Дмитрий Лекух: О тоталитарной толерантности и афроамериканке в роли Бонда
Совсем недавно в сети бурно обсуждали, что рыжую русалочку Ариэль сыграет юная афроамериканская звезда и, казалось бы, вот оно "морское дно", но, как говорится, "снизу постучали" – новым Джеймсом Бондом будет темнокожая актриса Лашана Линч. Одни считают, что по миру, где правит белый мужчина в черном костюме, нанесен удар, и Линч поможет современному кинематографу избавиться от сексизма, другие уверены, что это издевательство над классическим образом.
Действительно, часто подобный выбор актеров ставит толерантность выше логики (если речь идет о вымышленных персонажах) и выше исторической действительности. Так, одна из сценаристок в Голливуде пожаловалась на хитовый сериал "Чернобыль": непонятно, кого именно она обличала, создателей многосерийного фильма или сам Советский Союз, но, на ее взгляд, недопустимо, чтобы в сериале не было ни одного черного актера.
Ладно вымышленные герои – хотя в прошлом году после экранизации "Темной башни" Стивена Кинга фанаты долгое время не могли прийти в себя, ведь в образе главного персонажа саги, Стрелка, никто не мог и представить Идриса Эльбу, а сам Стивен Кинг признавался, что писал героя с раннего Клинта Иствуда – но теперь страдает и историческая правда, уже появляются чернокожие индейцы, чернокожие ковбои, афроамериканские аристократы 19 века. Хотя в СССР снимали про "арапа Петра Великого", пока это не стало мейнстримом, а нашему "Джеймсу Бонду" времен войны с Бонапартом Кутузов уже задавал свой роковой вопрос: "Корнет, вы женщина?"
Писатель и публицист Дмитрий Лекух в беседе с Накануне.RU объясняет, почему политический официоз губителен для культуры, даже для голливудской, и к каким последствиям может привести эта "черная полоса":
– Я люблю американскую шоу-культуру которая была раньше, если честно, но вот из-за таких эпизодов уже хочется выйти на протесты. Сказать тут на самом деле нечего, кроме одного – простейшая вещь, которую почему-то никто не понимает. Ко мне достаточно часто обращаются журналисты из разных демократических молодых изданий – "как так, вы, контркультурный писатель, а поддерживаете в вопросах культуры "этот проклятый Кремль", эту проклятую власть?"
Сейчас вы поймете, почему я об этом заговорил – контркультура, ребята, протестует не против власти, она протестует против культурного официоза. Условно говоря, против тех "гомосеков", которых мы ежедневно наблюдаем на сцене и по телевизору. Самое страшное, когда контркультура под тем или иным видом приходит к власти и ломает иерархию, восстанавливает порядки настолько тоталитарные, насколько это только возможно. Смотрите, что у нас произошло в художественной литературе – был разгромлен Союз писателей, и что сделали победители? Они перевернули эту пирамиду и сделали абсолютную копию Союза писателей, только с либеральным, постмодернистским уклоном. То же самое происходит на своем уровне в Штатах.
Представить себе Джеймса Бонда не просто как "мастера плаща и кинжала", а как классического киногероя в исполнении одноногой негритянки-лесбиянки мне, например, тяжело. Что касается критики, что в "Чернобыле" не было черных – по тому уровню антироссийской фантастики, который был продемонстрирован в сериале, в общем-то, черные там даже бы и не помешали. Это другая реальность и она никак не соотносится с реальностью обычной – ни с той, что за окном, ни с реальностью исторической, она нам просто старательно навязывается.
Посмотрите современный фильм о временах короля Артура и вы увидите там пару негров обязательно. Посмотрите боевик и вы найдете там положительный образ гомосексуалиста, как правило. И это не случайность, это делается совершенно сознательно, такова политика культурологического пост-пост-модернизма. И если им мешает при этом реальность – любая, подчеркиваю – то они логику отбрасывают. Вот, например, Наполеон скоро будет негром, и это будет нормально. Реальный бродвейский театр, афиша гуляет по интернету, сделали Евгения Онегина черным, и Татьяна там такая нормальная афроамериканка. Видимо, режиссер вспомнил об эфиопских корнях Александра Сергеевича. Бороться с этим невозможно, это можно только высмеивать. А смеха они боятся – стоит только не так пошутить, не так сказать, ты тут же становишься "гомофобом", "фашистом", кем угодно, моментально тебя выталкивают из медийного пространства.
Им кажется, что с помощью СМИ и масс-медиа они смогут сформировать новую реальность в соответствии со своими представлениями. Но это иллюзия, потому что люди продолжают жить своей жизнью. Самое обидное то, что откат может быть не просто культурологическим, а даже кровавым. К сожалению, та же самая Европа в 30-ые годы прошлого века блистательно показала, каким бывает откат от культурных свобод Веймерской республики.
Есть опасность еще и в том, что наши киношники и другие мастера художественного свиста в основной массе старательно калькируют западные образцы, так как жив старый посыл начала 90-х, что мы безнадежно отстали, в том числе и в культурном плане. И вообще все ваши достоевские – это только "дополнительный пропеллер в заднице у Карлсона". И вот, к сожалению, в этой парадигме глубоко провинциальной западно-ориентированная часть нашей элиты продолжает жить до сих пор, увы, это так. И из-под их пера, из-под их камеры выходят такие уродства, которым даже Голливуд позавидует. Так что, возможно, еще хорошо, что у нас "Гоголь" и "Остап Бендер" с привычным цветом кожи, а что будет дальше – неизвестно, но Безруков вполне сможет и негра сыграть.