Вадим Горшенин: О разговорах про прорыв и плачевных инвестициях в прорыв
Двумя руками голосовал бы за пост "Научно-образовательной политики" (про искусственный интеллект и направления для прорыва) по поводу амбициозных задач и усилий для обеспечения действительного прорыва. Но не могу.
Всё вроде и правильно написано - кто ж будет против "матрёшек" с идеями, разработками (пусть даже закупаемыми в Китае, который, в свою очередь, тырит их отовсюду) и конечной продукцией.
Только причем здесь "фронт реального научного и технологического прорыва"?
Фронт создается не интерпретациями слов, сказанными "сверху" об искусственном интеллекте, а - действиями. А действия, которые производят сегодня власти, и являются самым больным местом для будущего России.
Фронты научного и технологического прорыва создаются, как создавал их, извините, Иосиф Сталин. Сравнивайте подходы.
Расходы на образование в процентах от общего бюджета страны:
- 1940-й год - 22,5%
- 1941-й год - 15,5%
- 1942-й год - 10,4%
- 1943-й год - 13,2%
- 1944-й год - 20,7%
- 1945-й год - 26,4%
- ...
- 2019-й год - 4,1%
Сталинградская битва, Курская, Ленинградская блокада, обороны Москвы - сравните эти события по внутриполитической и международной напряженности с этим годом, и все поймёте!
И когда на этом фоне "Научно-образовательная политика" пишет, что "искусственный интеллект, генетика, квантовые, синхротронные и нейтронные исследования, а также мегаустановки способны стать теми фронтами прорыва, которые обеспечат лидерство России в мировом масштабе", я, сравнивая просто цифры инвестиций государства в такой "прорыв", вынужден горько плакать. Именно поэтому и лью горькие слёзы о том, что прорыв может существовать только в неких пропагандистских умах.
Когда складываю к этому и то, что власти в России уже не первое десятилетие борются с большой Академией, пытаясь перегнуть ее через колено во имя распила инвестиций в науку (об этом много пишет Владимир Губарев), то приходит понимание, что из своих пропагандируемых прорывов власти пытаются создать некую модель религии: многим хотелось бы верить, но это трудно. Да ведь и религия может быть только одна. На фоне Библии, которую я читаю, мне невыразимо трудно поверить в наивные сказки Старой площади.
Вот если б завтра в ТАССе или РИА "Новости" вдруг вышло бы сообщение, что не олигархи за первые месяцы этого года сколотили прибыль больше, чем 20 миллиардов долларов, а такая сумма распланирована на год в качестве образовательных и научных инвестиций, я б поверил в прорыв. Как и подавляющее большинство россиян, думаю.
Хватит, коллеги, наивняком-то кормить, а!
Вадим Горшенин, российский журналист и медиаменеджер