Старые друзья Путина усилились в "Политбюро 2.0": что это значит для системы в период транзита?
В докладе "Политбюро 2.0" от "Минченко консалтинг" аналитики приходят к выводу, что старые друзья российского президента Владимира Путина увеличили свое политическое влияние за последние два года. Что значит для системы рост влияния старых друзей президента (тут называют Патрушева, Тимченко, Сечина и Ротенберга), особенно в преддверии транзита власти? Накануне.RU опросило экспертов.
Политолог Максим Жаров считает, что о транзите власти вопрос поднимают как раз не вхожие в близкий круг доверия Путина политики, они мечтают приблизить срок передачи власти, но эксперт подчеркивает — не стоит забывать, что по графику президентские выборы еще только в 2024 году, и нет никаких оснований говорить о досрочном уходе Путина.
"Такие разговоры тем не менее идут, и они дестабилизируют в значительной степени и политическую, и элитную ситуацию. Если говорить про "казахстанский сценарий", то для нас он очень рискованный, и не факт, что Нурсултан Назарбаев сделал правильный выбор", — отметил политолог.
Российский политический технолог Константин Калачёв считает, что информация об окружении Владимира Путина достаточно закрытая, и для того, чтобы возникло доверие к подробному докладу, нужно оценить методологию оценки влияния тех или иных лиц: "Раньше Минченко описывал методологию, а здесь он почему-то оставил ее за скобками. Вопрос — какие методы были использованы для изучения предмета — раскрыты не полностью. Раньше авторы доклада публиковали выраженную в баллах оценку ресурсов членов "Политбюро" и можно было все свалить на экспертов, которые эти баллы расставляли. Остается вопрос — почему это не сделано? Отсюда сложности в оценке выводов".
Однако, по мнению эксперта, есть еще одна причина не доверять всему, что сказано в докладе, ведь если бы там на 100% точно излагалось то, что происходит в окружении президента, его бы засекретили, а Минченко попросили писать о чем-нибудь другом.
"Можно перефразировать высказывание Салтыкова-Щедрина о железных дорогах: "Во всех странах аналитика для познания действительности служит, а у нас, сверх того, и для дезинформации Госдепа, зарубежных спецслужб и западных специалистов по России", — говорит Калачев.
Эксперт признается, что хочется верить, что "в России все же работают институты, как в любом демократическом правовом государстве, и политику не определяет узкий круг лиц", но в то же время интересно было бы услышать комментарий пресс-секретаря Пескова или, может быть, сам Владимир Путин скажет что-то во время "Прямой линии".
Что касается усиления "старых друзей" — если взять, например, секретаря Совбеза Николая Патрушева, то вряд ли в его отношении что-либо менялось, он всегда был в круге доверия Путина и ничего не говорило о его удалении, чтобы сейчас обсуждать "приближение".
"Пишут, что Патрушев вошел в "Политбюро", но он никогда оттуда не выходил, если "Политбюро" — это немногочисленная, относительно закрытая группа людей, влияющая на выработку и осуществление политики в стране, то эта группа формируется на основе личного доверия первого лица. То есть доверие важнее формального статуса, поэтому Патрушева можно перемещать туда и сюда, но это не мешает ему участвовать в выработке и реализации политического курса", — говорит политолог Калачев.
Консервативные взгляды Патрушева Путину близки и симпатичны, считает эксперт, и потому в выработке общего дискурса он несомненно играет немалую роль.
"Вызовы, связанные с геополитической напряженностью, с санкциями, с тем характером отношений, который мы сейчас имеем с западным миром, с США в частности, создают дискурс, где Россия предстает осажденной крепостью, которую надо защищать. Поэтому усиление роли силовиков, мобилизация элит — да, наверное, это есть. Но мобилизация элит носит во многом демонстративный характер".
Также эксперт не исключает, что доклад может быть инструментом внутриэлитной борьбы. Схема "Политбюро 2.0", которую использует Евгений Минченко, подвергается критике достаточно давно, говорит в беседе с Накануне.RU политолог Максим Жаров, все связи, которые тщательно выстраивает между людьми во власти Минченко, достаточно условны, считает эксперт.
"Тот доклад, который сегодня был выпущен, тоже содержит некоторые условности, причины которых лежат за пределами доклада. Совершенно непонятно, почему из "Политбюро 2.0" исчез спикер Госдумы Вячеслав Володин, то есть это никак не объясняется, но с учетом того, что текущий внутриполитический блок Администрации президента с Володиным воюет и не оставляет для него никакой возможности для маневра, считая, что, собственно, спикер Госдумы не является действующим лицом в российской политике, в принципе зная это, исчезновению Володина из "Политбюро 2.0" не удивляюсь. Но, может быть, есть другая логика? Мне бы хотелось ее знать, потому что в докладе об этом не говорится ни слова".
Что касается "старых друзей" президента — эта история достаточно условна, предполагает Максим Жаров, также он напоминает, что есть другие аналитики, которые вместо "Политбюро" видят окружение Путина как "двор при царе".
Напомним, термин "Политбюро 2.0" введен в оборот "Минченко консалтинг" Евгения Минченко в 2012 году, как обозначение некоего клуба чиновников, бизнесменов и политиков, пользующихся особым доверием президента. Выбывание и вхождение в клуб новых членов якобы отражает политический курс. С момента публикации предыдущего доклада "Политбюро 2.0" в 2017 году состав наиболее влиятельного окружения Путина пополнился двумя новыми членами — секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым и предпринимателем Геннадием Тимченко, которые считаются старыми знакомыми Путина. Кроме того, считают авторы доклада, свое влияние за два года усилили еще два давних друга президента — глава "Роснефти" Игорь Сечин и бизнесмен Аркадий Ротенберг. В прошлом "Политбюро 2.0" они находились в "переходной зоне".