В Китае расследуют дела против высокопоставленных нефтяников
За процессом стоит борьба внутри элит?Десть высокопоставленных менеджеров и функционеров партийных ячеек компаний, входящих в систему Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), с начала года стали фигурантами расследований по фактам нарушения закона или партийной дисциплины. Под подозрения один за другим попали не только действующие, но и уже вышедшие на пенсию сотрудники, занимавшие ответственные должности на важных предприятиях в северо-западных регионах КНР. Подробности – в материале Накануне.RU.
Как сообщает "Пэнпай синьвэнь", 22 июня секретарь парткома компании Душаньцзы Фу Дэсинь и бывший глава пекинского отделения Душаньцзы Чжан Пэнцзян оказались под подозрением в серьёзном нарушении дисциплины. Оба они начали свою карьеру в Синьцзяне, выйдя на пенсию в июле 2014 г. и марте 2015 г. соответственно.
Серия расследований в отношении отставников началась в феврале этого года с дела в отношении Ху Юнцина, отвечавшего за работу планово-экономического департамента. В марте с аналогичными обвинениями столкнулся Ма Вэньцзюнь, в настоящее время – секретарь партийного отделения нефтехимической компании Guangdong Petroleum Group. Ху и Ма вместе работали на Душаньцзы в течение 17 лет.
Уже тогда автор материала на портале Sina.com задавался вопросом – являются ли расследования против них простым совпадением, либо в их делах есть отражение более глубоких процессов в элитах? Как мы видим, дела в отношении высокопоставленных сотрудников Душаньцзы продолжаются, причём если сначала внимание правосудия концентрировалось на действующих сотрудниках, то теперь не обходит стороной и отставных.
Нефтеперерабатывающее предприятие Душаньцзы находится вблизи города Карамай в Синьцзяне, оно начало функционировать в 1936 г. В последнее десятилетие здесь осуществляются проекты по переработке 10 млн тонн нефти и производства 1,2 млн тонн этилена в год, которые считаются важной составляющей энергетического сотрудничества КНР и Казахстана. По показателям прибыли Душаньцзы является одним из лидеров среди компаний, входящих в систему CNPC.
Ещё шестеро менеджеров, попавших под подозрение в этом году, также имеют отношение к Чанцинскому нефтяному месторождению, штаб-квартира которого находится в г. Сиань, а разработки ведутся в провинциях Ганьсу, Шаньси, Шэньси, а также Нинся-Хуэйском автономном районе и автономном районе Внутренняя Монголия.
Одно из крупнейших месторождений в КНР, Чанцин, оказался одним из главных мест действия прошлого раунда борьбы с коррупцией. В августе 2013 г. фигурантом расследования стал генеральный директор месторождения и по совместительству замглавы АКОО "Петрочайна" Жань Синьцюань. Вслед за ним было уволено ещё несколько кадровых работников.
19 марта этого года под подозрением в нарушении дисциплины оказался руководитель по идейно-политической работе АКОО "Петрочайна" Цюй Гуансюэ, работавший на Чанцин с 2007 по 2014 гг. В мае - Ян Цзайшэн, занимавший пост вице-президента CNPC Logging.
В октябре прошлого года покончил жизнь самоубийством генеральный директор и заместитель партийного секретаря CNOOC Bohai Drilling Engineering Co., Ltd. Чжоу Цзунцян (周宗强), в 2003 г. занимавший пост директора по безопасности нефтяного месторождения Чанцин. По данным "Пэнпай синьвэнь", Чжоу Цзунцян во время работы в Чанцин был связан общими делами с Жань Синьцюанем, Цюй Гуансюэ и Чжоу Цзунцяном.
То, что сразу столько высокопоставленных управленцев стали фигурантами уголовного дела – случай редкий, но для Китая не уникальный. Неофициальное издание КПК Global Times отмечает, что в прошлом году партийный комитет Государственной комиссии по надзору и управлению государственными активами в прошлом году провёл два раунда проверок 12 государственных предприятий, в ходе которых удалось выявить 356 проблем и передать следственным органам более 400 дел.
Серия громких расследований, вероятно, является внутренним делом CNPC и связана с внутренней борьбой групп влияния в КНР. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что вряд ли подобные процессы связаны с поставками нефти через Китай или проблемами добычи нефти в самом Китае. "Я не вижу внешних факторов, которые могли бы привести к этим увольнениям, уголовным делам и самоубийствам.
Если эти люди работали в подразделениях CNPC в предыдущие периоды, то можно было бы предположить, что их преследуют за какие-то действия в тот период. Но о каких-то существенных проблемах с контрактами, заключенными в 2000-х и 2010-х годах, неизвестно. В частности Китай увеличивает закупки нефти у России и это вполне всех устраивает. А значит, причиной арестов является не ущербность заключенных с российскими компаниями контрактов", – говорит он.
В то же время, обращает на себя внимание, что подобные процессы в российских государственных и окологосударственных нефтегазовых компаниях – нонсенс, крупных нефтяников не преследуют за коррупцию или нарушения корпоративных норм.