"Верните мой 2013-й". Оппозиция имени Навального пытается повторить сценарий выборов мэра Москвы
Протестные акции, которые прошли в Москве против нерегистрации нескольких кандидатов на выборах в Мосгордуму, назвали самыми масштабными в России за долгое время. Впрочем, пока либеральная публика фиксирует очередной успех протеста и новые ошибки Кремля, эксперты Накануне.RU сомневаются, что акцию вообще заметили в остальной России. Возможно, политическая повестка оппозиции и мейнстримных СМИ все дальше отрывается от регионов, а "самым жестким" разгон митинга могут назвать только либералы, акции же с социальной повесткой разгоняются гораздо жестче.
27 июля к мэрии Москвы на Тверскую улицу вышли недовольные тем, что часть оппозиционных кандидатов получила отказ от избирательной комиссии из-за брака в собранных подписях. Всего на улицу вышло более 3,5 тыс. человек (по оценке оппозиции, до 5-10 тыс.). Ожидалось, что акция станет самой крупной за последние несколько лет.
К 14.00 к столичному правительству начали стягиваться протестующие. Именно на это место призывали приходить в твиттере оппозиционера Алексея Навального. Сам он за призывы выходить на несанкционированную акцию был арестован на 30 суток несколькими днями ранее. 30 июля стало известно, что СКР возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.ч. 1, 2, 3 ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки). "Как установлено следствием, группа лиц накануне проведения несанкционированной акции неоднократно размещала в сети Интернет призывы принять в ней участие, заведомо допуская, что данные действия могут спровоцировать массовые беспорядки", – сообщили в СКР.
Задержания начались еще до начала мероприятия. Правоохранители требовали, чтобы люди уходили с Тверской улицы. Собравшиеся скандировали лозунг "Допускай!". В 14.10 ОМОН начал зачищать Тверскую, задерживая людей. Количество задержанных росло с каждым часом. Как сообщают очевидцы, правоохранителям даже пришлось подогнать к месту акции автобусы.
Люди прорвали полицейское оцепление в районе Столешникова переулка и большая толпа протестантов попыталась выйти прямо к мэрии, однако тут их с двух сторон зажала полиция и началось "винтилово", которое продолжалось до самой ночи.
Очевидцы также сообщают, что несанкционированные акции протеста шли не только у мэрии. Они стихийно возникали по всей Москве.
При задержании полицейские использовали несколько более широкий арсенал спецсредств, чем обычно в последние годы. Большое количество задержанных, запертых в Столешниковом переулке, яркие кадры разгона полицейскими и травмированных ими людей шокировали интернет-общественность и дали повод публике говорить о чрезмерной жестокости полиции. Евросоюз, например, выступил с осуждением действий МВД РФ и Росгвардии на протестах в Москве. В либеральных СМИ случившееся сразу сравнили по масштабам с протестами на Болотной в 2011-2012 годах. Обсуждение подобной аналогии заняло все внимание таких СМИ, и только главред New Times Евгения Альбац неожиданно заметила, что на акции не было ни левых, ни националистов, ни простых москвичей.
"Я постоянный участник, я считаю, что политический журналист обязан быть на улице, чтобы видеть, кто же эти люди, которые выходят. Не было левых. Не было националистов. Я просто очень многих знаю в лицо за многие эти годы, и научилась их распознавать", – заявила она в своей передаче на "Эхо Москвы", впрочем, тут же согласилась с тем, что происходящее напоминает Болотную площадь (где было немало левых и националистов, а также простых людей).
Протесты в Москве – чисто столичная история, и неинтересна в регионах, уверен глава "Гражданского патруля", новосибирский общественник Ростислав Антонов. При этом он, не утверждая, что чиновники избиркома честно проверяли подписи кандидатов, отмечает, что брак нашли далеко не у всех оппозиционных выдвиженцев.
"Конечно, протесты в Москве – чисто столичная история. Находясь в Сибири, мы не знаем, насколько корректно собирались подписи. С одной стороны, мы слушаем избирком, а с другой – кандидатов. Мои знакомые кандидаты в Москве подписи собрали. Другие не собрали. Почему это произошло – судить сложно. Здесь идет активная фаза протестов. Протест выходит за рамки лозунга о честных выборах. Поэтому в регионах свои проблемы, вряд ли московский протест получит широкую поддержку. В Сибири нас больше волнуют пожары и экология. В Иркутской области существует серьезная угроза хранилищ отходов БЦБК, на общероссийскую повестку эта история не тянет", – говорит он.
При этом общественник соглашается, что у вышедших на улицу активистов был повод проявить недовольство. Другое дело, что организаторы, выбрав формат несогласованной акции, несут ответственность за то, что подставили своих соратников под дубинки полиции.
"История, конечно, не на пустом месте. Сбор подписей – действительно запретительная процедура и стоит больших денег. Впрочем, выборы в принципе стоят больших денег. Мне как человеку, собиравшему подписи и регистрировавшемуся по подписям, а также и получавшему отказ, кажется, что эта система действительно должна быть реформирована. Нужна возможность участия в выборах. Но я не могу призывать к методам борьбы, после которых возникают уголовные дела и люди, которые первый раз вышли на митинг, рискуют получить уголовное дело. Ответственность лежит на тех, кто их туда позвал. Нельзя бросать людей в топку", – говорит Антонов.
Сами же действия полиции он называет "ожидаемыми".
"Действия полиции – они такие, какие есть в этой ситуации. А, что полиция должна была сложить каски, разбежаться, постелив ковровую дорожку перед протестующими? Люди давали присягу, в конце концов. Протестующие тоже не ожидали благостного отношения. Думаю, понимали, что рискуют. Что есть, то есть", – говорит он.
Активист незарегистрированной "Другой России" Тимофей Ермаков несогласен с тем, что акция протеста в Москве хоть как-то напоминает Болотную площадь в 2011 году, а тем более драки националистов и футбольных фанатов с полицией во время беспорядков в 2010 году на Манежной площади.
"Это жесткая реакция? Это не жесткая реакция. Она адекватная. Если в полицейского бросают мусорный бак – такой человек будет задержан. Кроме того акция несанкционированная. Можно, конечно, провести аналогии с Францией, где желтым жилетам выбивают глаза резиновыми пулями, это слишком польстит либеральной общественности", – говорит он.
Произошедшее на выходных в столице напомнило ему другую историю, когда в 2013 году уже осужденного на заключение Алексея Навального неожиданно выпустили на свободу, дав ему принять участие в выборах мэра Москвы. Тогда также несколько тысяч человек вышли на несанкционированный митинг на Тверскую и даже попытались перекрыть проезжую часть.
"Все это выглядит очень жалко. Уровень поддержки либералов, если он тогда был 2,5%, то сейчас он сужается, тем более непонятно, почему они ожидают народной поддержки. Ребята, чтобы пройти в Мосгордуму, хотя эта должность очень номинальная, но вот вам нужно пройти, собрать подписи. Это 3% подписей по округу. Если вы на это неспособны – о чем говорить? За вас не хотят подписываться. Те, кто о вас не знает – не подписываются, а хуже, что и те, кто интересуются, не хотят за вас голосовать. Тем более, когда это люди Ходорковского, человека, который в розыске международном за убийства? Да, есть молодежь, которая ходила за Навального и либералов, но я этих людей встречаю периодически, они уже разочарованы. Это какие-то уже всплески из последних сил", – говорит он.
Отметим, что эксперты и наблюдатели до сих пор спорят о том, чьим решением Навальному в преддверии выборов мэра Москвы за ночь отменили приговор и зарегистрировали кандидатом. Часть из них уверена, что это решение лоббировал сам Собянин, часть считает, что такова была тактика так называемой "володинской весны" (первым заместителем руководителя Администрации президента тогда был действующий сейчас спикер парламента Вячеслав Володин).
Тем временем, организаторы протестов в Москве заявили, что будут проводить акции каждые выходные. При этом ближайшую акцию 3 августа они так же отказались согласовывать, следовательно, она тоже станет несанкционированной. Мэр Москвы Сергей Собянин сказал, что "оппозиция готовит в субботу новую провокацию в Москве".