Самый громкий и неприятный голос?
Айлз умер, а дело его живет – Трамп делает Америку снова великойНа российской платформе фильмов (от HBO, Showtime и др.) "Амедиатека" состоялась мировая премьера сериала об основателе "Фокс Ньюс" Роджере Айлзе "Самый громкий голос в комнате".
Историю создания консервативного вещательного канала с республиканским уклоном взялись воссоздавать приверженцы либеральных ценностей и сторонники демократической партии. Интересно, как будут обвинять Айлза в предвзятости те, кто априори видят в нем монстра, сохранят ли объективность те, кто обвиняют его детище в необъективной подаче новостей? И не сведут ли всю историю одиозного политического технолога к популярной теме харрасмента? Единственно, что точно известно – в конце он умрет, истекая кровью.
Для такой большой личности, как Айлз, нужен широкий исторический контекст. Кризис "государства всеобщего благосостояния" привел Америку в конце 70-х – начале 80-х к так называемой "консервативной революции". Благодаря Никсону, а затем Рейгану состоялся политический триумф Республиканской партии. Молодой Айлз появился в политике именно в этот сложный период, когда страна стояла на грани кризиса, сравнимого по масштабам с Великой депрессией – США отказались от золотого стандарта, ОПЕК увеличил цены на нефть, росла инфляция и безработица. Молодого телевизионного продюсера заметил Ричард Никсон и назначил его на пост собственного медиаконсультанта.
Тогда вдруг политика перестала быть чем-то скучным, ведь именно этот конфликт либералов и консерваторов обозначил новую тенденцию – многие представители творческой и интеллектуальной элиты встали на сторону защитников старой модели либерального развития против "новых" консерваторов. Так политическая борьба приобрела форму острого общественного противостояния и до сих пор находит отражение в поп-культуре. По мнению создателей сериала – той самой творческой элиты, именно Айлз, основавший вещательную сеть для выражения мнения исключительно консерваторов, окончательно расколол общество. Но даже не это самое страшное прегрешение перед либеральной общественностью. В роли медиаконсультанта Айлз участвовал и в кампании Рейгана, и в предвыборной кампании Буша-старшего, но под конец своего творческого пути после многих лет на телевидении стал наставником ненавистного для голливудской интеллигенции президента Дональда Трампа, этого ему не простят.
Таков контекст, перейдем к сериалу.
Сюжет разворачивается в середине 90-х, история Айлза в исполнении Рассела Кроу начинается с того, как его, успешного продюсера, президента CNBC, увольняют с работы (по слухам, из-за антисемитских высказываний, но в сериале об этом не говорится). Крупного специалиста в рассвете сил – а ему было тогда 55 лет – нанимает знаменитый магнат Руперт Мердок, который хочет запустить свой вещательный канал. Главный конфликт в том, что у Айлза свой взгляд на то, каким должны быть Fox News, второстепенный – то, что в гонку интерактивных вещательных сетей врывается "Майкрософт" и "Дисней", мы присутствуем при создании и медиагигантов, конкурировать с которыми опасно и сложно, но именно "свой взгляд" на новости должен вывести детище Айлза в дамки.
Он отвергает привычные американские "ценности свободной и объективной либеральной журналистики" (которые не подвергаются сомнению, так как фильм снимают их адепты), обвиняя либералов в том, что они "захватили" всю медиасферу, и объявляет, что "построит свой блэк-джек". Да, кабельное телевидение дает зрителям больше свободы выбора, потому Айдлз революционно отказывается делать новости, которые могут заинтересовать всех сразу. На планерке в четыре утра во время пламенной речи он обещает сделать Америку "снова великой".
Ему нужна только своя узкая, но верная и целостная аудитория. Такой аудиторией будет "консервативная Америка", которая хочет видеть свою страну великой, слышать хорошие новости и чувствовать собственную правоту. Ради этого новый директор подыскивает "правильных" экспертов, меняет по ходу сильных оппонентов на слабых, идет на "подтасовку", выбирая "правильные" интонации, тем самым распугивает верных старым стандартам журналистов и продюсеров, которые не хотят служить в "американском филиале "Правды" (цитата), но тем не менее добивается успеха и расположения сторонников.
Параллельно с тем, как Айлз ведет к успеху новостной канал, он коварно пользуется положением в отношении подчиненных ему невинных женщин и время от времени истекает кровью. Как и наследник императора Николая II, король американского ТВ страдает от гемофилии, и любая травма может стать для него последней. Кстати, сгубят его как раз именно эти две беды – роковая болезнь и порочная страсть. Из-за обвинений в домогательствах он потеряет свой пост и пойдет готовить к выборам самого "нежданного" президента Дональда Трампа, в чью победу никто не верил, а из-за потери крови после неудачного падения Айлз умрет.
Несмотря на всю критику, все же Айлз был и остается непревзойденным политтехнологом, телевизионным продюсером и основателем мощной новостной сети. Именно поэтому у журналистов по всему миру сериал вызывает особый трепет и интерес, а некоторые критики уверяют, что по степени вовлеченности в работу тележурналистов лента даст фору и знаменитому "Отделу новостей" (HBO) Аарона Соркина. Кстати, уже в этом сериале хорошо освещена проблема самоидентификации американской нации, тема революции в подходе к подаче новостных материалов и раскол в обществе, который можно обозначить, как "все больше людей не верят, что Америка – великая страна". Главный герой "Отдела новостей" ("Служба новостей" или Newsroom) – ведущий информационной программы в исполнении Джеффа Дэниэлса перед большой аудиторией срывается и начинает резать правду-матку, отвечая на вопрос, почему Америка – это великая страна:
"Знаете, почему либералов не любят? Потому что либералы не выигрывают, а вы рассказываете нам, что Америка – полосато-красно-звездная, и что свобода есть у нас одних? В Канаде свобода, в Японии свобода, в Британии, Франции, Германии, Италии, Испании, Австралии и в Бельгии тоже свобода! В мире 207 независимых государств, в 180 – свобода. Не существует доказательств в пользу того, что Америка – величайшая страна в мире – мы седьмые по грамотности, 27 в математике, 22 в естественных науках, 49-ые по долгожительству, 178-ые по детской смертности, третьи по доходу на домохозяйства, четвертые по рабочей силе, четвертые по экспорту. Мы обошли другие страны в трех категориях: по числу заключенных на душу населения, по количеству взрослых, верящих в ангелов, и по расходу на оборону, которые превышают следующие 26 стран вместе взятых, 25 из которых – наши союзники. Вы принадлежите к худшему поколению, и когда вы спрашиваете, что делает нас величайшей страной, я не понимаю (непереводимая игра слов) – вы о чем? О заповедниках?"
Именно с этой зажигательной речи в 2012 году начался сериал "Служба новостей" и по сюжету после такого разгрома толерантный и патриотичный ведущий должен был бы лишиться работы, но, оказалось, что он сказал именно то, что хотела услышать аудитория, и рейтинги канала увеличились в несколько раз.
Сериал "Самый громкий голос" говорит о величии Америки то же самое, но решение здесь предлагается противоположное: если в "Ньюсруме" новация заключалась в отклонении от линии конформизма для службы новостей и возвращении к истокам честной журналистики, которая не боится задавать неудобные вопросы, то история, которая развернулась 16 лет назад при создании "Фокс ньюс", рассказывает, как нужно задавать "правильные" вопросы вместо неудобных. Но будет ли история Роджера Айлза хотя бы объективной, если приятной для его сторонников не будет точно?
Примечательно, что режиссер сериала Кари Сколанд (первый эпизод, по крайней мере, сняла именно она, посмотрим, кого дальше привлекут к работе) – канадка по происхождению (а мы знаем, как мигранты любого типа относятся к Трампу и вряд ли могут сказать что-то хорошее про его "духовника" от медиа). Явно, что именно Сколанд будет освещать тему харассмента с особым пристрастием, ведь это она после работы над несколькими эпизодами (в том числе финал первого сезона) в феминистической антиутопии "Рассказ служанки" выступала с обличением про "стеклянный потолок" для женщин-режиссеров. Ближайшего соратника и коллегу Айлза играет Сет Макфарлейн, в его комедийном мультсериале "Гриффины" политическая сатира занимает важное место и не раз персонажи мультика высмеивали "Фокс ньюс". В одной из серий Лойс Гриффин даже устраивается работать на "Фокс", и ее первым заданием становится подтасовать факты и разоблачить в нетрадиционной ориентации режиссера Майкла Мура, известного по фильмам про 11 сентября и "Куда бы еще вторгнуться?", где он критикует правительство. Широко известно, что Макфарлейн – ярый сторонник Демократической партии. В общем, по актерскому и режиссерскому составу становится понятно, что хвалить Айлза в сериале вряд ли будут.
Чем это интересно для нас? Во время войны 08.08.08 руководители канала Fox News заняли жесткую прогрузинскую позицию, а широкий резонанс вызвал сюжет новостей, где осетинская девочка пыталась рассказать репортеру, как русские солдаты спасли их с тетей от нападения грузинской армии – формат прямого эфира не позволил вырезать этот момент, и ведущий начал перебивать, пытаясь заставить замолчать девочку и ее тетю. Ну что и говорить о канале, который является голосом тех, кто тогда всерьез думал, что российские войска вторглись в штат Джорджию? А в декабре 2011 года "Фокс" делал репортаж о протестах либеральной оппозиции в России, на экране полыхали пожарища, которых не было в действительности, пальмы, деревья стояли с зеленой листвой, а разгоняли протестующих полицейские с греческими надписями на щитах. Оказалось, что пальмы были взяты из сюжета про Ближний Восток, а пожары и полиция – с акции протеста в Греции (Греция, на минуточку, член НАТО и состоит в ЕС). При этом нельзя сказать, конечно, что "вот уж либеральные СМИ в США хорошо относятся к России и никогда не врут", так что грызня между правыми и левыми в Штатах мало отражается на наших отношениях с исключительной нацией – напомним, что санкции ввел демократ Обама, светоч человечества и лауреат Нобелевской премии, а продолжил давить на Москву лидер нации, прагматичный миллионер, "ставленник Путина" республиканец Трамп – тем не менее, наблюдать за этим процессом, проводить аналогии и делать выводы многим будет интересно.