Версия по делу Голунова: разборки кланов ФСБ испытывают систему на прочность
Передел финансовых потоков у силовиков чуть не привел к "оранжевому взрыву"Журналист Голунов попал в жернова между двумя кланами из ФСБ, такое предположение выдвинул Александр Проханов на "Эхо Москвы". Главный редактор газеты "Завтра" со ссылкой на свои источники заявил, что это была борьба двух кланов внутри ФСБ, одни контролируют потоки денег от наркотиков, вторые – потоки банковские.
Версия такова. Голунов получил от "банковской" группы некую информацию для печати, "слив" касался "наркогруппы" в ФСБ, которая и подкинула наркотики журналисту, решив его уничтожить. Мощная волна протестов, на которую в своей игре рассчитывала первая группа, достигла своей цели, и Голунова освободили. Тем более что в операции что-то пошло не так и наркотики "подкинулись" плохо, да еще и с дезинформацией по нарколаборатории в квартире.
"По существу его бы посадили, если бы не мощный расчет противоположной эфэсэшной группировки. Эта группировка рассчитывала на гигантский протестный потенциал либералов и вообще общества. Потому что общество, оно наполнено ядом, оно наполнено раздражением, ненавистью, возмущением. Скопилась огромная масса этого взрывчатого вещества, которое ищет выхода, ищет повода реализоваться. Например, в екатеринбургских делах, связанных с храмом, эта энергия очень мощно прорвалась, и она добилась этой цели", – говорит Александр Проханов.
По его словам, произошла мощнейшая и жесткая схватка двух ФСБ-шных кланов, группировок. "Одна группировка контролирует деньги, поступающие от наркоторговли. Другая группировка сидит на банковских потоках. Эти две группировки люто ненавидят друг друга, и, скорей всего, они бьются как за потоки, так и уже за доминанту уже в информационной и политической среде", – сказал Проханов.
По мнению эксперта, Голунову дали "острую и мощную" информацию люди из группировки, ненавидящей клан, контролирующий потоки от наркоторговли.
"Но этой цели добился кто? Общество возмущенное или этой цели добились те ФСБ-шники, которые устроили всю эту интригу? Будет большая чистка. Она, конечно, затронет и ФСБ-шные круги. То есть конкурирующая группа будет ослаблена, если не уничтожена. Но общество, по существу, я надеюсь, оно не будет ликовать по поводу того, что сейчас произошло", – сказал Проханов.
Он считает, что власть испугалась реальной возможности "оранжевого взрыва", в обществе зреет недовольство, силу протестной активности показали и выступления в Екатеринбурге. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко говорила, что в истории с Голуновым произошла провокация, но, возможно, эта провокация была высшего уровня, и в ней замешаны властные "башни"? Если все чаще начинаются политические акции, то вскоре власть пустит в ход дубинки и после столкновения с обществом бежит – если армия перейдет на сторону восставших, Проханов говорит, что это несколько гротескное изображение, но оно отражает суть происходящих событий.
"Почему меня это пугает? Потому что та же самая история была в 1989-м, 1990-м, 1991-м годах. Тогда, когда рушилось советское государство, в разрушении этого советского государства самое активное участие принимал КГБ. С его помощью создавались народные фронты, с его помощью создавались новые партии и группировки. Именно КГБ, по существу, провалил ГКЧП. Находящийся среди гэкачепистов Крючков не отдал приказ своей группе "Альфа" арестовать Ельцина, который возвращался из средней Азии в Москву. КГБ – это была загадочная разведывательная спецструктура, которая развалила Советский Союз", – говорит Проханов.
Теперь, по версии журналиста, некие кланы в ФСБ потворствуют "оранжевым взрывам" во имя передела финансовых потоков и не стесняются ставить под удар даже такие важные для госохранительства системы, как МВД?
"В силовых структурах давно обострилась борьба группировок – это не секрет, – комментирует для Накануне.RU версию Проханова директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Точнее, здесь нужно шире брать, российское внутриэлитное поле состоит из разных элитных групп, которые очень сложно структурированы. И у каждой мощной элитной группы есть своя силовая составляющая. Есть свои партнеры на хороших должностях во всех основных силовых структурах, и сейчас – поскольку ситуация элитой воспринимается уже минимум два года как транзитная – все понимают, что мы находимся накануне достаточно серьезных изменений, и борьба будет ужесточаться. Необходимо консолидировать активы, чтобы как минимум сохранить сферу влияния под натиском конкурентов, а как максимум воспользоваться моментом и эту сферу расширить, соответственно, обострилась, ужесточилась внутриэлитная борьба".
Политолог Павел Салин считает, что борьба развернулась и между силовыми крыльями элитных групп, касается это не только журналиста Голунова, проявлением этой борьбы можно назвать и дело Захарченко, по мнению эксперта, вполне ясно, что такие деньги (речь шла изначально о более 10 млрд руб.) не может иметь подполковник, даже коррумпированный.
"Отсюда и дело банкиров из ФСБ – это все продолжение одной сюжетной линии, поэтому вполне может быть, что инцидент вокруг Голунова тесно вплетен в это внутриэлитное обострение", – заключает эксперт Павел Салин.
При этом он затрудняется ответить, соответствует ли именно та диспозиция, которую представил Проханов, реальности – кто кого "подставил" и кто кому "слил" информацию, неизвестно, политолог сомневается, на самом ли деле существуют такие причинно-следственные связи, но это не столь важно, по его мнению.
"А в чем с Прохановым можно согласиться – что ситуация в стране в принципе развивается по украинскому сценарию. Но не по сценарию 13-14 годов, когда тренды обнажились и остановить их было нельзя. Скорее, сценарий 11-12 годов, тогда там тоже серьезно обострилась внутриэлитная борьба, в рамках этой внутриэлитной борьбы элитные группы сливали друг на друга компромат, активно использовали правоохранительные структуры для борьбы друг с другом. А политически активное население, бизнес, который устал от прессинга силовиков, устали от неэффективности власти, им принципиально не было важно, кто там хороший, а кто плохой, кто кого подставил, кто победил, а кто проиграл. У них складывалось впечатление, что тотальная государственная система, в том числе и силовая структура – тотально коррумпированы".
Сегодня большая часть россиян не собирается разбираться в деталях и также составляет общее мнение обо всей власти в целом. У рядового человека складывается ощущение, что власть неэффективна, занята только переделом финансовых потоков, а коррумпированы все, как это было на Украине перед Майданом, считает эксперт. Информационные войны, которые развернулись в России – причем Павел Салин предлагает брать точкой отсчета борьбы кланов дело министра Сердюкова, – обострились и работают против самой политической системы.
"Элитная борьба сейчас обострилась, ставки повысились, действия кланов становятся все менее и менее прикрытыми, становятся публичными и грубыми, и то же самое происходит по линии силовых крыльев этих групп, да, это факт. Это бесспорно", – сказал Салин.
Под этим конфликтом кланов внутри ФСБ есть объективная почва, рассказал Накануне.RU историк спецслужб Александр Колпакиди – санкции и отсутствие экономического роста заставляют многих людей "метаться".
"Им перекрывают в определенной степени кислород, поэтому они сейчас будут сводить между собой счеты, разбираться, делить рынки, новый передел захваченного. Поэтому такой сценарий вполне может иметь место, – комментирует версию историк спецслужб Александр Колпакиди. – Экономического развития нет, все видят, что народ беднеет – отражается и на кармане, и на холодильнике. Это даже официозные социологические агентства не могут отрицать. Значит, там тоже какая-то борьба идет, безусловно".
Но эксперт не уверен, что этот "глобальный передел" закончится "оранжевой революцией", возможно, просто власть и денежные потоки от одной группы перейдут к другой, альтернативы нет: "Худший вариант – может произойти возврат в 90-ые. И виновником будет власть. Власть своим социальным эгоизмом, нежеланием отказаться от кланового принципа доведет до этого". То, что сегодня происходит внутри спецслужбы, не имеет аналогов, заявил эксперт. Такого не было ни в царское время, ни тем более в советское. "Этого нет даже в других странах", – сказал Колпакиди. Потому сравнивать борьбу кланов в ФСБ с конфликтами внутри КГБ и последующим развалом страны историк спецслужб считает не совсем корректным.