"Дело Голунова несомненно принесет политические последствия"
Для МВД, Собянина или для системы в целом?Вокруг фигуры журналиста либерального издания "Медуза" Ивана Голунова объединились политические противники. В его защиту выступили не только журналисты оппозиционной прессы, но и сотрудники всех госканалов, трех крупнейших деловых изданий, популярных спортивных сайтов. Голунова поддержали журналисты ВГТРК Андрей Медведев и военкор Евгений Поддубный, ведущий программы "60 минут" Евгений Попов. Главред Russia Today Маргарита Симоньян из больничной палаты призвала силовиков отпустить журналиста под домашний арест и сделать процесс максимально открытым. Вступилась за него ведущая итоговой программы НТВ Ирада Зейналова, корреспондент "Русского репортера", писательница Марина Ахмедова. В итоге даже демонизируемый политическими противниками Владимир Соловьев высказался скорее "за", чем "против" попавшего в беду расследователя.
Авторы телеграм-каналов и политтехнологи на своих страничках уже пишут, что такое мощное, а главное, общее выступление не могло не вызвать тревожного внимания в Кремле. Тем более, что это уже второй подобный случай за месяц после массового возмущения иском кинокомпании Kinodanz, якобы связанной Минкультуры РФ, к блогеру Евгению BadComedian Баженову.
"Единодушная общественная реакция на "дело Голунова" воспринята как очень опасный для власти индикатор: высокая готовность к политическому протесту", – пишет, например, политолог Валерий Соловей на своей странице в Фейсбуке.
Политолог Константин Калачев в разговоре с Накануне.RU обращает внимание, что журналиста Голунова упоминают в прессе уже чаще, чем президента Владимира Путина (к тому же на фоне ПМЭФ, – прим. ред.). По его словам, это первый подобный случай в последнее время, когда в защиту человека выступают люди разного мировоззрения.
"Можно только приветствовать, потому что каждый или почти каждый может представить себя на его месте", – добавляет он.
Однако при этом отмечает, что такая поддержка невозможна без участия власти. "Очевидно, что если бы за Голунова не вписались сильные мира сего, "одна из башен", такого результата бы не было. Общественное давление общественным давлением, но важна же еще и позиция самой власти или хотя бы какой-то части власти", – говорит Калачев.
Отметим, что действительно целый ряд телеграм-каналов, которые принято считать подконтрольными Администрации президента, с самого начала выступили в защиту Голунова и настаивали на том, что его дело сфальсифицировано. При этом "полицейские" каналы и каналы условно охранительские сразу после решения суда о домашнем аресте "стухли" и по сути перестали интересоваться темой Голунова.
Однако власть не может поддерживать только "творческий цех", оставив позицию МВД без поддержки, предупреждает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. Это чревато потерей поддержки власти уже в среде силовиков.
"Во власти же проблему видят так, что если они отыграют сейчас обратно и накажут силовиков, то можно ли потом будет надеяться на их поддержку в критической ситуации? Как выйти из ситуации, успокоив творческую корпорацию, но не подорвав доверие силовиков к себе? Если сейчас их наказать за нестыковки и шероховатости, пойдут ли они потом за властью? – вот вопрос, над которым задумываются", – говорит эксперт.
Таким образом, власть столкнулась с ситуацией, когда ей нужно выбрать, как успокоить и тех, и других. Речь идет о силовиках и представителях "творческого цеха".
"Власть стремительно теряет лояльность представителей творческой корпорации, а способность к протестной мобилизации этой корпорации за последние полгода-год значительно выросла. Неприятный для власти тренд нашел отражение в этой частной истории. Будут ли сделаны выводы или не будут – большой вопрос.
В определенных властных кабинетах давно бьют тревогу по поводу неблагоприятных изменений для власти в общественном сознании, но в других властных кабинетах, где принимаются решения, не хотят принимать это к сведению, думают, что с помощью административного нажима все можно будет решить", – говорит Павел Салин.
При этом на вопрос, настолько ли нужна власти поддержка силовиков, которые допускают в своей среде такой уровень некомпетентности, как в деле Голунова, эксперт отвечает положительно.
"Любая поддержка силовиков – необходима. Когда встает вопрос, существовать режиму или не существовать, качество поддержки – уже вопрос третьестепенный, главное, чтобы она была", – говорит он.
Константин Калачев, в свою очередь, считает, что Кремль имеет все шансы поднять упавший рейтинг президента на этой истории. Тем более, что случилась она аккурат накануне "Прямой линии" Владимира Путина.
"Как в случае с Екатеринбургом, если все спустят на исполнителей, рейтинги пойдут только вверх от этого. Пока люди обращаются к власти в таких вопросах, все не так плохо. Хуже было бы, если бы люди решили, что обращаться к власти бесполезно и даже вредно. Да, пока не очевидно, что все закончится хорошо (для Голунова, – прим. Накануне.RU). Возможно, решат никого не сдавать, и если это будет так, в следующий раз недовольство общества может выплеснуться в виде политических требований, которые пока не звучали, что хорошо для личной судьбы Голунова. Есть общественный запрос, который нельзя игнорировать, то, что солидарность была проявлена, действительно важно. Более того гражданская часть власти недовольна тем, что силовики творят беспредел. Понятно, что люди ждут от власти, что она покажет, что гражданская часть власти ограничивает аппетиты силовиков, а система способна к самоочищению", – говорит он.
Исходя из этой логики, нет смысла говорить о политических последствиях истории дела Голунова до "Прямой линии". К Путину же по этой истории претензий у людей нет. Напротив, есть желание, чтобы он выступил в роли арбитра. И очень интересно, прозвучит ли эта тема 20 июня на "Прямой линии".
"Ведь в ней президент как раз и может сильно набрать очки. Есть же запрос на то, чтобы власть показала, что принципы верховенства права работают, что система способна к самоочищению. Стоит дождаться 20 июня и посмотреть на политические последствия наглядно. Совершенно очевидно, что произошел перекос в сторону силовиков, и не приходится говорить о равенстве перед законом", – отмечает Калачев.
Не исключено, что если Путин решит выступить арбитром, то политические последствия могут наступить для мэра Москвы Сергея Собянина. В таком случае это будет уже второй упрек в его адрес после "храмовых" протестов в Екатеринбурге (считается, что регион – вотчина собянинской группы). "Есть ощущение, что [в истории с Голуновым] ментов подставили, – отмечает общественный деятель, в прошлом ведущий криминальный репортер "Комсомольской правды" Андрей Родкин, – полиция здесь могла выполнять команду. Что, конечно, не отменяет ее вины, если история с Голуновым фальсифицирована. И отвечать должна и будет именно полиция – письменных приказов в таком случае не бывает. Но в целом, по личному оценочному ощущению – хамский безнаказанный стиль куда больше ассоциируется с московскими властями. О чем, собственно, и писал Голунов".
С тревогой и растерянностью за ситуацией наблюдает та часть медиакласса, которую принято считать патриотической или даже охранительской. Старые тезисы о том, что нужно оставаться на позиции здравого смысла, довериться процедуре, не давить на следствие и суд, не работают в ситуации, когда одни представители власти сами нарушают эту процедуру (липовые фотографии нарколаборатории Голунова на официальном сайте московской полиции), а другие представители власти поддерживают тех, кто этим справедливо возмущен.
"То, что меня особенно волнует в деле Голунова – это их солидарность. Они молодцы. У патриотов – и рядом такой нет. О деле Петра Милосердова писал я и ещё десять человек, реакция была еле живая. Таких примеров – воз и маленькая тележка. Ну и, если честно... Если меня завтра переедет трамваем, половина топовых патриотов будет пить шампанское и плясать", – пишет у себя писатель Захар Прилепин.
На этом фоне лидер КПРФ Геннадий Зюганов решил запустить хештэг "Мы все Грудинин" в поддержку экс-кандидата в президенты РФ Павла Грудинина, на совхоз которого идет рейдерская атака. В Компартии обиженно заявляют, что эта история никого не объединила и про нее никто не пишет.
Еще более конкретен публицист, блогер Константин Долгов. "Ну, теперь сомнений нет. Будет и в России майдан. И свои януковичи найдутся. Которые в угоду крикливому меньшинству сольют молчаливое большинство", – написал он в своем телеграм-канале в качестве комментария в видео протестов у Петровки, 38.
Впрочем, можно уверенно утверждать, что в горячке устранения полученного делом Голунова ущерба успокаивать будут самых крикливых и обиженных, и до остальных руки просто не дойдут.