутат гордумы Леонид Волков, ныне он – правая рука Навального. И считается, что благоволила этому народному выпуску пара (возможно, даже финансово) городская администрация с ее тогдашним серым кардиналом Владимиром Тунгусовым (потом перешел работать в администрацию губернатора Евгения Куйвашева, но перед выборами в сентябре 2018 года "утратил доверие" и был уволен).
В 2017 году потерпел фиаско другой проект строительства этого собора – "храма-на-воде", прямо в акватории городского пруда. Люди по примеру Петербурга устраивали обнимашки пруда, и идея тоже сошла на нет. Считалось, что площадь у Театра драмы, так же на Плотинке в центре города, но не в акватории, это компромиссный вариант, по крайней мере, здесь храм не закрывает конструктивистский архитектурный ансамбль и не ухудшает экологию водоема. Теперь же протестующие говорят, что им это место тоже не нравятся, и если бы здесь собрались строить не храм, а торговый центр, то горожане всё равно были бы против.
Для понимания общественных настроений в Екатеринбурге стоит заметить, что в 100 метрах от места нынешних антихрамовых баталий был построен "Ельцин-центр". Да, площадка под него не была облагороженной и не была еще местом отдыха горожан, как сквер "на драме", но по общественной значимости она ничуть не уступает. Ведь, повторимся, эти места находятся в непосредственной близости, и за размещение, например, нового сквера вместо "Ельцин-центра", по сути такого же торгового центра, никто не выступал.
В эти дни на митингах в Екатеринбурге – в основном молодежь. Которая, кстати, уже так же скакала на акциях Навального возле "Ельцин-центра" несколько лет назад. И скачет сейчас ("кто не скачет, тот за храм"). Помимо рядовых граждан, пришедших выразить свою гражданскую позицию, коих основная масса, похоже, что есть провокаторы – от политики, изрядно уже поднадоевшие местные фрондеры, от СМИ, которые в прямых эфирах провоцируют людей на активность, есть неизвестные в масках. И уже есть "онижедети" и "титушки". Есть музыканты и есть фаеры, есть кофе с печеньками от добрых самаритян. Для кого-то это веселая картинка майской движухи, а для кого-то – зловещий повтор того, что уже было в Киеве и тоже начиналось "здорово и весело".
Стоит ли винить молодежь в подверженности этим технологиям (или моде на сценарии протеста), встречающимся от раза к разу на акциях? Ведь это здесь, на Урале, молодежи говорили, что ее не просили рожать и она не нужна, а в подтверждение этих слов лишили будущих пенсий под предлогом того, что "денег нет, но вы держитесь". При этом, конечно, всем известно, что в оффшорах у приближенных власти денег хоть отбавляй.
Часто можно встретить мнение, что люди не против храма, они против того, что их в очередной раз не спросили. Формально все процедуры были соблюдены. Организаторы стройки заявляют, что у них все по закону, участок арендован частной структурой (поэтому там, кстати, изначально столкнулись с протестующими сотрудники ЧОПа, а не полиция), и поэтому стройка будет продолжена.
Да, они, власти и инициаторы проекта, говорят, что хотели как лучше – мол, будет подарок к 300-летию Екатеринбурга. Вот ведь незадача – людям, оказывается, не до храмов, когда они видят, что кругом закрываются больницы и школы, и на социальные права идет постоянное наступление. Таков курс власти в стране в целом. Да, в Екатеринбурге нет недостатка в больницах и школах, уж в центре города точно (как, кстати, нет недостатка и в храмах). Но многие приезжают в область, домой к родителям, к бабушкам и дедушкам, в конце концов, просто попутешествовать, и видят, что в небольших городах самыми новыми и красивыми зданиями почему-то оказываются православные соборы.
В РПЦ хотят восстановления исторической справедливости, но люди понимают ее по-своему. Проблема ли это РПЦ как института или конкретных инициаторов установки храма Екатерины? Проблема ли инициаторов, что в городах и весях закрываются школы и больницы? Наверное, не их.
Просто так совпало. И наложилось на суровую уральскую действительность. Есть ли в этой протестной действительности провокаторы или этот протест – сам по себе, такой городской движ? Пожалуй, есть (а еще на улице, наконец, потеплело, да погода зашептала).
Только это не апофеоз их деятельности, как кажется некоторым. Нет, это еще не "майдан на Урале – рассаднике либерализма", а репетиция. Храм тут и правда только повод – для протеста, к которому толкает людей сама власть. Удивительно, но в Екатеринбурге самые агрессивные акции за последнее время были не против повышения пенсионного возраста и не против мусорной "реформы", а против собора. Просто накопилось, и дальше клапаны будет срывать совершенно неожиданно для власти. И если скакавшей возле "Ельцин-центра" молодежи надо будет перекрыть улицу Бориса Ельцина (примыкает к скверу) в знак протеста против храма – перекроют. Возможно, в следующий раз даже постучат там кастрюлями.
И еще немного насчет исторической справедливости. Никто в городе не выступал против Краснознаменной группы, давнего советского символа, украшавшего Плотнику. Однако чиновники мэрии его снесли. Возможно, считали, что без нее "храм-на-воде" будет смотреться поинтереснее. Стоит ли теперь удивляться, что на антихрамовые акции приходят под песни "И Ленин такой молодой..."