23 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Стратегическое планирование в России превратилось в фикцию

Очевидно не зря идет массовая атака в СМИ (да и со стороны госорганов) на губернатора Иркутской области Сергея Левченко. И дело тут, наверное, даже не в том, что вопреки всем замыслам он – кандидат от КПРФ – уверенно победил "единоросса" в 2015 году и возглавил стратегически и весьма не бедный важный регион страны. Дело скорее в другом – под его руководством Иркутская область демонстрирует такие темпы роста, что завидно становится всем.

А главное – какими путями он делает это.

Об этом Сергей Левченко рассказал сам членам Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу экономического развития, на заседании которой обсуждался вопрос реализации закона "О стратегическом планировании в РФ".

Судьба этого закона не менее терниста, чем у губернатора Иркутской области. Принятый в 2014 году, он официально вступил в силу лишь с 1 января 2019 года. Этот момент все оттягивали с тем, чтобы регионы качественно подготовились и подготовили свои стратегии развития. Хотя по идее, да и по элементарной логике, все должно было быть наоборот: сначала закон, потом подзаконные акты, а затем разработка региональных документов.

Но на практике — закон уже вступил в силу, подзаконных актов нет, а регионы — кто во что горазд — настрочили свои стратегии.

Как рассказал председатель временной комиссии Сергей Калашников, он интересовался у глав некоторых субъектов, "почему в приоритетах развития региона учитывается то, что не имеет никакого отношения к данному региону?". В ответ звучало примерно следующее: "Слушай, мы наняли людей, и они нам подсказали". То есть регионы долго не мучились, обратились в нужные конторы, а те написали для них совершенно однотипные программы социально-экономического развития.

Вот и вся стратегия развития. Только деньги бюджетные на ветер пущены.

И это не говоря о том, чтобы все написанное выполнять. Да и как выполнять, если писали, не думая и не применительно к конкретному региону?

Лишь пять регионов, как было сказано на заседании комиссии, ответственно подошли к вопросу. И среди них — Иркутская область.

Сергей Левченко отчитывался перед членами комиссии подробно, с гордостью демонстрируя успехи региона за те три года, что он руководит им. Вот лишь некоторые цифры.

Валовый региональный продукт в 2017 году составил 1 169 млрд, в 2018 году — 1 365 млрд. До 2022 года заложен рост ВРП в пределах 4%. Инвестиции увеличены в три раза: 2017 год — 100 млрд, 2018 — 335 млрд. К 2023 году планируется прирост объема инвестиций в основной капитал в два раза. За 2016–2017 годы доходы областного бюджета увеличились более чем на 32 млрд, то есть почти на 30%. В 2018 году доходы консолидированного бюджета выросли на 29 млрд, по сравнению с предыдущим годом на 17,8%. Среднемесячная заработная плата в Иркутской области в 2018 году составила 42 тыс. руб., что примерно на 10% выше, чем в 2017 году.

Цифры впечатляющие и даже закрадываются смутные сомнения — что, у Сергея Левченко в руке волшебная палочка?

А на деле оказалось, что изначально (имеется в виду еще до разработки стратегии развития Иркутской области) губернатор четко обозначил стратегические цели и задачи перед своей командой и всем регионом.

А именно: рост экономики, рост бюджета и рост уровня жизни граждан. Но самое главное не в этом — во главу угла было поставлено планирование.

"Мы внедрили новые принципы управления. Концептуально мы опирались на так называемую модель государственного развития, которая предполагает усиление роли государства в экономическом регулировании. Это ни в коем случае не означает закручивание гаек, увеличение административного воздействия или ручное управление, которое лишено системности, наоборот, государство в этой модели выступает в роли стратега, занимающегося комплексным планированием развития всех отраслей народного хозяйства", — сказал Левченко.

И не просто сказал, а уже выполняет намеченное.

По росту экономики: определены точки роста (ключевые инвестпроекты) по созданию и развитию обрабатывающих производств с акцентом на продукцию глубокой переработки и максимально высокую добавленную стоимость. За счет этого растет наполняемость бюджета и обеспечивает возможности для достижения третьей цели — роста уровня жизни.

То есть государство вкладывается в экономику, стимулирует ее рост и тем самым получает новые возможности для увеличения бюджета и обеспечения социального развития. А стратегию развития региона в Иркутской области приняли на пять лет и условно назвали Госпланом, который включает в себя общеэкономический и отраслевой блоки.

Можно было бы говорить, что все это слова, но с цифрами не поспоришь. Да и активное недовольство отдельных СМИ, финансирующихся из госбюджета, наталкивает на мысль, что Левченко все делает правильно.

Подводим предварительный итог: на сегодняшний день из 85 субъектов лишь пять восприняли команду жить по стратегии буквально. Остальные, что называется, живут, как умеют.

Причем, Иркутская область демонстрирует действительно неплохие результаты, поэтому член Временной комиссии Вячеслав Штыров предложил собрать представителей регионов и на успешном примере хотя бы объяснить им, как же улучшить жизнь.

Да и вообще, по словам Штырова, проблемы возникают в первую очередь потому, что основным документом, согласно закону, должна являться Стратегия социально-экономического развития РФ, а на основе ее должны разрабатываться другие документы стратегического планирования. Но ничего этого нет в помине — даже в создании системы приоритетов, постановке целей и задач, полный разнобой.

"Вот мы хотим войти в пятерку крупнейших экономик мира. А как это сделать? Сейчас Орешкин и другие говорят, что поможет стратегия пространственного развития. А чуть раньше — что национальные проекты все заменяют, не надо нам никаких стратегий. А еще раньше говорил, что стратегия национальной безопасности нам все заменяет. Понимаете? Совершенно не те ставятся задачи. Поэтому тот, кто не сам строит себе будущее, рискует попасть в такое будущее, которое для него построят те, кто хорошо над этим думает", — сказал Вячеслав Штыров.

И действительно, по словам Левченко, "либо мы говорим о планировании, которое предполагает сроки, ответственность, конкретные цифры, показатели, либо мы говорим о концепции, либо мы говорим о прогнозах, которыми мы баловались последние годы или десятилетия, да еще в трех вариантах".

Но одной из главных проблем, которые мешают двигаться вперед, губернатор Иркутской области считает, как ни странно, психологию людей. "Потому что если человек, целый слой людей, мэры, те же самые руководители разных предприятий, бизнеса, которые привыкли совсем к другой работе, иди, попробуй за короткое время психологически перенастрой людей, что ты должен делать то, что тебе государство говорит, а не то, что ты хочешь", — откровенно сказал он.

И добави: "Мы их переиграли, сказали — ребята, вот закон, вы его должны выполнять. Сказать нечего — приходится платить. Но недовольство-то все равно осталось. И вот это недовольство проявляется в разной мере — и через силовые структуры, и через судебные, и через средства массовой информации, и различные политические провокации, и так далее. Но существо дела в этом, потому что мы стали с них брать столько, сколько положено по закону".

Поэтому совершенно неудивительно, что давят и давят Левченко. Никому не нужен грамотный, заботящийся о территории и о населении человек. Бизнес привык выжимать все до копейки, не заботясь ни о чем, вывозить необработанный лес в Китай и зарабатывать на этом. Муниципалитеты вроде как только деньги просят, а будущее населенного пункта — это не их задача.

А тут появляется какой-то там Госплан и человек, готовый требовать его исполнения. Тогда как вокруг — 80 живущих совершенно спокойной жизнью субъектов. Ну, зачем и бизнесу, и чиновникам все это?

Вот ведь парадокс —все говорим, что хотим жить лучше, даже Сталина все чаще вспоминаем, а как до дела дошло — так "не трогайте нас". Свой карман и свое личное спокойствие себе дороже. И к такому подходу к жизни и делу привыкли все за 28 лет донельзя.

Но смею предположить, что дело тут все-таки не в гражданах. Пусть Левченко отдельные господа и недовольны, но, как показывает жизнь, так или иначе их бизнес приобретает цивилизованный вид, а муниципалы прислушиваются. Значит, реально? Возможно?

Боюсь только, что такие примеры совершенно не выгодны тем, кто руководит страной. И Левченко, так же как и Грудинина, они будут изничтожать всеми силами. Им совершенно ни к чему позитивные примеры, когда можно подойди с головой к делу и любовью к родной земле и добиться результата. Гораздо проще плодить безумные стратегии, проводить бессмысленные стратегические сессии, бесконечно говорить и ровным счетом ничего не делать для развития страны.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС