"Россия потеряла рычаги влияния на Балканах"
В регионе строят "Великую Албанию"1 июля в Париже должна состояться встреча лидеров Германии, Франции, Сербии и властей самопровозглашенного Косова для обсуждения ситуации в Косове и Метохии. Однако даже президент Сербии считает, что переговоры с вероятностью 99% сорвутся. Они намечаются вскоре после очередного обострения, когда 28 мая косовские силовики вторглись в северные муниципалитеты края. Тогда в ходе перестрелок были ранены двое сербов и избит российский дипломат. Косовская проблема давно перестала быть региональной, выйдя на европейский, если не на общемировой уровень. При этом США используют её для дестабилизации обстановки уже внутри Сербии, а Россия потеряла рычаги воздействия на ситуацию в регионе. Подробности - в материале Накануне.RU.
Директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко отмечает, что в развитии ситуации существует несколько сценариев: албанский, сербский и компромиссный. Косовский и сербский подходы диаметрально различаются. В октябре 2018 г. президент самопровозглашённого государства Хашим Тачи посетил северные районы Косова, но вместе с тем, сербам сформировать там собственный муниципалитет было запрещено. Для товаров из Сербии и Боснии введены заградительные стопроцентные пошлины, а Приштина в обход резолюции ООН преобразовала свои силы безопасности в армию. В то же время граница между Косово и Албанией фактически снята и между ней свободно движутся люди и грузы, включая наркотики.
"Провозглашение независимости Косова без какого-либо референдума стало мировым прецедентом. Для России, Китая – это вопрос собственной национальной безопасности", – отмечает эксперт. Также Олег Бондаренко напомнил, что, хотя главным политическим партнёром Приштины остаётся Вашингтон, основным экономическим спонсором косовской "независимости" является Германия, неспособная при этом влиять непосредственно на Хашима Тачи.
С ним соглашается и заместитель декана факультета мировой политики ВШЭ Екатерина Энтина, считающая, что косовары перестали быть удобным переговорным партнёром для Запада. Более того, у европейских стран нет единого подхода к проблеме, например, Париж допускает территориальный размен, а Берлин – нет. "Тучи над Сербией не расходятся, а сгущаются, несмотря на её договороспособность", – подчеркнула Екатерина Энтина. Параллельно Сербия и Черногория ведут переговоры по евроинтеграции, но в итоге у них появляется ощущение, что они как страны внутри Европейского Союза не нужны.
Старший научный сотрудник института славяноведения РАН Пётр Искендеров считает, что албанцы стали близки к созданию "Великой Албании" пусть даже не в формате единого государства, а экономической зоны, выступающей на международной арене в качестве влиятельного игрока. При этом разрешение косовской проблемы необходимо для реализации крупных инфраструктурных проектов, в частности продолжения экспортной нитки "турецкого потока".
Однако достичь соглашения будет непросто: руководство Косова не скрывает, что хочет присоединить две или три сербские общины. На Приштину теоретически могут надавить США, но платой за это станет усиление американского влияния уже в Сербии. "США могут создать свою военную базу уже не в Косово, а в Центральной Сербии в районе Поникве", – отметил Пётр Искендеров.
Вашингтон ведёт работу и с оппозицией в Белграде. "Порядка 200 млн тратятся на процессы, которые там происходят. Мы все понимаем, зачем создаётся гражданское общество. Создаётся иллюзия, что все ветви гражданского общества ориентированы на Запад и, в первую очередь, на те тезисы, которые он посылает. Формируются и СМИ. Делается это не просто так. Например, бомбардировка Сербии ни у кого там не вызывает позитивных ощущений. Но за последние десять лет они [американцы] смогли сместить акценты, уже приезжает и выступает бывший глава НАТО, что ещё десять лет назад было немыслимо, он выступает и говорит, что это делалось для пользы Сербии, в первую очередь для того, чтобы сместить бывшего диктатора – Слободана Милошевича", – обращает внимание координатор аналитического центра Агентства социального инжиниринга Антон Давидченко.
И это уже не "мягкая сила", а "умная", призванная подготовить проведение силового давления в нужный момент.
Москва напоминает о необходимости соблюдать резолюцию ООН, однако практически не в силах повлиять на ситуацию. Доцент РГГУ Никита Бондарев рассказал, как силовики самопровозглашённой республики начали действовать, формально соблюдая условия резолюции ООН. "Спецназ косовских албанцев устроил погром в северной части Косово, не нарушив резолюцию 12-44, при соблюдении всех необходимых формальностей. Для рейдов в населённых сербами районах им необходимо получить одобрение миротворцев, которое было дано под видом борьбы с контрабандистами. Что касается сербской стороны, косовским силовикам достаточно уведомить Белград, и такое уведомление они подали. Поэтому ничто не мешает повторять подобные рейды и впредь", – напомнил эксперт.
В такой неутешительной обстановке у России не осталось способов для активизации своего миротворческого влияния в Сербии и на Балканах вообще. Последствия героического броска на Приштину не были использованы, и сейчас есть только российско-сербская база МЧС в Нише, но это именно гуманитарный объект, чисто технически не способный быть военной базой.
Из-за того, что у Москвы крайне мало аргументов для давления на Вашингтон, косовский вопрос не будет обсуждаться и на предстоящем саммите G20.