"Трансчеловеки" на Западе, войска на Украине, коммунизм в России: "Годы"
Будущее, которое они заслужили?Закончился показ одного из самых ожидаемых сериалов 2019 года от BBC – "Годы", у нас его демонстрировал подаривший миру "Чернобыль" канал Home Box Office (HBO). В антиутопии "Годы" мы так же можем узнать о себе много нового – наша роль в безумном будущем от британских шоу-раннеров: воссоздание Советского Союза, возвращение Украины и дискриминация геев, даже не знаем, что лучше?
Итак, Дональд Трамп избран на второй срок, Ангела Меркель умерла, на Украине 97% населения проголосовали за введение "советских" войск, Россия вычислила, кто эти три процента несогласных и начала зачистку, Британия стонет под натиском беженцев из Украины. И, возможно, это не самое страшное. Дети не хотят быть людьми, – трансгуманизм в прямом смысле – они чувствуют себя запертыми в своих телах компьютерными программами, учителя в школе задумываются, действительно ли Земля круглая, и верят в то, что микробов на самом деле не существует, их придумали медицинские корпорации.
"Такое ощущение, что эволюция двинулась в обратную сторону, – жалуется брату один из главных героев на своего бойфренда-учителя. – Человечество стремительно тупеет у нас на глазах, что делать, когда твой муж вот такой? И дело не только в Ральфе, это же везде так".
Последний эпизод антиутопии "Годы" (Years and Years) вышел накануне, он дает миру шанс на будущее, но довольно сомнительное будущее, где сбудутся все ваши кошмары.
В последнее время сериалы становятся одной из самых обсуждаемых тем, политологи по инерции рассуждали о наилучшем варианте правителя для Вестероса еще месяц спустя после финальной серии "Игры престолов", а именитые СМИ выпускали подкасты, всерьез обсуждая правильность или неправильность завершения фэнтези-драмы.
Сериал "Чернобыль" охватил и остававшуюся равнодушной к страстям "Матери Драконов" публику, заставив посмотреть несколько эпизодов о взрыве на АЭС даже тех, кто в принципе не смотрит сериалы – лет десять назад было сложно представить, чтобы кто-то из экспертов всерьез взялся обсуждать и комментировать телевизионные фильмы, но вот "прошли годы" и то, что казалось "безумием", стало реальностью.
В это же время вышла антиутопия "Годы" о политике Вивьен Рук, этот фильм транслирует основную идею о будущем – то, что вам кажется безумным и отталкивает, сегодня-завтра станет реальностью для вас и вашей семьи.
"Да уж, мы как будто перестарались, напредставляли лишнего. Мы посылали в космос зонды, добрались до самой границы солнечной системы, построили адронный коллайдер, придумали интернет, нарисовали кучу картин, написали кучу песен и вдруг – хлоп! Ткнули во все это иголкой. И теперь все рушится. И тут ничего не поделать", – говорит один из героев сериала.
В фильме задают правильные вопросы, но правильные ли дадут ответы? Главная героиня Вивьен Рук (Эмма Томпсон) на самом деле только фон для жизни обычных людей, героев сериала. Рук одиозный деятель второго плана, берет тем, что не стесняется в выражениях во время политических шоу, в каждой стране есть такой. Можно, наверное, сравнить ее с нашим Жириновским. Смешно смотреть по телевизору, страшно представить во главе государства.
В большой семье, где взрослые внуки сентиментально привязаны к бабушке и каждый год навещают ее в день рождения, Вивьен Рук вызывает споры, кто-то в восторге, другие – считают ее монстром. В любом случае – это просто лицо в телеке, и через секунду ее сменит другой персонаж, споры закончатся.
Что касается состава семьи, то здесь толерантное ассорти: инвалид, афробританцы и британогеи. Сценарист проекта Расселл Дэвис – давно и открыто играет за мужскую лигу, потому логично и даже скучно, что главной темой сюжета стали отношения одного из братьев дружной семьи с его "парнем", интересней становится от того, что парень этот – беженец с Украины, где его "преследует Россия", в основном потому что он "диссидент", но и во многом потому что содомит. Слащаво-томные миндалевидные карие глаза украинца заставят британскую семейку плясать вокруг него все шесть серий.
Идут годы и то, что героям кажется странным, постепенно становится нормой. Например, младшая дочь одного из братьев признается, что она "транс", родители вздыхают с облегчением – ах, вот в чем причина ее странностей – успокаивают ее, что не будут орать, и мысленно прикидывают, во что встанет им смена пола для дочери, они же такие либеральные и открытые родители. Но девочка отвергает их нелепые предположения – она не "транссексуал", она "трансчеловек"! Девочка мечтает оцифровать свой разум и уничтожить тело. На трансгуманизм родители реагируют уже по-старинке, используя весь карательный аппарат – орут, депортируют в свою комнату и репрессируют гаджеты. Пройдут годы, и уже взрослой девочка по государственной программе вживит в себя килограмм техники и, став "транс-человеком", поможет сбежать из британского концлагеря украинскому беженцу. Родители счастливы. Мораль – не надо бояться.
Пока семейство мило обсуждает свои ежедневные проблемы – знакомого, который использует домашнего робота в минуты одиночества не для помощи по хозяйству, дронов, которые заменяют людей, искусственное мясо, вкуснее обычного, беженцев с Украины, "уроки порнографии" для 11-леток ( "нет, это называется половое воспитание!") – наступает будущее, а они этого не замечают. Мир меняется, и к власти приходит та самая телевизионная голова из политических шоу – Вивьен Рук.
Роль нашей страны во всем этом футуристическом бардаке – коммунизм и возвращение территорий СССР. Странно, почему с нами никто не борется, а только осуждает. Наверное, потому, что для гея-сценариста есть более страшное зло (несмотря на то, что Коммунистическая партия требует признать содомию вне закона) – США все же опасней, ведь там на второй срок избран Трамп, он наносит ядерный удар по искусственному острову Китая. Мир не будет прежним. Евросоюз распадается, ультраправые и ультралевые приходят к власти в различных государствах, мир сотрясают локальные конфликты и перевороты.
Далее все очень правдоподобно по сценариям самых мрачных футурологов: цифровой концлагерь, лопнувшие банки, создание гетто для бедных, генная инженерия для богатых. Вивьен Рук тайно строит концентрационные лагеря для беженцев, где геноцид творится по естественным законам природы (выживет сильнейший), она уверена, что это традиционный для британцев способ избавляться от проблем (и вспоминает англо-бурскую войну, где все решил удобный для политики "естественный отбор" и неудобные для жизни лагеря).
В финальном эпизоде "торжествует справедливость" – Вивьен Рурк свергают, транс-люди служат идеям свободы и добра, как некогда делали "мифические" атланты Айн Рэнд, а героиня, получившая смертельную дозу облучения, переселяется в "умную колонку" и становится компьютерным разумом. На правду мало похоже, но все ликуют, счастливый конец.
Хочется спросить у сценариста – то есть США могут использовать ядерное оружие, морали нет? А что стало с детьми после тех самых уроков "полового воспитания", как Англия справилась с дождями, идущими по 80 дней, и кто защищает лишившихся работы из-за дронов? И самое главное – куда делись те самые миллионы беженцев, теперь еще и зараженных после лагерей "обезьянним гриппом", они случайно не разрушили Британию? Нет, они растворились в атмосфере любви и поддержки одной манчестерской семьи.
Многое легко объяснимо, ведь один из главных героев предполагает еще в начале сериала: "Наш мозг деградирует. Не все виды выживают. Более того все погибают в итоге".