28 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика За рубежом

Последнее китайское. Ждать ли в Гонконге "новый Тяньаньмэнь"?

Специальный репортаж Накануне.RU

В Гонконге я не был пять лет, с тех самых пор, когда на его улицах стояли палатки "зонтичных революционеров".

Добирался поездом от города Чэнду на западе страны, мобильный интернет в дороге работал плохо, поэтому вечером 7 августа, приближаясь к границе Специального автономного района, последних известий я не знал и внутренне готовился к неприятностям вроде закрытия КПП и усиления досмотров. Из сообщений в СМИ казалось, что сейчас город полностью охвачен хаосом и насилием.

К моему удивлению, ничего этого не было. Переход, расположенный рядом с вокзалом Шэньчжэня, работал в обычном режиме. Никакого ажиотажа и никаких толп желающих попасть в Гонконг, или, напротив, покинуть его.

Хотя Гонконг – Специальный административный район в составе КНР, для его посещения действует отдельный режим, силовики и иммиграционный контроль там тоже свои. Поэтому в Шэньчжэне тебя провожают китайские пограничники, ставят штамп о выезде из Китая, а далее встречают уже местные.

Это к вопросу о том, почему пекинское руководство не может так просто взять и перебросить на подавление беспорядков силовиков из других частей страны – в рамках концепции "Одна страна – две системы" правоохранительные органы в Гонконге работают автономно, на основе собственного законодательства. Законы эти были созданы ещё на базе английского прецедентного права, поэтому тревога о скором конце "двух систем" безосновательна – переделывать на общекитайский лад вообще всю жизнь в городе никто не собирается.

С колониальных времён в Гонконге сохранилось левостороннее движение и двухэтажные автобусы(2019)|Фото: Накануне.RU

Однако именно опасения, что Пекин возьмёт город под свой контроль, стали поводом, чтобы вывести людей на улицы. В 2014-м "спусковым крючком" была попытка реформы избирательной системы, а сейчас – поправки в закон об экстрадиции, согласно которым, обвиняемые по ряду уголовных или экономических статей могут быть переданы правосудию за пределы Гонконга, в материковую часть КНР.

Митинги против именно этих поправок собирали до 2 млн человек – почти треть от общего числа горожан. Значит ли это, что миллионы гонконгцев беспокоит их выдача на материк по уголовному обвинению? Вряд ли, судя по всему, закон лишь повод, тогда как действительные причины лежат гораздо глубже.

Но обо всём по порядку.

"Увидишь молодёжь в чёрном – лучше уходи"

В будний день метро, конечная станция которого находится у самого пограничного перехода, работало исправно, поезда в центр уходили без перебоев. В районе Цим-Ша-Цуй ничего не напоминало о том, что ещё позавчера полицейский участок тут забрасывали камнями и бутылками с горючей смесью.

Я отправился на собственно остров Гонконг. Стояла тридцатиградусная жара с высокой влажностью, как в русской бане. Не то что протестующих, даже прохожих на улицах было немного. Корабли между разными берегами бухты Виктория ходили, как обычно.

Корабль в бухте Виктория, Гонконг(2019)|Фото: Накануне.Ru

И разве что антикитайские граффити, наклейки да плакаты напоминали о существующем в городе недовольстве. На фото ниже на "тонущем Титанике" изображена "губернатор" САР Кэрри Лам и написано множество претензий протестующих к руководству.

Антиправительственные плакаты в Гонконге(2019)|Фото: Накануне.Ru

Зашёл в чайный магазин, хозяйка Мэй, женщина лет пятидесяти, удивилась: "Нашёл же когда приехать, у нас тут сейчас всё время протесты".

Говорю, что пока никаких демонстраций не встретил. "Это сейчас немного успокоились. А недавно остановили метро и пришлось час простоять под землёй во тьме, – отвечает Мэй. – А так вообще мне из-за демонстрантов страшно. Если где увидишь молодёжь в чёрном – лучше уходи оттуда".

Банковский служащий Том относится к протестам спокойнее – рассказывает, что и сам ходил на митинги в июне, так как недоволен стремлением Пекина "контролировать всё".

"Но сейчас я не в авангарде, не с теми, кто дерётся с полицией. Надо ведь работать, если со мной что-то случится, то кто будет помогать семье?" – рассказал Том.

Он согласен, что протестующие уже срываются до откровенного хулиганства, но сетует, что и двухмиллионная мирная акция ничего не дала.

– А не боитесь, что ваших полицейских сменят материковые и пресекут беспорядки совсем жёстко? – спрашиваю его.

– Нет. Введут они войска, а что дальше? Здесь много тонкой работы, которую материковые сделать не смогут. Их учения в Шэньчжэне – это больше для того, чтобы для своих силу показать....

Корабль в бухте Виктория, Гонконг(2019)|Фото: Накануне.Ru

Забастовка в аэропорту

В будние дни в Гонконге кажется, что все разошлись по своим делам и активность протеста пошла на спад. Однако в выходные митингующие снова напомнили о себе.

На улицах до самого вечера субботы их не было видно, но неожиданно много людей в чёрных футболках появились в аэропорту. В зоне прибытия стояла огромная толпа с плакатами. Время от времени они скандировали какие-то лозунги.

Демонстранты в аэропорту Гонконга 10.08.2019(2019)|Фото: Накануне.Ru

На тот момент участники этой забастовки ещё не блокировали работу аэропорта. Между ними существовали коридоры, по которым прилетевшие в Гонконг могли свободно покинуть терминал. В этом коридоре казалось, будто попал в толпу промоутеров.

– Возьмите листовку про ситуацию в Гонконге!

– Карта, карта метро Гонконга, с местами преступлений режима!

– Вот ещё листовка!

– Нет, эта уже есть, спасибо... – отвечаю протестантам-промоутерам.

Аэропорт Гонконга закрылся из-за "забастовки" в главном терминале(2019)|Фото: Накануне.RU

Основные требования в листовках включают полный отзыв поправок в законопроект об экстрадиции, созыв независимой комиссии по расследованию действий полиции и запрет на то, чтобы называть акции "бунтом".

Аэропорт Гонконга закрылся из-за "забастовки" в главном терминале(2019)|Фото: Накануне.RU

Аэропорт Гонконга закрылся из-за "забастовки" в главном терминале(2019)|Фото: Накануне.RU

Стояние в аэропорту продолжалось, число участников увеличивалось. Там в миниатюре повторился общий сценарий "цветных революций" – от рисования и раздачи открыток-листовок – к беспорядкам. К понедельнику протестующих скопилось так много, что они в итоге парализовали работу воздушной гавани. Двух материковых китайцев, один из которых был корреспондентом издания Global Times, схватили, заподозрив в работе на спецслужбы КНР. Заложников пришлось отбивать полиции.

аэропорт взлётно-посадочная полоса впп(2018)|Фото: Фото: Накануне.ru

В остальных частях города в выходные уже тоже шли столкновения с полицией, снова использовались бутылки с зажигательной смесью. Аэропорт был разблокирован только в среду, однако это произошло без штурма, после того как суд специальным решением запретил проведение там акций протеста. Под пикеты теперь отведены два участка воздушной гавани рядом с выходами, где демонстранты не будут мешать прилетающим. По похожей схеме (после иска от транспортных компаний) убирали с городских магистралей лагеря "революции зонтиков" в 2014-м.

аэропорт взлётно-посадочная полоса впп(2018)|Фото: Фото: Накануне.ru

От 2014-го – к 2019-му: эскалация протеста

Стоит заметить, что беспорядки в ходе акций протеста не приводят к тому, что требования, изложенные в листовках, удовлетворяются. Более того, на этой неделе власти Китая впервые заявили, что видят в происходящем признаки "цветной революции", а применение бутылок с зажигательной смесью назвали проявлением терроризма.

И надо признать, что обстановка в Гонконге сейчас куда сложнее, чем была пять лет назад во время "революции зонтиков". Если раньше демонстрации проходили по выходным, а в остальное время город жил более-менее обычной жизнью, то теперь протесты продолжаются порой и в будни тоже – неожиданно для всех парализовавшая работу метро акция началась в понедельник.

В 2014-м демонстранты приходили поругать власть после работы и даже убирали за собой мусор. Теперь появились профессиональные митингующие, провоцирующие драки с полицией, а от "коктейлей Молотова" пока лишь чудом никто не погиб.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

Многие признаки "цветной революции" и впрямь налицо. В лагерях "революции зонтиков" не было заметно и флагов Великобритании и США. Теперь же они встречаются повсеместно, а символика КНР демонстративно оскверняется. Кто-то целенаправленно играет на обострение, а многочисленные горожане в чёрных футболках выступают в этом спектакле добровольными статистами. За всем этим стоят большие экономические интересы.

Идейный вдохновитель нынешних гонконгских демонстраций – оппозиционный медиамагнат Джимми Лай. Он уже "засветился" на переговорах с высокопоставленными американскими чиновниками. Его принимали вице-президент США Майкл Пенс и Госсекретарь Майк Помпео.

Гонконгский оппозиционер Джимми Лай(2019)|Фото: hk.news.appledaily.com

Гонконгский оппозиционер Джимми Лай и вице-президент США Майкл Пенс(2019)|Фото: hk.news.appledaily.com

В 2014-м контакты гонконгских протестующих ограничивались дипломатами и экспертами. Но и удивляться этой новости не стоит – Белый Дом неоднократно испытывал на прочность политику "Одна страна – две системы" на Тайване, так что вмешательство в дела Гонконга вполне закономерно. Нестабильность в важном финансовом и логистическом центре Китая на руку Вашингтону в торговой войне. А, учитывая, что в противостоянии с США Китай всё больше сближается с Россией, неудивительно и одновременное вмешательство Белого Дома во внутренние дела сразу обеих стран.

Однако и выводы вроде: "Китай перестал закупать сою в США – и на другой день протестующие заблокировали метро Гонконга" были бы сильным упрощением. Всё же протестующие выходят на улицы не по прямому приказу американских властей. У затяжного гражданского противостояния, несомненно, есть и внутренние причины. Как и в России они тоже есть.

Пять лет назад протесты ограничивались центром города. Теперь же важные события происходят даже в удалённом Ша-Тин на Новых Территориях. Там бесчинствующие радикалы в торговом центре избили полицейских, одного из которых сбросили с эскалатора. В ответ на это полиция стала проявлять больше агрессии при разгоне митингов.

Именно после тех событий на помощь полицейским в разгоне демонстраций пришли люди в белых футболках, которых считают представителями триад – местной организованной преступности. Закон об экстрадиции, к слову, не вызывал никакого недовольства у триад ранее, зачем же им вмешиваться в политический протест теперь?

Дело в том, что митинги с политическими требованиями стали напрямую угрожать бизнесу. Закрытие аэропорта обрушило стоимости акций базового перевозчика Гонконга – Cathay Pacific Airways до десятилетнего минимума. Издание South China Morning Post пишет, что владельцы недвижимости в районах Норс Пойнт и Юэн Лонг, где также происходят протесты, начали продавать её со скидкой в 5-10%. Демонстрации и забастовки сказываются на таких секторах как гостиничный бизнес, розничная торговля и авиация. При этом банки не снижают ипотечных ставок по кредитам. Не исключено, что это делается для сокращения банковских рисков в преддверии вывода средств и депозитов из Гонконга.

Но если среди миллионов вышедших на мирные акции были люди, представляющие самые разные слои общества, то в числе задержанных – преимущественно безработная молодёжь. Похоже, назревает большой передел собственности, а "пекинская угроза" оказалась удобным поводом, чтобы вывести на улицы горожан. Всё это – лишь вершина социальных и экономических проблем. Так что семена американской пропаганды ложатся на благодатную почву.

1989-2019: Тяньаньмэнь спустя 30 лет?

Насколько далеко может зайти происходящее – сказать сложно. Очевидно, что определённые силы играют на обострение. Если допустить, что протесты – разменная монета в игре Вашингтона и Пекина, то идеальным именно для США был бы сценарий "Нового Тяньаньмэнь" – ввода силовиков с материка.

Такой шаг сам по себе дал бы повод для новых санкций, а возможные нестабильность и кровопролитие "Нового Тяньаньмэнь" были бы вескими основаниями обвинить Китай в тоталитаризме и нарушении принципа "Одна страна – одна система".

Пекин со своей стороны регулярно заявляет о готовности отстоять свой суверенитет. И даже публикует видео с учений Народной Вооружённой полиции, где отрабатывается разгон протестующих, очень похожих на гонконгских.

Позже бронетехника китайских силовиков была замечена в Шэньчжэне, однако административную границу так и не перешла.

До сих пор Пекин проявлял выдержку даже после захвата Законодательного совета, и после того, как протестующие сорвали государственный флаг и выбросили его в море. Аэропорт также удалось освободить без штурма и применения слезоточивого газа.

Похоже, Китай и дальше продолжит, насколько это возможно, воздерживаться от применения силы, а радикалы будут стараться спровоцировать его на этот шаг. "Последнее китайское" с материка уже прозвучало. При этом ждать скорого ввода китайских войск не стоит – защита от внешнего вмешательства будет решительной, однако ликвидация гонконгской автономии невыгодна прежде всего самому Пекину.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС