Такси не везёт. Новый закон может повысить цены на перевозки
В Госдуме анонсировали поправки в закон о госрегулировании перевозок легковым такси и деятельности служба заказа. Изменения, предложенные депутатами, ставят под угрозу продолжение работы в России крупнейших агрегаторов, из-за чего цены на перевозки могут значительно повыситься.
Первое чтение закон прошел в декабре 2018 г. Среди новшеств: увеличение штрафов для "бомбил", запрет агрегаторам, службам приема заказов такси, сетевым диспетчерским на передачу заказов лицам, не имеющим соответствующего разрешения. Ко второму чтению в проекте появятся новые требования к агрегаторам, поправки анонсировал глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
"Мы написали совершенно новые требования к службе заказа такси: это должно быть только юридическое лицо, и они не могут быть филиалом какой-то иностранной компании, это должны быть только российские компании с российским капиталом", — рассказал он журналистам.
Фактически предложено убрать с российского рынка иностранных перевозчиков. Глава фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов уверен, что поправки приведут к росту цен на услуги такси из-за передела рынка, так как под запрет подпадает большинство крупнейших компаний, включая Gett, Uber, "Яндекс.Такси".
"Крупнейшие игроки на рынке такси сегодня — компании с иностранным участием. Безусловно, такая ситуация вызывает вопросы и требует законодательных изменений. Зарубежные сервисы должны иметь юридические представительства на территории РФ, должны платить налоги в России. Подобные нормы уже предусмотрены законопроектом, принятом в первом чтении. Получается, ко второму чтению "единороссы" хотят от этих норм отказаться и вовсе изгнать эти компании с рынка?! Во-первых, такие планы противоречат задачам по улучшению инвестиционного климата в стране. Во-вторых, искусственное сужение рынка незамедлительно приведет к росту цен. Не исключаю, что на место изгнанных конкурентов придет "избранный" монополист, который примется диктовать свою ценовую политику. В итоге такси снова может стать транспортом для богатых", — заявил Миронов.
Партия со ссылкой на экспертов заявляет, что рост стоимости услуг может составить 15-50%. При том, что в последние несколько лет цена поездок в силу активной конкуренции на рынке снижалась.
Поправки носят явно протекционистский характер, считают эксперты рынка. Наряду с усложнением условий для агрегаторов перевозчикам становится проще создавать свои службы заказа такси. Предложения, в случае их принятия, способны значительно изменить расстановку сил на российском рынке, считает технический директор компании МЭТР Денис Голосюк.
"Однако, едва ли иностранные сервисы-агрегаторы просто так покинут обжитой рынок. Вероятно, они предпочтут зарегистрировать собственные юрлица в России, чтобы соответствовать требованиям нового законодательства. Конечно, это, наряду с ужесточением требований к водителям такси и соблюдению ими режима труда и отдыха, непременно отразится на стоимости услуг такси. В зависимости от региона, средняя цена поездки на такси может вырасти на 15-30%, а в крупных городах, и прежде всего, в Москве — даже на 35-50%. В провинции рост будет минимальным, и он, скорее всего, окажется ограничен платежеспособным спросом со стороны населения, который и так постоянно снижается", — рассказал Накануне.RU Голосюк.
При подготовке проекта к первому чтению инициативу обсуждала рабочая группа, в которую вошли, в том числе, представители агрегаторов. В пресс-службе "Яндекс.такси" отметили, что поправки, о которых рассказал глава комитета по транспорту, на заседание рабочей группы вынесены не были. "Ни мы, ни наши коллеги по рабочей группе не видели новые предложения, рабочей группе при Госдуме не представили новый законопроект", — сообщили Накануне.RU в компании.
В начале 2019 г. при подготовке законопроекта уже ко второму чтению рабочая группа ни разу не собиралась, подтверждает председатель Общественного совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова.
"Нам вообще неизвестен состав рабочей группы, которая готовит поправки ко второму чтению, хотя на ее сбор было целых полгода. Мы считаем неправильным принимать столь важный законопроект в авральном режиме. Кроме того, такие радикальные меры, как "сервисы по вызову такси должны быть только юридическими лицами" ограничивают возможность работы индивидуальных предпринимателей. Также у нас нет возможности ознакомиться с полным текстом поправок, на сайте ГД мы видим только поправки от 15.01.2019, поэтому у профессионального сообщества отсутствует актуальная информация о предлагаемых мерах со стороны комитета по транспорту ГД РФ", — рассказала она Накануне.RU.
Участники обсуждения отмечают, что пока поправки не зарегистрированы в базе Госдумы, они носят неофициальный характер, тем не менее отсутствием координации обеспокоены не только представители служб такси.
С этого года разработкой новой концепции регулирования рынка таксомоторных перевозок занимается комиссия по развитию информационного общества Совета Федерации под руководством Людмилы Боковой. В обсуждении участвуют представители экспертного сообщества и заинтересованных ФОИВов. "В работе над регулированием служб заказа легкового такси следует учесть результаты работы над концепцией такого регулирования, которая осуществляется на площадке временной комиссии по развитию информационного общества с участием экспертного сообщества и заинтересованных ФОИВ уже более чем полгода. Целесообразно объединить усилия и создать благоприятные условия для работы сервисов", — рассказала Накануне.RU Людмила Бокова.
В комитете ГД по транспорту не удалось получить оперативный комментарий о вынесении поправок на экспертные группы, при этом сам Москвичев говорил, что подготовка закона ко второму чтению может закончиться уже в июне, а принять закон планируется до конца сессии. Вступить в силу он может в 2019 г.