Скандальная уральская "Корпорация развития" - в шаге от ликвидации
В годовой отчет включен один из сценариев прекращения работы кошелька "тюменской матрешки""Корпорация развития" (бывший "Урал промышленный - Урал Полярный") больше не обещает своим акционерам новых масштабных проектов. После ухода менеджеров-варягов структура сосредоточилась на завершении ключевого и теперь уже единственного проекта, в котором задействовано дистанцировавшееся от "Уп-Упа" уральское полпредство. На фоне реализации непрофильных активов и банкротства ключевых "дочек", "Корпорация развития" впервые упомянула возможность ликвидации в годовом отчете (имеется в распоряжении Накануне.RU). Примечательно, что бывший уральский мегапроект погибает так же, как и жил - на широкую ногу, с полумиллионными зарплатами оставшихся сотрудников.
"Корпорация развития" в 2018 г. получила рекордный убыток - более 4 млрд руб. Акционеры общества - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Тюменская область вновь остались без дивидендов. На финансовый результат оказало влияние сделки по продаже акций "Полярного кварца", говорится в годовом отчете, убыток составил 2 986 194 040 руб.
Курс на оптимизацию расходов акционеры корпорации задали еще в 2017 г. Судя по отчету, экономить "КР" решила за счет кратного сокращения численности сотрудников: если еще в 2016 г. в корпорации работало 102 человека, то в 2018 г. только девять, фактически в "КР" остались лишь топ-менеджеры. Если два года назад средняя зарплата одного сотрудника составляла 161,1 тыс. руб., то в 2018 г. - 546 тыс. руб.
"Социальное благополучие и достойный уровень жизни работников способствует поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе и повышению эффективности и производительности труда", - говорится в отчете "КР". Несмотря на уровень зарплат, годовой зарплатный фонд после сокращения рабочих со 189 млн руб. уменьшился до 59 млн руб.
Проектам - труба
Список основных направлений деятельности "Корпорации развития" сократился до одного пункта - строительства инфраструктуры нефтепровода "Заполярье – Пурпе – Самотлор" в партнерстве с "Транснефтью" и регионами-акционерами. Акции "Полярного кварца" в прошлом году были проданы управляющей компании "Промышленные парки Югры" (учредитель - правительство ХМАО). Горнорудные проекты, ради которых "Урал промышленный - Урал Полярный" создавался, тоже в прошлом: идет процедура ликвидации всех дочерних геологических обществ, так как лицензии на недропользование "КР" потеряла еще в 2017 г. "В течение 2018 г. велись предварительные переговоры по продаже непрофильных активов с долей участия корпорации 25%. Данная работа будет продолжена и в 2019 г.", - говорится в годовом отчете.
По соглашению с "Трансенефтью" в декабре 2018 г. корпорация сдала СОК в Новом Уренгое, на площади 9 600 квадратных метров разместились помещения для занятий борьбой, боксом, спортивной аэробикой, настольным теннисом. Единовременная пропуская способность объекта – 700 человек. На стадии строительно-монтажных работ находятся полигон утилизации промышленных и твердых бытовых отходов в Тазовском районе, канализационно-очистные сооружения (КОС) в районе Коротчаево. Плановая дата завершения строительно-монтажных работ сентябрь - 2019 г., однако в госзакупке на завершение строительства КОС срок сдачи - конец текущего года. Напомним, сроки по объекту многократно переносились, в начале 2018 г. говорилось о 80%-ной готовности объекта, запуск планировалось осуществить в июне 2018 г.
Полигон вместе с сетями внешнего инженерного сооружения "КР" тоже намерена сдать до конца года, при этом на объекте сменился подрядчик. Компания "Спинокс" сорвала сроки возведения насыпи из-за необеспеченности инженерно-техническим составом, рабочими и механизмами. Это привело к приостановке в июне прошлого года отсыпки основной производственной площадки полигона. Корпорация вернула выплаченный аванс и сменила подрядчика.
Планируется строительство завода по разведению молоди рыб ценных пород в Тазовском районе. Строительство оценивается в 300 млн руб., ранее заявленный срок реализации проекта - до конца 2019 г. Однако работа, судя по отчету "КР", стоит. "Ввиду отсутствия финансирования работы по строительству объекта в настоящее время не ведутся".
"Северный широтный ход" все еще значится в отчете, однако корпорация причастна к проекту лишь формально. Как владелец автодорожной части мостового перехода она обеспечивает концессионеру строительства железнодорожной части перехода (ООО "СШХ") доступ к мосту. Кроме того, дочерняя "Строительная компания развития" пытается продать генподрядчику стройки - компании "Спецтрансстрой" городок строителей в Салехарде быстровозводимые модельные здания. "Дочке" "КР" ввиду отсутствия проектов они теперь не нужны.
Таким же воображаемым является участие корпорации в строительстве моста через реку Пур. Проект, как и СШХ, находится в портфеле "КР", однако позже регион заключил концессионное соглашение с "Региональной инвестиционной компанией", принадлежащей "Мостострою-11".
Как и предполагало Накануне.RU, РИК бесплатно получил документацию, которую готовила корпорация. "По договору уступки права требования (цессии) от 28.04.2018 г. проектно-сметная документация передана в АО "Мостострой-11", - говорится в годовом отчете.
Операция "Ликвидация"
Стоимость чистых активов общества на начало 2019 г. была меньше величины уставного капитала на 2 272 497 тыс. руб. В прошлом году стоимость чистых активов уменьшилась на 3 545 090 тыс. руб. за счет продажи акций "Полярного кварца", а также формирования резервов по займам.
В федеральном законе "Об акционерных обществах" говорится, что если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала в течение двух лет, то общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года обязано принять решение либо об уменьшении уставного капитала, либо о ликвидации. В корпорации говорят о втором варианте: "Корпорация планирует представить акционерам мероприятия по приведению размера чистых активов в соответствие с требованиями законодательства РФ, путем уменьшения уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов".
Однако настроения акционеров говорят об обратном. Напомним, из мегапроекта полностью вышло уральское полпредство, Николай Цуканов, в отличие от своего предшественника, не выбирал выражения для характеристики работы "КР". Последний связанный со структурой член набсовета Виктор Гузь покинул орган в июне текущего года. Ключевые посты в руководящих органах заняли представители основных регионов-акционеров - Югры и Ямала. Решение объясняется желанием регионов максимально контролировать работу корпорации, но при этом планов относительно каких-то новых проектов у акционеров нет. Источники, близкие к "КР", утверждают, что процесс ликвидации структуры начнется сразу после того, как завершится строительство для "Транснефти".
Косвенным подтверждением того, что корпорацию уже готовят к закрытию, является увеличение в 2019 г. разрыва между стоимостью активов и уставным капиталом: после выкупа акционерами допэмиссии уставной капитал составляет 31,3 млрд руб. Дополняет картину тот факт, что ряд имущества "Корпорация развития" уже передала в государственную собственность Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономного округов, с 2018 г. КР чистят от "плохих активов": идет оптимизация "дочек", продажа непрофильных обществ. Среди нерешенных проблем - ЭК "Урал промышленный - Урал полярный" с проектом ТЭС "Полярная" в Салехарде. На конец 2018 г. большая часть оборудования и объектов незавершенного строительства не проданы, в силу отсутствия покупателей и не утвержденного порядка отчуждения, говорится в отчете.
Таким образом, 2019 г. вполне может стать последним годом "жизни" корпорации. Планов на 2020-й в отчете нет, примечательно, что в следующем году истекает и срок Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, частью которой когда-то стал "Урал промышленный - Урал Полярный".
Безусловно, век "КР" укоротил одиозный менеджмент: при Олеге Демченко Уралу обещали масштабные горно-рудные проекты; "без вести пропавший" гендиректор Александр Белецкий, итоги работы которого изучали (но почему-то так и не закончили) следователи; "человек Тимченко" Серей Маслов, который пообещал Югре судостроительный завод, а Тюменской области - новую птицефабрику, но так их и не построил; а затем "временный" Сергей Новицкий, поставивший точку в деле, которому так или иначе помогали все предыдущие руководители - доведения "Корпорации развития" до банкротства при все новых щедрых бюджетных вливаниях.